Или сказ о том, как дурная голова кривым рукам покоя не давала.
Предупреждение:
Слишком многабукафф кривого текста, несколько фоток разного качества. В основном, воспоминания о делах давно минувших дней. Вполне возможно, что в тему сообщества малость не вписывается.
Ну да и ладно - что вышло, то и вышло:
Когда-то давным давно, по дорогам нашей страны ездили только отечественные автомобили, в небе летали только отечественные самолёты и вообще всё вокруг было таким отечественным, что отечественней некуда.
Товары в магазинах, как нетрудно догадаться, тоже все нашего производства были. То же самое касалось и музыкальных инструментов. В частности, любимых в народе гитар, среди которых заслуженной известностью пользовались ленинградские. Те, что на "Фабрике народных музыкальных (щипковых) инструментах им. Луначарского" делались. Касательно обычных, акустических, гитар это было более-менее справедливо, но я не о них.
Выпускало это предприятие и электрогитары. В частности комплект из шестиструнки, двенадцатиструнки и басухи. Вот что написано о них в "библии гитариста-самодельщика" тех времён - книге Д. С. Медведовского и О. Н. Гузевича "Электромузыкальные щипковые инструменты", в главе посвящённой заводским инструментам.
Полезная, в общем-то, книга. Электрогитары тех времён стоили на порядок дороже акустических и мало кто мог позволить купить себе инструмент в магазине. Или родителей на покупку раскрутить, по причине школьного возраста. Поэтому кто-то сам себе инструмент креативил, а кто-то восстанавливал случайно попавший в руки убитый в хлам заводской. Насколько знания матчасти позволяли и кривизна рук. Знания матчасти как раз из этой книги подчерпнуть можно было, а про кривизну рук - весь нижеследующий текст.
На всякий случай фото сабжа крупным планом:
Что-то я отвлёкся, продолжу:
По вышеописанной причине самая реальная возможность "поюзать электруху" у школьника не имеющего технического склада ума или обеспеченных и "понимающих" родителей была одна - стать участником школьного ансамбля и играть на танцах после "торжественной части" различных школьных мероприятий. Такие ансамбли почти в каждой школе тогда были и инструментами их администрации школ обеспечивали по мере возможности.
Был такой и в нашей школе. Только я в него не успел попасть, по причине малого возраста и банального неумения играть. Фотографией я в младших классах ещё не увлекался, так что кроме воспоминаний ничего и не сохранилось.
А потом последний состав ансамбля школу окончил и разъехался кто в ВУЗ, кто в армию, так и не вырастив себе смену. Мода поменялась и танцы стали проходить под магнитофон. А инструменты и "аппарат" лет на несколько отправились на покой в кладовку, на которой замок, висел похоже, в основном для отмазки вида.
Прошло время и несколько пацанов из нашего класса и я в их числе были "посвящены в тайну трёх аккордов". Не помню уже по каким делам, занесло нас в ту самую кладовку. Ужоснах! С инструментов и усилков было откручено всё, что только можно открутить. Поглядели мы на остатки былого великолепия и выцыганили себе по гитаре, "прикрывшись" радиокружком, на который некоторые из нас тогда ходили.
Я, как нетрудно догадаться из текста выше, выбрал себе пластиковую шестиструнку. Во первых она сохранилась получше остальных. Ну и не последнюю роль в выборе сыграла вот эта надпись на бумажке, приклеенной внутри корпуса:
Качество ленинградских гитар было тогда "воспето народной молвой". А акустическая "ленинградка" на тот момент у меня уже была и после минимальной "доработки напильником" радовала сравнительным удобством игры и вполне нормальным звуком. Как только соседи терпели - до сих пор не представляю :)
И как ни странно "Мария" надежды в общем-то оправдала. Почти ни одного недостатка конструкции, на которые обращают внимание на посвящённых вопросу сайтах не заметил. Даже странно.
Конечно, в конструкцию инструмента было изначально заложено несколько ляпов. как впрочем и во многие другие модели. Но большинства из тех, благодаря которым, именно такой инструмент удостоился одних из самых нелестных отзывов, не было. А что было - удалось более или менее устранить.
Подозреваю, что качество каждой конкретной советской гитары могло сильно отличаться от качества другой такой же. Где-то сэкономили на клее, где-то на дереве, где-то слесарь дядя Вася не в настроении был и нафигачил своим знаменитым напильником не то что надо. Так что вполне возможно, что это как раз тот случай, когда все спорящие правы.
