Поход. Турция. Ликийская тропа. Октябрь 2014

Nov 04, 2014 18:24

Думаю рассказывать что-то о истории самой Ликийской тропы нет смысла, ибо кому тема интересна уже начитан о ней. В этом посте хочется отобразить некоторые нюансы похода, о которых возможно упоминают не все туристы или не упоминают вообще и возможно помочь с организацией и планированием похода..

Наш трек маршрута: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=pmiuldcpqphzlnpf




Начать стоит с выбора группы от чего будет зависеть рацион питания, дисциплина (в следствии чего темп и все прочие нюансы), время похода и т.д. Мы шли вдвоем, приблизительно зная конечную точку маршрута и кол-во дней необходимых на прохождение (+1 день про запас), - это повлияло на нашу мобильность организованность и высокий темп.
Время выпало на октябрь месяц, не знаю как ходить там летом или весной, октябрь был хорош в плане температур и погоды (от части нам повезло с отсутствием осадков, но об этом позже).

Перелет был запланирован из Харькова, на турецком лоу-косте Pegasus, с пересадкой в Стамбуле до Анталии, стоимость перелета туда-обратно выходит где то в 220$. На обратном пути мы решили задержатся в Стамбуле на пару дней.



Добраться в Харькове до аэропорта нет проблем. От станции метро "Проспект Гагарина", ходит маршрутка №115, ходит часто (ехать минут 20). В аэропорту Харькова бесплатный открытый WIFI и вообще приятно. Наши рюкзаки были весом 15-17 кг соответственно, что проходило по лимиту (до 20 кг). Рекомендую все хорошо упаковать и подвязать все висящие лямки, треккинговые палки и прочее и сверху еще можно надеть какие то пакеты или обмотать целлофаном и скотчем (если не хотите начать поход без одной палки или каремата).



Из аэропорта Анталии ездит публичный автобус, конечной остановкой которого автовокзал Анталии. Автобус едит через всю Анталию по трассе D-400 и можно остановить его и выйти где угодно. Выйдя из терминала надо идти направо и уже в конце аэропорта увидите большой красный автобус. Пишут что цена проезда 3$, мы почему то не платили и проехали бесплатно)). Есть вариант приехать на автобусе сразу на автовокзал и начать маршрут, либо остаться на "акклиматизацию" в Анталии на ночевку. Мы выбрали второй вариант, потому что требовалось еще купить баллоны газа для горлеки (которые нельзя перевозить с собой), кстати купить баллоны можно в магазине на набережной улице. Магазин назвается "Tibet outdoor" (адрес не помню посмотрите в других постах..). Когда магазин закрыт они оставляют баллоны в подсобке у водителей такси напротив. По итогу похода на двоих человек нам хватило двух баллонов с головой, но куплено было 3 баллона((. Цена их кстати не дешевая в Турции. Вышло по $ 7 за балон 220 мл. С горелками есть свои нюансы, вы должны быть в ней уверены, бензиновые забиваются на бензине (в идеале использовать очищенное топливо, например "Калоша" или авиационное топливо). Наша на газе из баллона продержалась 6 дней (была уже не новая) и потом некоторые элементы начали постепенно распадаться от пламени, но на ней еще можно было готовить, правда расход и шум в ее работе поменялись не в лучшую сторону..



По Анталии, приятно погулять денек - по местным паркам, набережной и пляжам, возможно купить что то из продуктов с собой в поход, больше делать нечего)). По центру города ездит скоростной модный трамвай (цена 4 лиры (лира/2=$), но нам опять повезло и в тот день был бесплатный проезд, трамвай едет до автовокзала (не путать с туристическим старым трамваем который ходит по набережной).



В Анталии мало хостелов, но много отелей за 11-15$ с человека можно получить сносную комнату в центре на ночь, я рекомендую отель Marka Hotel http://goo.gl/NaSuIq , как опробованный. и Booking.com в помощь..) +При бронировании не перепутать Анталию с Аланией (которая находится рядом но это другой город), как это было в нашем случае))



По еде и общепите в Турции, лично я на опыте могу сказать следующее, в отеле ловите WIFI открываете Foursquare, ищите оптимальный вариант и туда идете есть! В остальных случаях рекомендую не есть в местах с отсутствующим меню (!) и отсутствующим чеком (!), только проверенные места с отзывами! В противном случае удовольствия от кухни и оплаты "непонятно за что", можно не получить, а практика такая у них есть)). Цены приблизительно на уровне Московских и в 2-3 раза выше Украинских, т.е. где то в среднем >10$ на нормально поесть.
По походной еде, рекомендуем планировать рацион исходя из замечательного поста на эту тему от Юрия Касьянова. http://kasy.com.ua/blog/item/397-raskladka
У нас все выглядело вот так:


