Еще до поездки я много слышала о Неаполе. Много плохого.
В основном про мусор и мелкий бытовой бандитизм.
Надо отметить, что когда вечером выходишь на площадь перед главным вокзалом, в это легко поверить.
Еще я читала, что первое желание, которое возникает при посещении этой площади, это скорее уехать обратно (обычно в Рим). Пусть пропадает оплаченная гостиница, лишь бы не быть в этом неуютном городе. И это тоже недалеко от правды :)
И многое другое тоже правда. Например то, то Неаполь - один из самых поразительных и любимых городов за всю поездку.
Фотографии под катом. Рассказ под катом. Если можно, прочитайте его не спеша. Если можно, напишите что-нибудь в ответ.
Мы приехали в Неаполь вечером, заселились в весьма обшарпанный Starhotel Terminus (дорого и якобы 4 звезды, в реальности полуразрушенные номера и слабоконтактный персонал) и решили пойти поужинать. Сильно далеко от гостиницы мы не ушли - как только пробуешь свернуть с ярко освещенной площади, небеспричинно становится не по себе. Примостившись в небольшом ресторанчике поблизости, оценили цены (почти в два раза ниже, чем в Риме) и роскошные местные дыни. Ночью в нашем номере ломался душ, поэтому мы переселялись в другой. Потом ужасный завтрак. Ничто не способствовало расслаблению :)
Утром мы обзавелись картой и пошли в сторону главного собора, Дуомо. Я мастер радоваться мелочам, поэтому поначалу бодрилась тем, что идем по улице с вкусным названием - via Carbonara. Вполне возможно, что название улицы (и самой пасты) происходит от слова carbonaro - угольщик. Мне очень нравится версия, изложенная
тут.
Но в тот момент мне хотелось думать, что улица названа в честь пасты. Хоть какое-то утешение в мрачном привокзальном мире.
Вскоре мы свернули на улочку поменьше и набрели на церковь Santa Maria Della Pace.
На её двери висел плакат на украинском: "Коли заходиш до храму, вiдкрий своє серце для Бога и виключи мобильный телефон". И плакат про ассоциацию украинских жинок в Неаполе. Под плакатом была рекламка украинца-стоматолога. А сбоку объявление о том, что собирается паломническая поездка в аквапарк и зоопарк. Внутри - краска с одного купола отваливалась кусками, а другой купол был покрыт плесенью.
На иконах висели рушники, а алтарь украшен детскими игрушками - паровозики, неваляшки.
Весь храм был обильно украшен пластмассовыми цветами. Я поспешила уйти, всячески не признаваясь себе в возникшем сильном ощущении, что здесь молятся неправильно. Муж задумчиво вышел за мной.
Улицы Неаполя узенькие, по ним со всех сторон летают скутеры. Выше - джунгли из стиранного белья.
А вот главный собор. При входе написано по-итальянски "не фотографировать".
Я фотограф, мне важно фотографировать. Но если в явной форме попросили, нарушая, можно обмануть только себя. Убрала фотоаппарат, зашла внутрь и пропала. Внутри одновременно свет и полумрак. Очень высокие идеально красивые своды. Воздух - чистый, необыкновенный. Ни времени, ни стен, какая-то безупречная красота. После того, как собор меня так принял, особенно порадовалась решению выполнить его просьбу не фотографировать.
А вот собор через дорогу от Дуомо - светлый и пустынный музей. Осторожно на входе, сверху падают увесистые куски штукатурки.
Что-то заставило нас вернуться в украинскую церковь. Мы присмотрелись к лику Мадонны в окружении пластмассовых цветов.
К вышивкам на рушниках вокруг икон. К коробкам из-под обуви - на них было написано "для пожертвований" и выведены ручкой какие-то красивые бантики. Пять лет, лето, в деревне у бабушки.
К иконам - они просто лежали на столе.
Посмотрите на сердце Спасителя и сердце Марии.
К рисункам и игрушкам, наваленным у алтаря.
Что было, тем храм и украшали, от сердца.
Первое ощущение было такое - здесь неправильно молятся.
Второе - здесь молятся.
Изрядно притихшие мы пошли дальше бродить по улочкам.
Если ты здороваешься с неапольцем, он с любопытством здоровается в ответ. Очень часто на дверях или окнах висят игрушки, открытки, пластиковые цветы. Что было.