К сожалению инструмент в том виде в каком он попал мне в руки я не фотографировал. Зато на
http://www.oecc.ru удалось найти
фото, как выглядел инструмент попавший с завода в магазин, а из магазина ... как судьба сложится.
Теперь представьте себе то же самое, только без крыльев струн, бриджа (поз. 1) и одного колка (поз. 2). А также с пустыми дырами вместо регуляторов.
Именно это мне и досталось.
Ну, эти проблемы удалось решить достаточно быстро, и из инструмента стало возможно извлекать какие-то звуки, вроде даже музыкальные.
Если к фотке приглядеться можно заметить топорное качество этого восстановления. Колок от басухи, который нагло выделился, блеснув под вспышкой (среди обломков, валявшихся на полу той кладовки, другого не нашлось). Бридж из железки вделанной в абсолютно "нефэншуйный" угловатый брусок (зато высоту этого бруска задолбался наждачкой подгонять, чтобы струны над грифом не слишком высоко были, фиг уж с ними с углами). Непонятная фигня торчащая из струнодержателя, к которой в свою очередь крепятся струны (Блин, во всез магазинах только струны для акустичек лежали, а они короткие. Электрические струны тогда только в комплекте с новой электрогитарой продавались, дороговатый вариант).
Но желание попробовать, как же это звучать-то будет, позволяло не обращать внимание на подобные мелочи. Что-то со временем удалось заменить на более родное, что-то добавилось а что-то продолжало использоваться до самого окончания школы.
К слову, упомянутая выше книга Медведовского и Гузевича появилась у меня позже. А поскольку данные гитары выпускались без "опознавательных знаков" то я долго ещё не знал, как звать-величать подарок судьбы. Одно время приклеилось к гитаре прозвище "рыба" за форму корпуса, да и то ненадолго. Так что до появления той самой книги ходил инструмент практически безымянным.
На ч/б фотке видно, что на первоначальном этапе восстановления пришлось обойтись без регуляторов. Ну не было у меня нужных для этого маленьких переменных резисторов. А имеющиеся из-за особенностей конструкции в родные отверстия установить затруднительно. Сравните размеры: Слева - то что нужно, справа - то что было под рукой:
В принципе, что те, что другие помещались, только сложновато запихать. Даже по общему виду инструмента видно, что ближайшее "технологическое" отверстие далековато от дальнего регулятора. Поэтому пришлось до поры до времени извернуться так:
Как говорится - "быстро дёшево сердито"
Регулятора только два потому, что средний звукосниматель был несколько раньше снят и использован при ремонте другой "школьной" гитары. Да и не видел я в нём особой нужды ознакомившись со звуком. Изначально звукосниматели крепились к корпусу без возможности подгонки высоты. И каждый следующий, начиная от грифа звучал заметно тише предыдущего. Какая-нибудь разница в окраске звука по этой причине не ощущалась. Как с этим боролся на начальном этапе - отдельная история, скорее всего интересная только мне, да и то как память о том, как делать не стОит :)))
Закончилась школа, началось студенчество, хотя это к смыслу поста почти что никаким боком. Разве что опыта в обращении с различным столярно-слесарным инструментом из батиного гаража поприбавилось. Ну и руки зачесались его (опыт, да и инструмент тоже) куда-нибудь применить :)
К тому времени вышли два широко известных в узких кругах журнала "Юный техник" с одной любопытной статьёй.
Конечно, я тогда не считал себя настолько опытным, чтобы изготовить описанный в журналах девайс с нуля, как впрочем и сейчас не считаю. Да и дерева нужного качества не хватало. Но кое-что из описанных там мелочей решил изготовить и применить на своём инструменте.
Бридж например, с возможностью подстройки как высоты струн над грифом, так и рабочей длины каждой струны:
Не совсем так, как на чертежах, но у меня и инструмент не совсем такой, пришлось что-то своё придумывать.
Звукосниматели переделал, чтобы расстояние между ними и струнами можно было подгонять (на фотке видно). Правда именно в таком виде этого в "ЮТах" не было, зато громкость выровнялась.
Схему блока регулировок оттуда же "спародировал" с учётом имеющихся деталей.
Для того чтобы установить регуляторы пришлось-таки вырезать технологический люк в задней деке.
Крышкой служила вырезанная часть, которая на данный момент не сохранилась. Но об этом позже.
Наконец-то появилась возможность приобрести нормальные струны. Те что раньше ставились, для акустических гитар, зверски тугие были. То, что гриф не согнулся, как у многих доживших до наших дней советских гитар, говорит что ленинградцы хоть в этом следили за качеством. Хотя возможно, что не всегда.
В таком виде инструмент жил и радовал как меня, так и соседей (по крайней мере не матерились громко и в стены не стучали) очень долго. А потом жизнь и работа приобрели разъездной характер и стало как-то не до музыки.
И вот как-то во время моего отсутствия родственники дали гитару поиграть кому-то из своих знакомых. Не знаю во что те знакомые ей играли, но вернулась она в таком вот виде:
То есть даже хуже чем когда впервые попала в мои кривые руки. Правда, если разобраться, картина страшной только казалась. Поэтому начал потихоньку собирать материалы и детали необходимые для восстановления. Потихоньку - это потому, что свободного времени было поменьше чем в школьные, да и студенческие времена. К тому же кризис, потеря одной работы, поиск другой, жизнь в общем. Зато появилась возможность добывать некоторые, отсутствующие у меня раньше, детали. Хотя сам процесс добычи на год, если не больше растянулся.
Постепенно все материалы были собраны в кучу, а я морально подготовился к временному превращению своей комнаты в слесарный цех с вытекающим из этого бардаком, И понеслась ...
Были установлены регуляторы более подходящих номиналов (и размеров) а также ручки на них.
Изготовлена крышка "люка" из куска пластика от приборного щитка какой-то ржавеющей на свалке "Тойоты":
Жаль, по цвету не подходит, да на неё вроде смотреть никто не будет, кроме меня. А мне пока и так сойдёт.
Бридж, вместо спи... утерянного был изготовлен раньше, вместе с таким же для другой гитары. То есть почти на автомате.
Отдельной фотки не будет, потому как он точно такой же как на соответствующей фотке выше. Если быть совсем честным, то это он и есть и от старого почти не отличается.
Струнодержатель был оторван "с мясом". На сайте
sovietguitars.com можно найти как оригинальное крепление выглядело. Фото
оттуда:
При желании можно конечно попытаться найти точно такой же, но пусть уж он, если существует, лучше достанется кому нибудь из участников того сайта. Им инструменты до первозданного вида доводить, а мой коллекционной ценности уже не представляет.
Поэтому теперь конструкция выглядит так:
Крепления для ремня как-то купил в одном музыкальном магазине. Родные слишком маленькие и надёжно на них ремень закрепить - та ещё задача. Об этом в инете вроде тоже упоминают. Когда-то эту задачу решить удалось, но уж слишком некрасиво результат выглядел.
Провода от звукоснимателей были оторваны под корень. Пришлось звучки разбирать:
И припаивать новый провод. Родной провод был типа того, которым старые советские микрофоны комплектовались. На всякий пожарный заменил его на такой:
ИМХО, понадёжней будет. Да и много у меня его осталось с одной из прежних работ. Где снял его с приготовленного к выбросу оборудования.
Когда всё наконец-то было установлено по местам инструмен стал выглядеть так:
И пока что в таком состоянии и пребывает. Ценность для коллекционеров гитара утратила ещё в конце 80-х - начале90-х, когда о сохранении наследия "советского гитарпрома" ещё никто всерьёз не задумывался, а интернет был чем-то из области фантастики. Разве что если появится музей "советского гитарного самопала и "пионеринга". У меня два действующих экспоната уже есть. Только вряд-ли отдам. Оба вполне ещё годятся чтобы побренчать для души да вспомнить молодость. Чем при возможности и занимаюсь.
З.Ы. Бывает, что заносит меня иногда в музыкальные магазины. Нынче там глаза разбегаются от разнообразия, И приходит иногда в голову дурная мысль, купить что-нибудь более похожее на фирмУ, чем мои заслуженные советские "вёсла". Сравнить звучание, да удобство игры. Но тут просыпается внутренний голос и ехидно так скрипит: "А нафига оно тебе? Играть, блин, сначала научись! Все друзья - люди как люди - давно уже на музыку положили, один ты чегой-то трепыхаешься." И "душительница" послушно тонет в своём болоте.
А мои "вёсла" гребут себе дальше.
И рулят :)
UPD 25.03.2013: недавно
в своём блоге образец звука выложил. Слушайте, кому интересно :)