По снаряжению, для Ликийской тропы критически важно подобрать или иметь следующее снаряжение (это минимум):
- треккинговые палки (у нас была одна на человека, впринципе одной хватает, но без них вообще никак);
- треккинговые ботинки, кроссовки (подошва как минимум Vibram, т.к покрытие сплошные камни, контроль голеностопа! Я шел в лайтовых NB для бега по пересечению на Вибраме. Все отлично, но больше никого в кроссовках не видал, кроме одного немца на коламбии, но он жаловался что они не доживут до конца похода);
- хороший каремат (или как говорят в россии ПЕНКА), у меня был надувной армейский терм-а-рест, у Вячеслава Терм-а-рест стандартный. Надувной это просто песня, ложишься на любые камни. С ижевскими попадаете в АД, как по мне)
- спальник на октябрь пойдет и летний, но лучше с запасом потому что на вершине 1800м ночью холод около +5+7.
- рюкзаков нам хватило в полном автономе по 55-65 литров.
- кепка+ очки, обязательно.
Все остальное на личное усмотрение.



Сразу же стоит отметить что маршрут выбранный нами, да и сама тропа в целом, не отличаются легким прохождением, особенно в первые 2-3 дня, когда рюкзаки полны а на теле нет живого места с непривычки. Наш темп был выдержан в прохождении каждый день по 20-25 км, каждый день это подъемы и спуски, или тупо подъемы)) Так что тут следует учитывать физическую и психологическую подготовку участников похода.

Итак!
День 1.
Наш маршрут (как и большинства) начинался в селе Гойнюк, Goynuk, это километрах в 60 от Анталии. Ехать с Автовокзала, на автобусе цена 3$ с человека (где-то час). Если есть время можно добраться автостопом, турки охотно берут на борт, и вообще лучший и приятнейший способ передвижения тут!



Автобус едет через центр села, которое представляет собой русскую деревню, видимо из за обилия отелей. Можно доехав на автобусе до центра потом пройти 3 км по самому городу, можно (как я уже смотрю теперь на карту)) выйти перед самим городом на трассе д-400 и срезать, сразу уйти в каньен по прямой проселочной дороге.



Вход на территорию заповедного каньона платный, стоит 5 лир. Далее тропа ведет нас вдоль живописных озер с рыбами, кафе и навесных мостов. Пройдя 1-1.5 км от пропускного пункта видим большой стенд с картой где нарисована Ликийская тропа, тут если приглядеться именно Ликийский маршрут уходит на склон вверх за стендом, а к каньону надо идти дальше по обычной дороге (по которой кстати можно подъехать на джипе за отдельную плату).



Далее если вы идете именно к каньону рекомендуется подняться по дороге до источника, там спрятать рюкзаки в кустах и пройтись посмотреть на сам каньон. Посещение каньона без снаряжения запрещено, само снаряжение можно арендовать (каска, гидрокостюм) стоит примерно 12$. После каньона, забираем рюкзаки, идем к стенду и стартуем на саму тропу. Большую часть оставшегося дня вы будете топить вверх, с небольшими перепадами высот, после перевала будет первый источник (и единственный после каньона и до стоянки). После перевала спуск в каньон занимает где то около 1,5-2 часов. Стоянка в русле реки (ручья).



Солнце исчезает к 19:00, в горах еще раньше, так что ориентировочно планируем прибывать на место стоянки в 17 часов. Вода в ручье проточная, но с неприятной живностью местами в виде жаб, говорят пить нельзя но мы пили.. Желательно кипятить конечно.. Так же в ручье можно искупаться целиком, чего не будет дальше в течении 3 дней)) Километраж вместе с походом к каньону у нас в этот день составил 25 км., подъем с 0 на 700 метров и спуск в каньон на ночевку на высоту 360 метров, что сказалось на день следующий! Вообще же, рекомендую потренироваться как то перед походом ибо нагрузка первого дня ложится сразу на второй (самый сложный день). И тщательно изучить график перепада высот на треке, чтобы понимать сколько идти в гору и вниз каждый день.



День 2.
По моему личному ощущению самый сложный, сложности как я уже писал выше две: 1 - это усталость от первого дня, 2 - реально длинный участок, сложный как и перепадами высот так и тем что легко можно заблудится и пойти туда куда не надо ходить).





Тропа идет через гранатовые поля местами (WP4, WP6), и через села фермеров заводящих тропу к себе на кемпинге чтоб срубить денег... На участке есть несколько источников, обед был рядом с источником (WP7) рядом с ним большая емкость с водой и жабами, в обеды рекомендую хорошо отдыхать минут по 40 (особенно в этот день). Далее идет грунтовка в точке (WP8) трек разделяется на северный и южный, мы шли по северному так что нам вверх (но прежде мы ошиблись и протоптали на веселье вниз и вверх по 2 км, возвращаясь назад, в этой точке).



Далее после хорошего подъема и еще одного подъема, мы выходим на перевал с которого видны окрестности внизу и место ночевки - село Гедельме, в которое можно спустится по тропе вдоль асфальтовой дороги или застопить машину и доехать с ветерком до села, если совсем тяжко. В селе останавливаемся во дворе продуктового магазина, предварительно договорившись с хозяевами. В магазине можно купить пива (почему то в турции популярен только Туборг и Эфес) или Йогурт (который тоже котируется повсеместно). Тут стоит отметить, что в большинстве своем турки на местах говорят только на турецком и из английского-русского в лучшем случае знают 1-2 слова. Такое встречается везде даже на самых туристических казалось бы точках. Стоит человек которому приходится объяснять или спрашивать на пальцах и не понятно еще понял он вас или нет. Печаль.



По итогу километраж в этот день 20-24 километра, перепад высот с 360 до 976 потом спуск на 800 и подъем на 961 и опять спуск в село. Скажу по себе последнюю треть пути в этот день я шел на диком автопилоте))

День 3.
Третий день это один сплошной подъем на перевал-стоянку перед вершиной Тахтали, но подъем легкий и трудности могут возникнуть только на последнем тяжелом участке где угол подъема самый большой и тропа идет уже по лесу и камням.



Основная часть подъема идет по дороге через села находящиеся по пути. Теоретически можно подъехать на машине под самую верхушку и взойти на сам перевал за два часа, но какой тогда смысл в туризме)). По дороге много источников с водой, а при подъеме на перевал открываются сумасшедшие виды;)



Обед.







Перед последним броском.

На вершине перед нами открывается поляна для скотины, более похожая под площадку для высадки НЛО и домик лесника. Рядом источник с водой.
Днем на поляне активизируются летающие насекомые, а ночью из-за высоты 1800 метров, адски холодно.





Общий километраж в этот день будет около 20 км, но по ощущениям гораздо легче чем день предыдущий.

День 4.
В этот день все зависит от того идете ли вы в радиалку на вершину Тахтали или нет. Если идете то подъем в 6 утра, далее подъем в течении часа еще на 200 метров к подножию горы, там можно запрятать рюкзаки в кустах и топить уже на легке на саму вершину.
Мы выбрали второй вариант - на вершину не идти))



Путь в этот день наконец-то лежит сугубо вниз (не считая первоначального подъема от стоянки). После перевала тропа начинает петлять к селу Бельчик, ближе к низине вам по дороге встретится первый родник и тут же еще один посуетившийся турок заводит тропу на свой участок Драгон Тии Гарден или Хаус. У себя в беседке он предложит отпить кофейку или чая, (обычного нестле в пакетиках) по цене в три раза большей, а так же предложит купить нечто из своих подделок по таким же больным ценам. Не вижу смысла заходить к нему и что то покупать, разве что поговорить о том-о сем, нормально говорит по англ.





Далее тропа спускается в Бельчик, где можно пообедать. Не рекомендую ходить в Panarama restaurant (реклама которого там повсеместно) - совершенно трешевое место, с ненормальным хозяином. Магазинов в селе нами не обнаружено.. Выходим из села и идем далее по тропе. Через два часа случайно находим место для стоянки в недостроенном коттедже, рядом с гранатовым садом, и трубой, разъединив которую можно добыть воды. Место хорошее, но неизвестно будет ли оно доступно когда вы будете идти.. На самом деле в этот день довольно трудно найти подходящее место для стоянки, ибо все описания устарели и там где должен был быть источник нами не был обнаружен. Нам повезло мы стали там где стали.. в противном случае надо искать что то по ситуации..



Протяженность пути в этот день где-то 18 км (если не идти на вершину) - самый легкий день, потому что спуск..

День 5.
Пятый день хорош тем что наконец выходим к морю!



Пересекаем трассу D-400, набираем отличной воды в источнике на улице, проходим миллион рыбных ресторанов и уходим на гору чтоб попасть к огням Химеры с другой стороны склона и спустится к морю.





Пол дня на подъем и несколько часов на путь до моря. На выходе с парка огней Химеры с вас могут снять по 5 лир за посещение нац парка или как то так. Далее заходим в Чиралы, и ставим палатку на пляже. В местных кафе можно отловить WIFI, пополнить запасы еды и фруктов в магазинах.





Море гораздо соленые черного, раза в три, дно не интересное, но после пройденных 100 км к этому моменту нет ничего лучше!
Море теплое но в октябре вроде в турции не сезон, людей почти нет и это большой плюс.
Километраж за этот день где то около 16 км, и к морю выходим сразу где то после обеда, так что есть время почиллить до конца дня.



Национальный состав туристов идущих в автономке по ликийской на нашем маршруте это 70% -россия-украина, 20% - немцы и 10% - всякие остальные.

День 6.
Один из самых сложных дней после дня №2, ровно половину дня мы гребем на вершину с 0 метров где то до 700 метров и во второй половине дня спускаемся на пляж в Адрасан.



В самом начале нам необходимо пройти вдоль пляжа Чиралы к старинному городу Олимпос, за вход в который опять берут 5 лир, но можно проскочить по суете с туристами. Город это древнейшие развалины типо Херсонеса. В принципе побродить можно и интересно. Далее вы увидите указатель на ликийскую тропу и тут следует сразу уйти влево перед автомобильной стоянкой, перейти под гору и найдя отметки начать взбираться на самую гору))



Подъемчик затяжной и без особых видов, но лично мне понравился ). Для Вячеслава этот день был самый не интересный.
Да кстати водой лучше запастись на целый день, потому что пишут там на верху есть какой то колодец. Нами этот колодец не был обноружен. Есть только домик лесника, который продает воду по бешеным ценам. Так что воду берем с собой и на целый день до вечера.





На вершине открываются неплохие виды, потом затяжной спуск к гранатовым и апельсиновым фермам, где можно хорошо пополнить запасы, и сразу вход в город и на пляж!



Пляж отличный, с душем и туалетами, но стоять можно не везде, а ближе к центральной части, иначе прийдет дядя и начнет жестами объяснять что тут мол нельзя, а там можно..))



На этой стоянке вокруг нас начали стрелять тучи, но по разнице звука и света они были далеко, так что дожди вероятны, но нас не коснулись.
Километраж дня 20 км, перепад высот до 700м!

День 7.
Последний день настоящего похода. Тоже не самый легкий.



Сложность усугубляется характером поверхности во второй половине дня пути, максимально острые камни торчат из тропы и тут ваша обувь покажет себя (или нет) во всей красе. Сразу с утра идет подъем в гору и далее уже колеблется вверх и вниз на десятки метро. Источников воды тоже на этом маршруте практически нет. В самом начале на подъеме стоит кран и рекомендую там набрать воды (на карте отмечено):





Во второй половине дня спускаемся по тропе к маяку. И от него уже полутора часовой спуск в так называемую "пиратскую бухту" где проведем весь целый следующий день..



День сложный но интересный из за видов и манящий своей конечной точкой. К концу дня за плечами в общем итоге 140 километров и весь след день отдыхаем в бухте.

День 8.
Бухта. Плюсы всем видны на фото)) из минусов большое количество мух, ос - днем, комаров - вечером, мусор. Местный "пират" - продавец всяких ништяков, может забухать и врубить нац музон на всю ночь))
На стоянке есть душ, туалет и рукомойник.









День 9.
Собираемся утром и идем до ближайшего села Караоз. Идти где то час и там уже можно спросить у местных где трасса на Мавикент. В Караозе можно сесть на автобус до Мавикент, а там уже пересесть на автобус до Анталии.
Также можно словить автостопом машину добраться до Караоза, а там выйти на трассу Д-400 и ловить машину или автобус на Анталию, на 3 попутках мы добрались до Анталии за полтора часа, не потратив ни копейки. Попробовать автостоп в этой стране однозначно стоит! Поход окончен! Всем спасибо. Отвечу на вопросы в каментах!



+Бонус видео о всех 8 днях -

image Click to view



way, турция, тропа, море, ликийская, туризм, lycian, поход, горы

Previous post Next post
Up