Площадка могущества

Mar 25, 2013 16:37

Оригинал взят у dedin в Площадка могущества

Использование теории Грейвса позволяет более точно принимать решения, касающиеся изменения поведения социальных групп.
_____________________________________




Во второй половине 20-го века появилось множество теорий, описывающих индивидуальную эволюцию сознания исходя из наблюдаемых, эмпирических данных. Пиаже (Piaget) наблюдал за когнитивной линией развития, Кольберг (Kohlberg) - за моральным развитием, Левингер (Loevinger) - за развитием самосознания, Маслоу (Maslow), автор знаменитой «пирамиды Маслоу» - за развитием потребностей, Грэйвс (Graves) - за развитием системы ценностей. Согласно теории спиральной динамики Грейвса, на верхнем уровне культурной холархии существуют так называемые ценностные мемы высшего порядка - в английской терминологии vMeme (далее - цМемы). Каждый цМем представляет собой систему ценностей, которая в конечном итоге вызывает определенные верования, социальные группирования, паттерны мотивации, организационную динамику, цели.
        Если мы искусственно пытаемся привнести в общество решения или структуры, соответствующие цМему, отличному от того, на котором находится общество, они будут отторгнуты. Модель является иерархической, то есть цМемы в ней идут в порядке нарастающей сложности, но при этом открытой, то есть конечная точка неизвестна. На сегодняшний день описаны восемь уровней холоархии, которые представлены ниже.

1 Бежевый - автоматическое, инстинктивное мышление.
Уровень каменного века- доминируют инстинкты выживания, человек ведет себя в целом как животное, хотя и самое умное. Социальная организация: небольшие племенные группы.
Этика: отсутствует. Этично то, что способствует выживанию. Современные примеры: новорожденные и очень старые люди.
Предпосылки к переходу на новый уровень: осознание себя как личности, постижение причинно-следственных связей, озабоченность выживанием, которое требует группового взаимодействия.

2 Фиолетовый - анимистичное, племенное.
Анимистическое, магическое, приземленное мышление. Индивидуум подчиняется интересам группы. Акцент на групповых ритуалах и поклонению духам. Кровные связи очень сильны. Сильная власть шаманов/вождей.
Этика: этично все, что идет на пользу племени. Современные примеры: племена Африки.
Предпосылки к переходу: появление доминантного эго, личности, которая сильнее группы, ограниченность ниш для существования.

3. Красный - эгоцентричное, силовое.
Жесткий авторитаризм, проявляется в рабовладельчестве или подобных формах эксплуатации неквалифицированной рабочей силы. Власть через лидера и нескольких вассалов (двухуровневая модель). Убеждение, что люди ленивы и их нужно заставлять работать. Настоящие лидеры подавляют в себе человеческие эмоции. Характерен для ранних государств.
Этика: сильный прав. Современные примеры: уличные банды, африканские королевства.
Предпосылки к переходу: признание власти морали, поиск смысла и цели жизни, увеличение дальности планирования.

4 Синий - абсолютистское, священное.
Патриотичное мышление, единственно верный способ думать, подчинение власти, навязывание чувства вины за несоответствие групповым нормам, самопожертвование во имя высшей цели. Активная защита «своих» от посягательств «чужих». Хорошо работает в индустриальных экономиках. Появление сложных иерархий. «Мыслить локально - действовать глобально».
Этика: религиозная или квази-религиозная. Современные примеры: пуританские штаты США, современные конфуцианские китайские семьи, исламские государства.
Предпосылки к переходу: поиск лучшего выбора из многих альтернатив, поиск счастья в этой жизни, обнаружение ошибок церкви/руководства.

5 Оранжевый - материалистическое, достижения.
Рационализм, частное предпринимательство во имя собственного блага, экономическая мотивация, конкуренция улучшает производительность и качество товаров, способствует росту. Возможно, доминирующий цМем в современной Америке. «Мыслить локально - действовать локально».
Этика: светский закон превыше всего. Современные примеры: «капиталисты» США, Западной Европы.
Предпосылки к переходу: обнаружение того, что материальное благосостояние не приносит счастья, обновленное чувство коллективизма, недовольство конкуренцией и неравенством.

6 Зеленый - социоцентрическое.
Акцент на совместном росте, равенстве, гуманизме, толерантности, стабильности, внимании к вопросам окружающей среды. Мотивация - человеческие отношения и обучение. Ценятся открытость и доверие, а не конкуренция. Лидера становятся менее автократическими, иерархии размываются. Эффективность падает, наступает стагнация. «Мыслить глобально - действовать глобально».
Этика: законы важны, но они должны служить благосостоянию всех.
Современные примеры: социальные государства Европы, Гринпис, левое движение.
Предпосылки к переходу: слишком высокая стоимость коллективных решений, необходимость конкурировать с системами, несущими меньшее количество социальных обязательств.

7 Желтый - системное, интегрирующее.
Мотивация обучением, акцент на росте, изменениях, вызовах. Системное мышление, экология уходит на второй план (но сохраняется), на первых план выходит эффективность системы. Признание ценности хаоса и самоорганизации. «Мыслить глобально - действовать локально».
Этика: этика является предметом договора между людьми, а не государства.
Современные примеры: компании высокотехнологичного сектора.
Предпосылки к переходу: поиск порядка в хаосе, поиск направляющих принципов, соединение духовности и физики.

8 Бирюзовый - глобалистское, модернизаторское.
Синергетическое, голографическое мышление, возможность в полной мере видеть достоинства и недостатки предшествующих уровней, интегрируя их в единую целостность.
Современные примеры: теория Гайи, «глобальная деревня», идея плюралистической гармонии Ганди.

(источник)
___________________________________________________ конец цитаты, далее мои комментарии.

Мы же понимаем, что описание реальности - это игра.
Тем не менее, когда правила понятны, игра становится интересной. А иногда - даже полезной.
Теория Грейвса - достаточно понятно описала площадку, где создается могущество.
Она особенно интересна при работе с разными социальными группами, перемешанными в «общество» Эта теория является хорошим ресурсом для совершения более точных действий.

«Если мы искусственно пытаемся привнести в общество решения или структуры, соответствующие цМему (делее в тексте - «уровень»), отличному от того, на котором находится общество, они будут отторгнуты» - эта цитата - ответ на вопрос: «Что не делать?» (если вдруг собрался действовать).

Так, решена сразу половина задач.
Как же решается вторая? Какой тогда будет ответ на вопрос «Что делать?»
Вроде бы, поиск соответствующего ответа - вполне стандартная процедура.
По классике - начинается она с самоопределения. И с анализа ситуации.
Теория Грейвса, фактически говорит о том, что при самоопределении и анализе есть шанс «не попасть» в цветной уровень.

Пример.
Подумал, что все люди братья и я их брат, а на самом деле находишься на острове и братья - оказались людоедами.

Последствия этого понятны - непонимание, неадекватность, отторжение, а то и еще хуже.
Оглянувшись по сторонам, можно легко увидеть массу случаев непопадания и его последствий.
«Попадание» - это следствие точной идентификации  уровня, в котором собираешься действовать.

Если идентифицировал социальную группу или даже одного человека на принадлежность к определенному цветному уровню, то резко возрастает шанс на точную коммуникацию или интеграцию.

Пример.
Персонаж мультика знает, что весь мир нарисованный. Он знает, как принимать правильные решения в нарисованном двухмерном мире. Трехмерный и четырехмерный персонаж требует других правильных решений.

Если в мои задачи включены «двухмерные» персонажи, то я, отвечая на вопрос «Что делать?», обязан сначала понять, что мир, в котором я собираюсь действовать, - двухмерный.
Как только я точно определил характер мира, в котором собираюсь действовать (уровень), дальше уже нет проблем - запускается стандартная процедура принятия решений.
А если не определил точно «где я», то стандартная процедура может привести к непрогнозируемым последствиям.

Получается, что вопрос, требующий ответа, прост: «Как в быту определить принадлежность к определенному уровню?».
Отставим в сторону все методологические инструменты, типа - сопоставление действия, позиции, ситуации и деклараций.
Что ещё есть для бытового тестирования цветного уровня у человека или социальной группы?
__________________________

Есть гипотеза. Недоработанная.

В каждом уровне человек осваивает мир, пользуясь инструментами.
При этом, в подавляющем большинстве случаев, не напрягается переходом на другие уровни.
Ни «вверх», ни «вниз». И инструменты освоения своего мира, как правило, остаются постоянными.
По этим инструментам с достаточной точностью можно определить место уровня в общей иерархии Грейвса.

Что же за такие инструменты освоения мира?
Их довольно много (языки, виды мышления и ощущений), но их пакеты привязаны к четырем знаковым системам.
1. Алфавит
2. Цифры
3. Ноты
4. Знаки (не уверен)

Перемещение в иерархии Грейвса "вверх" означает по каждому из 4 направлений:
1. Количественное увеличение
2. Развитие взаимосвязей
3. Появление нового качества внутри знаковых систем.

Пример (только про количественное увеличение):
Более развитый язык, с большим количеством слов,
оперирование бОльшими цифрами
развитое чувство гармонии,
развитое чувство ассоциативного мышления

- дает более высокое место в иерархии уровней.

Бытовое определение уровня владения инструментами четырех знаковых систем - дело нехитрое.
Для теста собеседника достаточно нескольких минут разговора.
Для теста социальной группы - минимального жизненного опыта.

Ну и всё.

При некотором навыке можно различать не только - выше-ниже, но и определять конкретный уровень. После определения уровня - можно начинать классическую процедуру принятия решений.

Но - главное! именно для этого уровня.
Тогда всё получится.
.
Previous post Next post
Up