Железная дорога Ува - Кильмезь

Sep 07, 2016 03:05

В конце августа мы с ivantrains совершили ферроэквинологическую экспедицию на линию Ува - Кильмезь, пройдя её полностью пешком. И цель наша была (у экспедиции ведь должна быть цель) - посмотреть, каково сейчас там. Да и вообще остатки былой роскоши увидеть.

Ответвление на Кильмезь от линии Ижевск - Балезино легко найти на карте Удмуртии или на схемах железных дорог, которые даже висят на многих вокзалах, например. Однако пассажирское сообщение (в виде пригородных поездов из Ижевска) по этой ветке существует лишь до Увы (это станция Ува-1, если быть точным).

А вот линия Ува - Кильмезь осталась без пассажирского сообщения более 20 лет назад - в 1995 году. Кстати, далее по тексту употребляя слово «линия» без пояснений - я буду иметь ввиду именно отрезок с Увы до Кильмези, а не всю ветку Люкшудья - Кильмезь в целом, так как очень уж разнятся реалии двух её половинок (восточнее Увы и западнее Увы). Отрезок Ува - Кильмезь и строился чуть позже, да и в упадок пришёл значительно раньше. И даже когда в Кильмезь ходили пассажирские поезда (из Ижевска) - они не были предшественниками нынешних пригородных Ижевск - Ува, а существовали параллельно с ними. Причём поезд Ижевск - Кильмезь был по классификации именно пассажирским (№ 605/606), а не пригородным, хотя расстояние дотуда - всего около 150 км, а время в пути (было) - 5 часов.

Примерно в 2000-м году, однако, пассажирское сообщение западнее Увы частично и ненадолго возобновлялось - один из двух пригородных поездов продлевали до станции Кокмож. Сколько существовали те пригородные поезда из Ижевска в Какмож - точно не знаю, но судя по справочникам и свидетельствам очевидцев, в 1998-м их ещё не было, в 2000 были, а в 2003 уже снова не было. Наверно год или два они и ходили.

Дальше в какой-то момент весь отрезок Ува - Кильмезь был переведён в разряд подъездного пути станции Ува-1. В какой момент это произошло - тоже не знаю, но лет десять уже это так.

Ну и примерно с 2011 года вообще прекратилось какое-либо движение на участке Сюрек - Кильмезь (это отрезок длиной около 13 км).

Итак, резюмирую: на линии Ува - Кильмезь в августе-сентябре 2016 года существует движение только до станции Сюрек. Поезда возят лес, ходят медленно и не каждый день.

А теперь опишу по порядку от Кильмези до Увы, как мы и прошли. Автор всех фотографий, использованных в посте - Иван Кольчук (он в этом деле хороший специалист, надо сказать).

Станция Кильмезь полностью заброшена и зарастает травой. Я об этом даже уже когда-то писал. И если в мае 2013, когда мне довелось побывать там в первый раз, на Кильмези ещё было заколоченное здание вокзала, то сейчас его уже нет. Остался лишь перрон разве что:




Когда-то к этому перрону приходили пассажирские поезда по 15-18 вагонов! По имеющемуся у меня расписанию 1989 года поезд из Ижевска прибывал на Кильмезь в 23.00, обратно в Ижевск отправлялся в 4 часа утра.




А сейчас о поездах в Кильмези уже особо и не помнят. На заброшенную железную дорогу внимания не обращают. Могут, например, дрова на рельсах складировать.







Что касается перегона Кильмезь - Сюрек, то он сливается с природой гораздо активнее, чем пути в черте села. Местами деревья растут между шпалами, а иногда и вовсе сквозь шпалы. Даже идти пешком там уже не очень удобно.
















В районе о.п. 142 километр встречается подъездной путь на некое предприятие. На картах оно отмечено как населённый пункт Полянка. В реальности же каких-то жилых домов мы там с железной дороги не разглядели. Если верить каталогу населённых пунктов УР, то население Полянки на 2012 год - 1 человек.







Работает предприятие или нет - тоже непонятно. Вроде бы и будний день был, но на территории царили тишина и запустение. Возможно, что находится в стадии затянувшегося ремонта. Не исключено (хотя и весьма маловероятно), что после закрытия собственно станции Кильмезь могло существовать какое-то движение досюда. Впрочем, после этого примыкания какого-либо наката на рельсах не появляется. Хотя, блин, какой накат? Там рельсы-то из под травы редко появляются!