Над входом во многие дворы висят сердечки или аисты. В доме свадьба или рождение ребенка. Ниже записка о времени празднования.
Мы с открывшимся сердцем бродили и бродили по городу. Я увидела открытое окно, из которого торчала швабра. И уже влюбленно заурчала что-то о том, как высокохудожественно она висит. Тут долго молчавший муж заговорил:
- Неаполь прекрасен. Но. Надо помнить, что если тут на тебя что-то капает сверху, то это НЕ кондиционер.
Накал страстей немного спал и оказалось, что мы как раз вышли к "Michele" (Mercato Cesare Sersale, 1/3). Это старейшая неапольская пиццерия, она открыта с 1870 года. Интерьер прост:
На входе очередь, надо взять талончик с номером.
Мы прождали минут 10. В меню три вида пиццы - маринара (с чесноком), маргарита, двойная моцарелла. Официанты вроде бы говорят по-английски, но заказ выполняют на свой вкус. Нам вместе маргариты и двойной моцареллы принесли две двойные моцареллы, хотя кивали и улыбались.
Это было вкусно. Хотя тут сложно говорить что-то в превосходной форме - в Италии нам очень часто было вкусно :) Для меня это был не столько обед, сколько прикосновение к истории пиццы.
Потом мы на пару дней съездили на Искью, вернулись и продолжили ту же самую прогулку по городу.
Вот Неаполь с моря:
Меняем масштаб - а вот неапольская ромовая баба. Тут название произносят "бабА" - с ударением на второй слог. Вот это очень, очень, очень вкусно. Всемерно рекомендую Grand Cafe Souvenir, расположенное в районе пересечения via Duomo и via Anticaglia, в двух минутах ходьбы от Дуомо (в Неаполе всё grand cafe :) ).
В какой-то момент снова зашли в Дуомо. Утром была свадьба и на неярко освещенном полу были рассыпаны лепестки роз. Я привычно щелкнула фотоаппаратом. И вспомнила, что фотографировать нельзя. Больше не стала. Так на память остался очень правдивый кадр о соборе - полумрак, деревянные скамейки и белые лепестки роз.
Видели мы и горы мусора (раза три и не так страшны эти горы).
История в том, что какое-то время назад в Неаполе случился мусорный кризис. Сначала мафия отстрелила тех, кто занимался сбором и вывозом мусора, и стало некому. Потом закончилось место в мусоросборниках за городом. Потом пытались вывозить мусор за границу, но его не хотели там принимать. В иные годы горы мусора на улицах вырастали чуть не до третьих этажей. Сейчас, кажется, ситуация начала улучшаться.
На крошечной улице неподалеку, за полуоткрытой дверью увидели что-то светящееся. Почти прошли мимо, но прибежал хозяин, распахнул дверь и жестами попросил зайти. Небольшая комнатка, в ней рождественский вертеп - целый город с Богородицей, младенцем, волхвами, прочими гражданами, улицами, домиками, сотнями свечей.
Жизнь вышла за пределы сюжета и вся комнатка обжита фигурками, переходами, свечами, картинками. Ходили по комнатке, заглядывали в крошечные окошки, шептались: "Ух ты, какая работа! А зачем это, в чем профит?"
Жестами показывали хозяину, что очень красиво. А он стоял на улице, около входа, смотрел на нас, улыбался нашему восторгу. Вот и весь профит.
Потом Неаполь поил нас свежевыжатыми соками и кофе, показывал разноцветные домики, кошек, колоритных бабушек на скутерах, удивительные дома и продовольственные магазинчики с колбасами больше человеческого роста.
И рыбные рынки тоже показывал :)
А потом мы уехали, пробыв в Неаполе какое-то смешное время - два неполных дня.
И увезли совсем маленькое воспоминание - это город, где люди живут. Небогато, нелепо, шумно. Как приехавшие из деревни неловкие родственники, над которыми ты посмеиваешься и в то же время слегка опасаешься - мало ли.
До тех пор, пока вдруг не заметишь, что ты в свободные полчаса вечером смотрел смешные картинки в интернете, а тетьшура постирала и отгладила белые занавески.
Чтобы кто-то проходя посмотрел на окно и у него был маленький праздник.
Все мои рассказы про Италию