Если вы живёте в России или Украине, наверняка по ближайшей к вам крупной железной дороге всё ещё бегают локомотивы чехословацкого производства. Они могут быть гораздо старше вас, но трудятся не покладая своих железных рук. Такие же живучие, как трамваи Татра.
После распада СССР и Чехословакии контакты стран в этом направлении сотрудничества сошли на нет. Вспоминается только поезд метро для Петербурга да какие-то мелкие поставки. О крупных госконтрактах речи не идёт. Между тем первому чешскому двухэтажному поезду "City Elefant" стукнуло уже 20 лет. К нам он так и не приехал, а вот соседи закупают до сих пор.
1. Сперва небольшое уточнение. Меня могут поправить, что я зря переводу Elefant как "слон". Действительно, по-английский "слон" пишется "elephant", но в железнодорожных сообществах я не раз встречал именно такой перевод. Аналогично поезд "RegioPanter" перевод "региональная пантера", хотя вид животного пишется правильно "panther".
2. Во избежание споров, я решил брать цифры о поезде с официального сайта компании Шкода. Информация на нём и некоторых железнодорожных сайтах отличается.
3. Поезд создавался компанией Шкода для пригородных перевозок в окрестностях праги. необходимость перевозки большого количества пассажира заставила чешского производителя создать свой первый (и по сей день единственный) двухэтажный поезд в своём модельном ряду. Первый экземляр модели 471 был построен в 1997 году. Второй появился годом позже. В тчение трёх лет он проходил испытания прежде чем стать основой пригородного сообщения Праги. С того времени завод произвёл почти 100 трехвагонных поездов для Чехии и несколько десятков поездов для других стран.
4. Несмотря на техническую возможность создавать поезда от 2 до 6 вагонов, абсолютное большинство поездов были созданы в 3-вагонной составности: головной моторный вагон, промежуточный прицепной и головной прицепной. Поезда спокойно ходят 3+3 и расцепляются при необходимости.
5. Есть салон первого и второго класса. Все поезда комфортны для перевозки велосипедов и передвижения инвалидов-колясочников.
6. Однако на деле дела обстоят похуже. Расстояние между поездов и платформой гораздо больше ожидаемого.
7. Велосипедисту легко. Маме с коляской - вполне. А как быть инвалиду без посторонней помощи? Сначала нужно допрыгнуть до двух кнопок (да-да, здесь одна кнопка это одна дверка), а потом ещё перепрыгнуть немаленькое расстояние.
8. Внутри уже безбарьерная среда.
9. В головном моторном вагоне в этом экземпляре расположился бизнес-класс.
10. Широкие сидения 2+1. Пока мы стояли в Бенешове, контролёр несколько раз заглядывал сюда для проверки билетов. Мы быстро перебежали в обычный.
11. Одно место можно назвать рабочим столом.
12. Проход мимо оборудования украшен многочисленной рекламой. Очень узко, разойтись очень сложно.
13. Межвагонный переход.
14. Салон поезда имеет максимальное количество посадочных мест - 310 штук при общей вместимости 640 человек в три вагона.
15. Большинство сидений расположено лицом к лицу 2+2.
16. На разных этажах и в разных экземплярах может быть разное освещение, разное расположение багажных полок. На втором этаже встречается место, где из-за оборудования поезда сдвоенные кресла немного выступают. Напротив них установлены места вдоль вагона. Стоять в проходах на обоих этажах неудобно.
17. Небольшие мусорки и столики везде.
18. Взгляд со второго этажа. Из-за наклона кузова окно расположено под углом и моментально покрывается дождевой водой.
19. К сожалению, высота не очень большая. Мне с моими 176 сантиметрами было комфортно. Но однажды я очень хорошо ударился головой об полку для багажа.
20. Поезд сконструирован для постоянного тока 3 кВ. Ширина состава 2820 мм, высота 4635 мм, длина 79200 мм. Мощность 2000 кВт (4х500), скорость 140 км/ч.
21. Для пригородного электропоезда Городской слон очень хорош.
22. Схема зон и маршрутов пригородных поездов Праги.
23. Кроме Чехии этот поезд поставлялся или поставляется ещё в 3 страны.
24. Ожидаемо одной из них является Словакия. 10 трехвагонных составов работают в этой стране. Модель имеет номер 671, двухсистемная, скорость до 160 км/ч.
25. Вторым иностранным покупателем неожиданно стала Украина. Согласно сайту Шкода, они купили составы большей высоты, но той же ширины. Хотя на сайте указана возможность создания поездов с более широким кузовом. Их же поезда самые длинные. Два головных моторных вагона и 4 промежуточных прицепных. Не буду ругать соседей, но вариант 3+3 кажется более перспективным и гибким. Составы получили номер 675.
26. Ещё одним покупателем стала Литва. Исторически они первый зарубежный покупатель, фактически - единственные, кто закупает эти поезда до сих пор. 13-й подобный поезд для Вильнюса был собран в марте 2017 года. Номер моели 575. По фотографиям на железнодорожной галерее, они единственные, кто иногда выпускал на линию двухвагонный состав.
27. В сети мне попадалась информация о возможной закупке таких поездов в Эстонию и Латвию. Ничего не могу исключать, но не верю. Эстонцы уже закупились Штадлерами. Также были слухи, что маршрут Вильнюс-Минск тоже переведут на двухэтажные поезда, но опять же веры нет.
28. Итог: чешский слон мне понравился. Он тихий, плавный, удобный, двухэтажный (люблю ездить наверху), много сидячих мест. Из минусов: низкие потолки, отсутствие комофртных стояичх мест (возможно это будет актуально только если в России), некрасивый внешний дизайн (но это на любителя).
За идею создания такого материала спасибо
bazzilliocat!
Спасибо за внимание! Оставайтесь на связи!
Информация из этого репортажа оказалась полезной? Хочется узнавать ещё больше интересной и полезной информации? Если да, то поддержите мой блог! Новые интересные и полезные репортажи будут ждать вас здесь, а узнавать о них можно во всех социальных сетях!
Не забудьте указать, что благодарите за информацию о двухэтажном поезде Шкода!
Если хочется прочитать другие мои записи о путешествиях - воспользуйтесь удобной интерактивной картой!