Километровых столбиков между Кильмезью и Сюреком нет (а где есть - таблички уже заржавели и стёрлись), пикеты встречаются редко. Знаков каких-либо тоже нет. Даже если очень-очень захотеть сейчас проехать на какой-то рельсовой технике в Кильмезь - сделать это без предварительного ремонта пути будет затруднительно, стыки рельс местами пришли в негодность. Странно, что не разбирают ещё.




Продравшись сквозь лес, выходим на пустырь и пересекаем автодорогу Игра - Казань:




А вот так выглядит линия с путепровода (вид в сторону Кильмези):




И уже вскоре на берегу реки Вала можно увидеть место, докуда сейчас существует движение на линии. Красный знак отсутствует, осталась лишь палка. На километровом столбике число 136.







И вот станция Сюрек.







Населённый пункт официально так и называется - «Станция Сюрек» и живёт в нём около 400 человек. Это самый важный пункт этой линии на сегодняшний день. Именно благодаря здешнему лесозаготовительному предприятию линия в основном сейчас и функционирует. Станцию Сюрек я тоже однажды посещал , в июне 2014 года. За два года, в общем-то, ничего здесь не изменилось. Здание вокзала заброшено, но ещё стоит. Занавесочки висят на окнах. Привокзальная атмосфера тоже, в общем-то, сохранена (здесь мог бы быть смайлик) - местные пьяницы и бичи любят тусить здесь.




В Сюреке произошёл весьма показательный случай. Делая покупки в одном из «привокзальных» магазинов мы спросили у продавщицы дорогу до колонки с водой. Свой ответ она начала со слов «выйдете из магазина - там будет такое заброшенное здание, идёте мимо него…». Мы не сразу догадались что под словами «такое заброшенное здание» она подразумевала собственно вокзал.




ООО «Сюреклес»:




После Сюрека идти по железной дороге становится уже гораздо проще, через кусты продираться не надо, здесь поезда уже ходят и за дорогой следят.










Дальше Пижил. Посёлок крупнее Сюрека - население около 600 человек. Но что касается объектов железной дороги, то, ничего заметного тут нет. Когда-то, видимо, был разъезд, но уже давно путевого развития нет. В 2012 году здесь ещё лежали бетонные плиты посадочной платформы на месте бывшего о.п., сейчас уже вообще ничего нет. Пижил себя изжил:







Следующая остановка - Гуляево. Здесь находится населённый пункт под названием Гуляевская железнодорожная площадка. На сегодняшний день это два жилых дома, где по данным уже упомянутого каталога живут два человека:




Заброшенные дома на Гуляевской площадке тоже есть:




Но несмотря на железнодорожное название, станции-то, собственно (в полном смысле этого слова), на Гуляево не было - просто остановка. Зато от остановочного пункта здесь ещё что-то осталось. И не просто что-нибудь, а здание вокзала! Надпись «о.п. Гуляево» над дверным проёмом ещё читается. Бетонных плит на перроне, однако, уже не осталось.










Даже какая-то не совсем заброшенная казарма есть, удивительное дело:




Следующий остановочный пункт - разъезд Инга, находится несколько в стороне от самой деревни Инга. В каком-то давнем прошлом здесь к линии примыкала узкоколейка и было несколько жилых домов. Сейчас пусто и глухо, ничего нет.




Когда искали там место под палатку - рядом пробежало какое-то крупное животное. Было даже немного боязно, но больше в тех краях остановиться особо негде - железная дорога идёт сквозь густой лес и болота.




Сама же деревня Инга от одноимённого разъезда находится в двух-трёх километрах дальше по линии (в сторону Увы) и там, оказывается, тоже находился остановочный пункт! Ни на каких картах он не обозначался, но остатки пассажирской платформы говорят сами за себя. Впрочем, было б странно, если его бы там не было - населённый пункт, как никак. Не ходить же было людям по 2-3 км до остановки. Это примерно 110-111 километр:




А сейчас, видимо, до ближайшей остановки общественного транспорта жителям Инги ходить всё-таки приходится далеко - 6-7 километров до Какможа. Население Инги (в 2012 году) - 39 человек. От железной дороги в сторону жилых домов никакой тропинки не было, поэтому в деревню мы не заходили, а пошли дальше по шпалам в Какмож.




