Турция, Грузия, Азербайджан и Дагестан на автомобиле. Часть 1. Дорога на Арарат.

Nov 23, 2018 17:27


Июнь 2018 г.

Мы запланировали большое путешествие на машине по Закавказью. Конкретных целей было две - гора Арарат в Турции и гора Базардюзю на границе Дагестана и Азербайджана. Про восхождения на эти вершины мы поговорим отдельно, а сейчас я опишу автомобильную часть путешествия: дороги, границы, города, расходы. Приключение длилось 26 дней, за это время мы намотали около 6500 км на нашем автобусике Toyota Lite Ace Noah. Мы не читали кучу отчётов, специально не готовились, потому путешествие было полной импровизацией.



Горный ландшафт Армянского нагорья. Турция.



И так, как я уже говорил, целей у нас две - Арарат и Базардюзю. Города и курорты нам особо не интересны, поэтому мы строим маршрут по кратчайшим путям к этим объектам. Примерный маршрут: Сочи - Владикавказ - Батуми - Трабзон - Ыгдыр - Агри - Эрзурум - Батуми - Тбилиси - Баку - Дербент - Каспийск - Грозный - Сочи. Это тот маршрут, который получился в итоге. Путь от Сочи до Верхнего Ларса я описывать не буду, так как ничего нового и интересного там не появилось, всё просто и понятно. По поводу подготовки к путешествию: специально ничего не готовили, немного поковырял машину, заменил расходники. С собой у нас куча снаряги, две палатки, четыре спальника, походное и альпинистское снаряжение. По еде: мы не знали, сколько будут стоить продукты в Турции, поэтому во Владикавказе напали на магазин Пятёрочка, и скупили у них месячный запас круп и консервов. В кафе мы не кушаем, предпочитаем готовить всегда на горелке. Гостиницы нам тоже не интересны, можно переночевать в машине либо в палатке.

И вот, выезжаем из России. Задача - без остановок проехать Грузию.



Ксюша со своим стадом, Квешети, Грузия



По дороге в Батуми, Грузия

Грузинскую границу проходим без проблем, в Степанцминде меняем часть рублей на лари по нормальному курсу (27 р за лари). За рулём Ксения. По умотанной Военно-Грузинской дороге за три часа добираемся до Тбилиси. Туда нам не надо, сразу уходим по автомагистрали на Батуми. До него нам ехать около 400 км. Первое время мы движемся по этой отличной дороге, но через километров 120 она заканчивается, и далее едем по обычной двухполоске, с хорошим таким трафиком. В Кутаиси я сажусь за руль, тут очень плотное и неорганизованное движение. Далее - ночная дорога, перегруженная фурами с турецкими номерами. Это участок Кутаиси - Поти. Не очень понравился этот участок, может потому что ехал его ночью. От Поти ещё немного, и прибываем в Батуми. Время уже час ночи, решаем немного поспать. Останавливаемся недалеко от города, и ночуем в машине. Вообще, у нас такой распорядок - если ночь застаёт нас в пути - есть три варианта: едем дальше, ночуем в машине (если ночевать в палатке стрёмно) либо ставим палатку (если есть удобное и безопасное место).



Вид на Батуми

Рано утром продолжаем путь, и уже через час оказываемся на границе с Турцией (КПП Сарп). Тут я сперва покупаю грузинское ОСАГО, чтобы не нарваться на штраф 100 GEL. Выезжаем из Грузии. Машин вообще нет, перед нами один старый Мерседес. Русских авто не видели с тех пор, как покинули РФ. На Турецкой границе неприятные новости: чтобы ездить по Турции, необходимо оформить Sigorta, это страховка ОСАГО такая. По-русски тут никто не понимает, да и по-английски тоже. Я долго пытался понять, что от меня хочет таможенник, пришлось найти «языка», который перевёл мне историю про страховку. А страховочка то золотая! 250 лир, это 4000 руб! Ничего не поделать, пришлось оформлять. Минимальный срок страхования - 3 месяца, видимо этим обусловлена высокая стоимость. Пока возился с сигортой, встретил мужчину на Kia Ceed на родных Курганских номерах. Он с семьёй едет в Болгарию на ПМЖ. Знакомая тема. Ладно, с горем пополам прошли границу, теперь мы в Турции. Сразу отмечаем отличную дорогу вдоль моря. Немного отъехав от границы, заезжаем на море позавтракать. Готовим в котелке макароны, кушаем и движемся дальше.



Чёрное море в Турции.

Заезжаем в городок Ардесен. Первым делом снимаем в банкомате DenizBank наличные Лиры. Курс примерно 15 рублей за лиру. Затем движемся в магазин. Там поражаемся количеству сладостей - пол-магазина это различные шоколадки, жвачки, чипсы, рахат-лукумы. Весело! Набираем с собой в дорогу всяких вкусняшек, и мчим дальше. А дальше по плану у нас заправка. Это заслуживает отступления.

Как обычно, подкатываю на заправку, вставляю пистолет бензин Регуляр (95). Ко мне подходит заправщик, я сую ему 50 TL (750 руб). Он заправляет мне 6,5 литров бензина и вытаскивает пистолет. Я жду, когда он нальёт мне ещё, а он уходит. Я злюсь, догоняю его, говорю: Where is my fuel? Он отвечает, что залил мне на 50 TL и тычет на стоимость бензина. Тут я понял что попал на бабки! Литр бензина стоит 6.31 TL!!! Это 100 рублей за литр! Грабёж средь бела дня! Этого я не ожидал, нам ехать ещё кучу километров по Турции, мы серьёзно влетаем по деньгам. Ну, ничего не поделаешь, придётся менять стиль вождения. Плавный разгон и торможение, скорость 75-80 км/ч. Теперь ясно, почему местные едут по отличным дорогам не более 100 км/ч. Вот эти два минуса, дорогая страховка и топливо, не испортили наше впечатление о Турции. Так как остальные моменты нам очень понравились.

Продолжаем путь по Черноморскому побережью в Трабзон. 3.06.2018, в районе обеда мы прибыли в этот прибрежный город. Население Трабзона - 428 тыс. человек. Большой город, раскиданный на близлежащих холмах. Напомнил мне итальянскую Геную, разве что здесь нет ярко выраженного исторического центра. