Это мой самый любимый музей в Кембридже. Вот их
сайт.
Музей носит имя Роберта Скотта, человека, покорившего Южный полюс. Месяцем после Амундсена (Скотт узнал, что упустил первенство, непосредственно на полюсе, увидев норвежский флаг). И погибшего на обратном пути вместе со своими товарищами и спутниками. Это было ровно 100 лет назад, в 1912 году.
Это драматическая и величественная история.
Я нашла поразительную книгу - дневники Скотта.
«Мы уже зашли на юг дальше, чем кто-либо до нас. Каждый шаг вперед - новая победа над неведомым, - записывал Скотт в свой дневник. - На всех наших картах Антарктики за восьмидесятой параллелью нарисован простой белый круг… даже линии меридианов кончаются, упершись в этот круг. Мы всегда стремились проникнуть в глубь этого пространства, и теперь, когда мы добились своего, оно перестает быть белым пятном; это вознаграждает нас за многие лишения». О жизни Скотта есть отличная
статья в русскоязычной Википедии.
Холл музея с двумя картами на потолке - северный и южный полюс.
Музей устроен при институте полярных исследований, но, в отличие от многих других музеев Кембриджа, например, зоологического или археологического, рассчитан на самую широкую аудиторию. Дети, взрослые, кто угодно.
На входе можно взять планшет с заданием - нужно найти в экспозиции разные предметы, которые исследователи полюса использовали для приготовления пищи, ориентирования, в качестве транспорта и т.д.
Блокнот с зарисовками. Меня всегда очень впечатляют такие блокноты. Ведь это было совсем недавно - сто, двести лет назад по всему миру в экспедициях находились ученые, у которых не было с собой фотоаппаратов. И они делали зарисовки того, что им встречалось, чтобы показать это миру.
Очки для защиты глаз.
У меня дома полка горного снаряжения. Как сильно оно отличается от того, чем приходилось довольствоваться исследователям (даже не простым путешественникам, а исследователям, которые работали во славу и от имени своей страны).
И инструменты - какие тяжелые и примитивные инструменты:
Еда:
Походные галеты. Размером с голову, очень большие.
Британский флаг над Северным полюсом. Конец XIX века.
Инструкция по созданию снежного домика на основании каркаса из рюкзаков.
Книга родом из Америки:
А вот кульминация - записные книжки и прощальные письма Скотта.
Когда на обратном пути после покорения полюса исследователи оказались надолго запертыми в палатке непогодой, больные, изможденные, практически без еды и всё еще вдали от цивилизации (до ближайшего склада с едой было 20 километров, а до людей более 100), в какой-то момент стало понятно, что гибель неминуема.
И они стали писать письма родным, надеясь, что однажды их палатку кто-то отыщет и передаст письма по назначению.
Меня потрясает поведение Скотта в этой ситуации. Прежде всего он написал письма родным своих спутников-подчиненных-товарищей. Друзей.
Он писал жене Эдварда Вилсона: "I should like you to know how splendid he was at the end". "Я хотел бы, чтобы вы знали, как великолепно он держался в самом конце". Он писал матери Генри Бауэрса, что их путешествие близится к концу и он проводит эти минуты рядом с двумя благородными и мужественными мужчинами, одним из которых является её сын.
Последним он написал письмо своей жене и подписал его "to my widow" - моей вдове.
Когда тела исследователей были найден, Cкотт был найден рука об руку с Вилсоном, his lifelong friend.
Записка Скотта:
Капитан, Ваши письма дошли.
======
Еще при музее есть отличный магазин с книгами об Арктике и Антарктике, о полярных исследованиях и исследователях. Я купила великолепную книгу с описаниями различного вида льда и ледников.
А какие там сборники фотографий и отдельные открытки:
Музей совсем маленький - три зала в сумме.
Но он такой, каким и должен быть музей. После него ты не такой, как до.
Оглавление со всеми рассказами про Кембридж и немного другой Англии