Какмож - место примечательное. Во-первых, станция здесь почему-то называется "Кокмож" - через букву «о», хотя название села пишется через «а» - Какмож. Во-вторых, станция здесь до сих пор остаётся станцией - есть путевое развитие. Ну ладно, пусть не совсем станцией, но хотя бы разъездом.




А в-третьих, именно до Кокможа восстанавливалось пассажирское сообщение примерно в 2000-2001 годах. То есть в отличие от всех вышеописанных пунктов, не видавших пассажиров уже более 20 лет, Кокмож (как и остальные пункты далее на восток) не видал пассажирского сообщения лишь лет пятнадцать. Судя по сборнику «Все электрички России», в июне 2000 года пригородный поезд из Ижевска прибывал сюда каждый вечер в 21.20, а в 01.37 отправлялся обратно (время московское). Время в пути от конечной до конечной - 4 часа 15 минут при расстоянии в 104 километра. Особенно медленным был собственно участок от Кокможа до Увы-1 - эти 28 километров поезд преодолевал, судя по расписанию, полтора часа.

Вокзал станции Кокмож, говорят, сгорел. В интернете можно увидеть его фото от 2012 года. Сейчас мы увидели лишь место, где он был:




Перрон ещё узнаётся:




В Какможе, как и в Сюреке, действует лесозаготовительное предприятие и, судя по всему, оно даёт железной дороге некоторую работу.




Через несколько километров после Кокможа линия пересекает автодорогу Вавож - Ува и приходит на станцию Вавож.




Сам Вавож отсюда в 10 километрах, а населённый пункт на железной дороге называется Станция Вавож и живёт в нём где-то 30-40 человек. Полноценной станции тут уже нет, но есть ответвление к хранилищу щебня. Наката на подъездном пути не видно. Если здесь и бывают поезда, то крайне редко. Даже обернуться-то тепловозу негде будет.










Станция Вавож:




Участок Вавож - о.п. 92 километр:




О.п. 92 километр в деревне Ольховка никак внешне не выдаёт себя и если верить знакам, то вообще находится на 91 километре. Судя по картам, он был здесь:




А где-то между 92-м километром и Торфяницей мы наконец-то встретили на этой линии поезд, шедший со стороны Увы. Впрочем, с другой стороны ему взяться было неоткуда. Поезд шёл очень медленно и состоял из 10 пустых полувагонов.




А уже через три часа километрах в восьми от места встречи поезда мы вновь были свидетелями его - обратно на Уву он шёл уже с пятью гружёными вагонами. Из этого мы сделали вывод, что ездил он до Кокможа, потому что до Сюрека и обратно за столь короткое время он съездить не мог, скорость поездов на линии ограничена 25-ю километрами в час. А это значит, что с Кокможа тоже есть какой-то грузопоток. Иван снял видео:

image Click to view



Между двумя встречами поезда мы успели пройти и посетить посёлок Рябово, где находится станция Торфяница. Рябово делится на две части и вытянуто вдоль железной дороги на три километра. Здесь тропинка вдоль линии не зарастает - люди постоянно ходят из одной части населённого пункта в другую. Из-за этого дорога тут создаёт совершенно иное настроение, нежели в остальных местах.




Станция Торфяница, однако, тоже давно уже не станция:




Между Рябово и Увой находится относительно крупное село Ува-Тукля. Ни на каких картах не обозначалось, но что-то нам подсказывало, что и там когда-то тоже должен был быть остановочный пункт. Так оно и оказалось - нашлась посадочная платформа. Это примерно 80-й километр.




Ну и, наконец-таки, Ува!




Из Увы уже можно уехать в Ижевск на поезде. Отправляется он отсюда каждый день, а вернее каждую ночь - в 3.57 (время московское). В летнее время по воскресеньям назначают вторую пару, в более щадящее время. В ту ночь, когда мы пришли с Кильмези поезд представлял из себя маневровый локомотив и один вагон с деревянными лавками. Время в пути до Ижевска - чуть более двух часов. В самой Уве, кстати, садится довольно мало пассажиров, основной пассажиропоток дают промежуточные остановки.



ж/д, Удмуртия

Previous post Next post
Up