Тульский краеведческий музей

May 13, 2014 19:27

В любой поездке краеведческий музей - это непонятный и рискованный объект.
Неловко сказать, но везде одно и то же. Сначала немого камней, первых инструментов, первой посуды. Потом пещеры побольше и появились копья. Потом изба крестьянина и платья крестьянок. Потом книги, посуда, первые школы, первый университет. Потом военный зал, потом современный быт и несколько чучел в зале природы.

И каждый раз стоишь перед музеем и не можешь договориться сам с собой - идти или не идти.

На наше счастье в тот момент, когда мы шли мимо краеведческого музея Тулы, пошел дождь. И у нас не было выбора.
На наше второе счастье у кассы уже стояло четыре человека. Они обсуждали, что заказали бы экскурсию, если бы было больше народа. Мы присоединились. Правила заказа экскурсии чудовищные - мы всей толпой делали это 15 минут, ничего непонятно, какие-то сложные формулы, расчеты, коэффициенты.
В итоге всё оформили и к нам вышел экскурсовод - мужчина в толстых очках. Вадим Вадимович.
Представитель от группы пытался отдать ему бланк заявки на экскурсию. Экскурсовод ответил, что бланк, наверное, надо отдать в кассу. "Только не в кассу!" - хором вскрикнули замученные гости.

И мы пошли в первый зал, к раковинам.
Когда-то на месте Тулы было море. Тула была в южной, мелководной части. Море кишело живыми существами. На витринах много кораллов, древнейшие животные, ископаемые материалы. Наш экскурсовод рассказывал увлеченно, интересно, очень подробно. Про каждый образец мог сказать, откуда он взялся и где есть интересные места вокруг Тулы, где можно увидеть следы времени.
Мы с мужем переглянулись: "Кажется, экскурсовод геолог".
Смешливый внутренний голос у меня в голове добавил: "Прекрасный сюжет для Хармса. Обзорная экскурсия о городе: сначала час рассказов про ископаемые и ракушки, а потом бегло "позже появились люди, впрочем не будем углубляться".

Но вышло иначе. Вадим Вадимович не меньше знал о природе и животных края, о добыче и промышленности от древности до наших дней, об образовании, быте, военной истории, о приготовлении мяса на костре, о монетах с номинальной и неноминальной стоимостью, о связи геологии и археологии, туризма и биологии. Экскурсия длилась немного больше двух часов, после завершения каждый гость протиснулся вперед, как-то поблагодарил, пожал руку. Музей уже должен был закрыться, но сотрудники кассы и гардероба дождались нас и не ворчали, а с улыбкой смотрели на разволнованных гостей.
Как здорово!

И немного цитат и заметок на память:
- Для обработки камня жители образовывали небольшие общины, где делили работу между собой. Так что города, обслуживающие один завод, появились уже много тысяч лет назад.
- Выплавка меди пришла в регион раньше, чем выплавка железа, хотя железо местное, а медь привозная. Причина в том, что у меди температура плавления ниже, её можно плавить просто в костре. А для железа нужно специальное оборудование и сильный нагрев.
- Вот окаменелый остаток животного. Первооткрыватель назвал его .... (быстро говорит что-то на латыни, хохочет, всем видом показывает, что это отличная шутка. выждав немного поясняет)..., что значит "стопкотарелочник тульский". И правда, объект очень похож на стопку тарелок.
- Были замки, значит было, что стеречь.
- На этой витрине почему-то стоит винтовка Мосина. Конечно, логичнее было бы, если бы она стояла на соседней. Давайте я расскажу, как логичнее.
- Чем южнее регион, тем ярче одежда.
- Рельсы для конки на главной улице Тулы. Лошади тащили тележки по рельсам, так было легче.
- Первая мировая война нанесла огромный удар по сознанию людей. Сам факт того, что людей можно, например, выкосить газом, сделал мир другим. Во многом причина второй мировой войны в жажде реванша после первой.
- Вот чучело волка, которое было сделано в конце XIX века. Волк прожил не так долго, но в виде чучела практически обрел бессмертие.
- Как устроена засека? Деревья валят на землю, кроной по направлению к наступающей коннице. Это делает район крайне труднопроходимым.
- Размеры медведей увеличиваются с запада на восток - от 100-килограммовых на западе России до 700-килограммовых на Камчатке.
- Маленький, но очень дерзкий хищник ласка (прим: угадайте, как меня теперь называет муж)
- И, раз уж мы заговорили об охоте с использованием ловчих птиц... (и рассказ на 30 минут)
- Рассказ о встрече с неясытью в лесу: она расправила крылья и улетела - абсолютно бесшумно. Глаза видят, но не верят, так как ни звука.
- Бобр как инженер-градостроитель. "Мы с женой были возле бобровых плотин. Бобры используют ветки, а стволы бросают, это для них мусор. Жена говорит "Как много стволов!" А я ей "Что поделать, каждая цивилизация обладает избыточностью!"
И хохочет. Потом снова поясняет для группы - это базовый принцип развития. Цивилизация не может потреблять в равной мере всё. У кого-то остаются стволы, у кого-то ветки.
- Как отличить плывущего бобра от ондатры по хвосту? У бобра хвост ходит сверху вниз, а у ондатры из стороны в сторону.
- Дрозд-рябинник любит рябину. Съеденные семена не теряют всхожесть, наоборот, она повышается. Как-то в командировке в Средней Азии экскурсовода привезли посмотреть на аномалию. На безлесной местности вдруг растут ряды рябин. А это дрозд съедает гроздь рябины, летит и гадит. Конкуренции нет и семена приживаются.
- Можно предположить, что мощное нашествие короеда под Москвой и в Тульской области связано с засухой 2010 года. Деревья (особенно ели, у них корневая система проходит неглубоко) ослабли и короед воспользовался этим.

Вот это музей, вот это экскурсовод!

Все рассказы про Тулу - все семь штук :) - здесь

Россия, экскурсии, люди, Тула, музеи, путешествия

Previous post Next post
Up