Балклава производит несколько странное впечатление. С одной стороны всё вокруг выглядит как типичный приморский курортный город, а с другой карьер работающий круглые сутки и остатки военных объектов времён холодной войны. Наверное со временем всё изменится и будет более гармоничным, но сейчас имеем именно такое необычное сочетание. Как минимум надеюсь что хоть карьер закроют. Не понимаю как можно привыкнуть к этому постоянному шуму. Но рассказ не о карьере. Во время нашей поездки мы посетили бывший секретный объект времён СССР. Это подземная база по ремонту и обслуживанию подводных лодок. Балаклава была выбрана для этого не случайно. Бухта не видна с моря. Вход в комплекс был удачно вписан в местный рельеф, а кроме того использовались маскировочные сетки. Дополнительно базу скрывали макеты жилых домов построенные сверху на холме. Из-за всего этого во времена Советского Союза Балаклава была засекречена и административно являлась районом Севастополя. Впрочем, это и сейчас не отдельный населённый пункт. Весь комплекс размещён в западной части бухты в горе Таврос. Один из входов в подземный тунель как раз видно на этом фото. Видите на той стороне бухты посредине, под козырьком ?
Второй выход из туннеля находится с другой стороны горы недалеко от входа в бухту. Он закрывался железобетонными плитами и при необходимости мог был оперативно разобран при помощи кран-балки. Его видно слева на снимке. Входы в туннель закрывались морскими задвижками - батапортами. Общая длина туннеля более полукилометра.
Это вход в музей. По этому каналу в подземное помещение заходили подводные лодки. Перед входом находился плавучий мост на понтонах. Он тоже служил для дополнительной маскировки.
Канал не очень глубокий. Порядка 8 метров. Примерно такая же и ширина прохода. Высота сводов тоннеля 18 метров. Субмарина могла зайти во внутрь только в надводном положении, поэтому это делалось только ночью. База не была рассчитана на атомные подводные лодки. Здесь обслуживались дизельные корабли проектов 613 и 633.
Строительство объекта было начато в 1953 году и продолжалось 8 лет. Всего было вынуто 200 тысяч кубометров скальной породы. Её грузили на баржи и по ночам вывозили в открытое море. Это делалось для обеспечения секретности. Вначале объект строили военные специалисты а в 1955 году к ним подключились метростроевцы. Проектную документацию выдавали по частям. По окончании строительства она была уничтожена.
Входные двери на базе сделаны из листового железа и залиты внутри бетоном. Каждая створка весит около 10 тонн. Для их открытия сделан специальный механизм.
На базе также имелся свой арсенал. Кроме обычного хранилось также атомное оружие.
База строилось с учётом возможности прямого попадания атомной бомбы. Коридоры внутри сделаны изогнутыми для того чтобы гасить взрывную волну. Здесь была установлена полностью автономная система жизнеобеспечения. Имелась система фильтрации воздуха. Внутри помещений могли разместится все жители Балклавы. Запасы всего необходимого были рассчитаны на 3 года.
По этому тоннелю подводные лодки заходили в ремонтную зону.
Здесь размещалось ремонтное оборудование и сухой док размерами 102 на 10 метров. Практически все станки были разворованы в 90-е годы. Последняя подлодка покинула эту базу в 1995 году. Несколько лет объект был фактически ничьим. В 2002 году здесь был организован филиал Центрального Музея ВС Украины.
При помощи этого макета можно представить как это выглядело в те времена когда жизнь здесь кипела.
Сейчас всё это больше напоминает декорации к пост-апоколиптическому фильму. Не хватает только зомби и мутантов. Хотя нет... Постойте, вон справа видно привидения. :-)
Арсенал находился на другом берегу канала. Вход туда был строго регламентирован в связи с тем что там находилось ядерное оружие.
В помещениях арсенала поддерживалась постоянная температура и влажность. Это было важно для сохранности вооружения.
Сейчас здесь находится экспозиция музея. Это макет подводной лодки типа "Варшавянка". Его изготовил офицер-подводник, капитан I ранга В.П. Гуров.
Интересно что именно эта модель использовалась при съёмках фильма "72 метра".
Тележка для перевозки боеприпасов не имела электропривода чтобы исключить вероятность возникновения искры. Многие детали для этого же были сделаны из специальных металлов. При работе с атомным оружием применялась система тройного контроля. Один из офицеров зачитывал что необходимо сделать, второй выполнял нужную операцию и докладывал об этом, а третий отмечал это в специальном журнале. Таким образом возможность возникновения ошибки сводилась к минимуму.
В экспозиции музей много фото и документов, а также различных элементов вооружения. Как например эти корпуса от торпед.
Есть также композиция дающее представление об внутреннем устройстве подлодки.
Выход из музея сделан через один из служебных коридоров. Снаружи нас встречает свалка из пустых корпусов под названием "Прощай оружие !".
Странное место. Производит впечатление масштаб и объём проделанной работы. Теперешнее его состояние скорее какое-то гнетущее. Хотя я не хотел бы чтобы когда-то такие объекты действительно хоть кому то в мире понадобились. Лучше пусть это будет музеем. В любом случае, это наверное самая интересная достопримечательность в городе. Посетить её хотя-бы раз в жизни конечно надо.
Спасибо
www.4sync.com за хранение фотографий !
Я в социальных сетях: