Итак, вот и мы:
Именно в этом составе, ставшем уже традиционным для велопоездок мы и начали своё движение из города Санкт-Петербурга.
Черепашки, которые хорошо характеризуют нас в плане скорости, как всегда сопровождали нас всю дорогу.
Собственно из самого Питера выезжать вместе с огромным количеством автомобилей мы и не рассчитывали, как и въезжать в него по окончании поездки. Сколько-то, но нужно было "закинуться" на электричке, что мы и сделали, отъехав до города Волхов.
Удивило то, что за велосипед нужно было оплатить лишь 14 рублей, а не как у нас - полцены от билета.
Буквально через несколько километров нас ждала первая интересная штука, которая для меня лично оказалась самой интересной во всём походе - Ладожская Крепость.
Подъезжая к ней, мы "понимали", что вход туда скорее всего стоит 100 рублей, но всё равно осторожно надеялись, что 50. Каково же оказалось наше удивление, что вход на территорию (там ещё музей есть, но в него мы и не хотели) стоит всего 30 рублей. Когда со ста рублей сдачи не оказалось - мы удивились: неужто в кассе нет десятки? Оказалось же, что 30 рублей - это за троих человек!
Я обожаю нераспиаренные, но интересные достопримечательности. Таковой Ладожская Крепость и оказалась. Наверно, будь она в каком-нибудь туристическом или курортном городе, то вход стоил бы не 10, а 200 рублей. Но, к счастью, это не так.
Старая Ладога известна тем, что являлась первой столицей Русского Государства, ещё до Киева, при князе Рюрике.
В крепости, которая не такая уж и большая, мы провели достаточно много времени, больше часа точно, и даже чаю выпили, сидя на тысячелетних камнях на берегу реки Волхов.
Из-за посещения крепости, в этот день мы проехали достаточно мало, на ночёвку встали в районе посёлка Паша. Там вышел интересный случай: мы свернули с трассы на просёлок, ехали по нему, потом свернули оттуда на какую-то лесную дорогу, которая вывела нас к речке, где мы и решили разбить лагерь. Казалось, что место весьма и весьма глухое и можно тут спокойно переночевать. Но через некоторое время к нам на полянку въехал крутой внедорожник, откуда вышли не менее крутые мужики, подобных которым можно увидеть в бандитских сериалах на НТВ. Мы решили, что сейчас нас отсюда выгонят, но нет - они просто приехали порыбачить после трудового дня. Из Питера! Почти за 200 км! На какую-то богом забытую речку, в километре от трассы!! Туда же, куда и мы!!
"Вы на это место не в первый раз уже приезжаете, да?" - спросили мы их. "Нет, первый. Случайно сюда забрались." - оветили они. И ещё разговаривали между собой: "надо было прямиком на Ладогу ехать..." мы только удивлялись - ведь им ничего не стоит сейчас поехать на Ладожское озеро, если ни этого хотят, но они едут в какую-то глушь на небольшую речку...
Впрочем, мужики порыбачили с полчаса и ничего не поймав, кроме нескольких клещей на собственных телах, уехали. Мы тоже, кстати за ту ночёвку нашли на себе парочку этих тварей - я снял ещё ползущего, а вот у Димона пришось доставать уже впившегося.
С утра поехали дальше по трассе М-18. В этот день мы хотели где-то в районе пос. Заостровье свернуть налево, в Нижне-Свирский заповедник и проехать через Старую Слободу, однако нас постиг облом, мы так и не увидели искомый поворот. Наверное, это была совсем неприметная лесная дорога. получалось так, что мы движемся в сторону города Лодейное Поле. По такому случаю, объезжать этот город мы не стали, а специально внутрь него и поехали. Лодейное Поле оказалось менее ухоженным, чем Сясьстрой, и ещё менее ухоженным, чем Волхов. Зато здесь нашли вкусное и недорогое кафе, где пообедали, сэкономив тем самым время. Хотя мы всё равно больше времени потеряли на объезд заповедника и посещение этого города, ведь это не входило в наши планы.
Поехали дальше. Дорога, чем дальше уходила от Петербурга, тем становилась всё хуже и хуже.
После моста через Свирь стало вообще невыносимо. Дорога была страшнейшего качества (раздолбанный асфальт), шла в гору, дул встречный ветер. Мы останавливалиь через каждые 1-2 км. Были опасения, что в Карелии будет ещё хуже.
К счастью, это не подтвердилось - как только началась Республика Карелия, асфальт стал в разы лучше. Остановились через сто метров после таблички, прямо возле трассы на больших камнях, чтоб отпраздновать это кофе-брейком. Отдохнув, поехали дальше.
Карелия нам понравилась сразу же. Есть тут что-то непередаваемое. Деревни переходили одна в другую, всё это шло вдоль водоёмов. Машин стало мало, а дорога наоборот была отменной.
Вот нравятся мне почему-то финно-угорские республики, и всё. И не могу объяснить почему... Это я как раз в Карелии и понял.
В этот день мы проехали город Олонец, после которого, через полтора десятка километров и стали задумываться о ночлеге.
Мы увидели лес где-то вроде бы недалеко, свернули на примыкающую дорогу, но, как оказалось, лес отделён от нас водоёмом. Поехали по дорожке вдоль водоёма, доехали до моста через него. Но это было уже в какой-то деревне (второй или третьей по счёту, после того, как повернули с трассы). Искали место для ночёвки долго. То деревня, то болото, то лес далеко, то ещё что. Так и набрели на рельсы. Пошли по ним. Кстати, приобрели полезный навык - катать велосипед по рельсу. Это проще, чем кажется, на самом деле.
Главное - удерживать на рельсе переднее колесо. Это просто. А заднее всё равно не упадёт.
По рельсам мы шли около километра. Еле-еле нашли место. Вообще посреди болота, буквально несколько квадратных метров, но всё же нашли.
Туда уж точно никак не доехать было на автомобиле.
В ту ночь был дождь. Я проснулся ночью в панике - мы стоим на болоте, идёт дождь - нас затопит... Но, что поделать, уснул дальше. Утром уже и не было ничего. Больше во время похода в дождь мы не попадали.
На утро снова выбрались на трассу А-130. Ух и далеко же она была...
Поехали дальше. В некоторых местах, как это ни странно, всё ещё лежал снег. Причём как-то интересно он граничил с зелёной травой или песками. Мы даже слепили трёх снеговиков.
В этот день мы наконец таки увидели само Ладожское озеро, для этого нужно было свернуть с трассы влево, где-то между Тулоксой и Видлицей.
Димон влюбился в озеро с первого взгляда, и сказал, что Чёрное море и всё такое - отдыхает.
После Устья Видлицы озеро подходит совсем вплотную к дороге, проходя иногда метрах в пяти от неё.
Купаться в озере не решился даже Димон, который купается в проруби зимой. Оно очень холодное, продуваемое, а в некоторых местах ещё и со льдом.
Отойду от темы озера. Интересная особенность карельских деревень, да и городов тоже: везде, если в деревне есть магазин, то рядом с ним есть специальная штука для парковки велосипедов.
В Ижевске такие штуки стоят только возле Триал-спорта. Да и в Москве они встречаются редко, а в Карелии - в каждой деревне. На великах ездят все. Мотоциклов, так популярных в удмуртских деревнях, мы вообще не встречали.
Катерина З., находясь дома в Воткинске напугала нас тем, что дорога якобы заканчивается после Салми, потому что так типа нарисовано на снимках из космоса. Это совершеннейшая неправда - после Салми дорога остаётся такой же прекрасной, как и до Салми, а виды там совершенно живописные.
На последней фотографии можно видеть, что я обмотал голову шарфом. Это оттого, что лицо и руки мои сгорели наверное так, как никогда ещё в жизни. Руки - ладно - надел перчатки, а вот с лицом пришлось плохо.
Я всегда сгораю на солцне, ничего не поделаешь, видимо...
На очередную ночёвку встали в районе посёлка Ууксу, недалеко от горной речки. На следующее утро, когда спустились снова на трассу и поехали - увидели группу туристов-водников, которые встали лагерем прямо на пересечении этой речки и автодороги. Вот прямо совсем-совсем рядом. Хорошо, блин, если народу человек 50 - можно прямо у трассы останавливаться, не стремаясь ничего.
Вообще, туристы попадались в Карелии часто. Чаще всего - водники, реже велосипедисты, а один раз и автостопщики. Однако мы ни с кем не общались, только изредка говорили что-нибудь типа "всем привет" или махали рукой.
Чем больше туристов в регионе, тем меньше они контакируют друг с другом - так всегда. Если две группы встретятся где-нибудь в Кировской области, то они остановятся, познакомятся и т. д., а вот если где-нибудь на озере Байкал, то не исключено, что вообще пройдут мимо, даже не обратив внимания друг на друга.
Следующий день был ни что иное, как день рождения Александра. Ему 7 мая исполнлось 19 лет. Отмечать это мы собирались в городе Сортавала, до которого оставалось свыше ста километров.
Но сначала Питкяранта. Хороший город. Там мы решили найти столовую, чтоб сэкономить время, и нашли её в ПТУ. Мы зашли прямо в училище с велосипедами, прицепили их к гардеробу, и никто даже ничего не сказал. Замечательно так поели в столовой, а когда уходили, я умудрился даже вымыть волосы под краном, что в туалете.
Вышли из училища, выехали из города. Потом случилась авария - Димон и Александр каким-то образом столкнулись и упали с велосипедов во время движения. Каждый из них повредил коленку и плечо. Димону вообще досталось в этой поездке - и клещ, и падение такое, и мазутом каким-то испачкался ещё в районе Лодейного Поля, и бревном по зубам попало однажды, когда дрова собирали.
От указателя "Сортавала - 53" до города Сортавала на самом деле оказалсь свыше 70 км. Вообще странно получалось - то атлас врал, то указатели, то тётки в поезде, то ещё что-то. В тех раонах вообще сплошные неточности. Почему-то.
В посёлке Ляскеля нас остановил пограничник. Записал наши данные, поинтересовался маршрутом, строго-настрого приказал от маршрута не отклоняться, иначе можем ненароком оказаться в погранзоне.
Ну вот мы и доехали до Сортавала. Очень классный город - как маленький Санкт-Петербург. Здесь мы и должны были отметить день рождения Шурика. На берегу озера, однако, было довольно холодно, поэтому отметить предпочли в сквере, в центре городе. Купили еды, сели на траве, расстелили одяело, всё как надо, в общем.
Там жи и в сокс сыграли. Друзья мои были к тому моменту измучены, как мне казалось, гораздо сильнее, чем я, но пока тусили в сквере - это как будто бы забылось. Что хорошо - к нам ни разу никто не подошёл - ни милиция, ни гопники, ни просто любопытные.
В Сортавала тусили до позднего вечера, потом, уже ночью закупились едой в магазине, и выбрались, наконец на трассу в сторону города Лахденпохья. Проехали (уже ночью) километров пять от края города, свернули в сторону, забрались в темноте на гору, где и разбили лагерь. Было около часа ночи.
Обычно в этом походе мы сворачивали палатку и выбрались на дорогу примерно в 10-11 часов, однако в эту ночь в горах проспали до 12. Полностью собрались ваще только в 2.
Ещё в начале поездки мы сделали примерное расписание - где и когда желательно надо быть. Несколько раз мы отставали от него, но всё равно догоняли, хоть специально и гнали ради этого. Мы вообще в этой поездке никуда не гнали, а неспешно катились, как на прогулке. Однако такая задержка уже точно говорила о том, что озеро объехать мы не успеем. У нас было ограничение времени - уже 9 числа поезд домой из Петербурга. А была уже почти вторая половина дня 8 мая.
Было принято решение компенсировать километры, которые мы могли бы проехать за это время, пригородным поездом. Его расписание на всякий случай мы узнали ещё заранее. Всё равно нужно было отдохнуть (димон с Александром как-то вообще поникли), а я был не против пропустить палящее сжигающее кожу дневное солнце.
Что делать - поехали обратно в Сортавала. Заодно и в музей сходили. Музей, кстати, оказался скучным. Единственное, что было более-менее интересным - это выставка о войне. Вообще, день победы в этих краях горазд более искренний и важный праздник, чем у нас в Ижевске. У нас как-то пафосно всё, показушно и "для галочки". У нас самой войны не было, а там на самом деле война была. Всякие монументы, могилы солдат и т.п. там в изобилии. И не тлько в населённых пунктах, но и просто вдоль дорого и даже в лесах. Все ухожены и с цветами.
От Сортавала мы ппроехали на пригородном поезде до станции Хийтола. Всех туристов, коих было немало, проводницы отправляли в задний вагон, чтоб не смешивались с местными, и в другие вагоны не пускали.
В Хийтола прибыли вечером, и поехали дальше на юг снова на велосипедах. погрничники вновь попадались, но нас уже не останавливали.
Дорога от Хийтола была пыльной, и пылью этой покрылись и мы, большей частью из-за того, что рядом проезжали грузовики. Пусть и редко.
Когда закончилась Карелия и началась Ленинградская область - дорога стала не только пыльной, но и раздолбанной.
Удивительное дело - до Питера оставалось уже всего 150 км, а дорога, которая вела в него, была грунтовкой(!). Весьма беспонтовой. А самое тупое - когда от трассы отошёл какой-то поворот, который был такого же качества, как и трасса. Мы долго думали: какая же дорога идёт в Петербург?
Даже пришлось разделиться и поехать в разные стороны, чтоб проверить. Я поехал по правильному направлению, поэтому потом ждал, когда мои друзья меня догонят. Тут очень пригодились рации.
Ближе к Приозерску начался, наконец, хороший асфальт.
Это была уже ночь на 9 мая. Мы с самого начала планировали, что именно в последнюю ночь будем ехать, а не спать. Так и вышло. Ближе к четырём часам утра мы приехали в пос. Суходолье, поехали в городской парк, где разожгли костёр и приготовили еды. Прямо в парке!
В 5:50 на станции Громово мы сели в электричку, которая увезла нас на Финляндский вокзал Санкт-Петербурга.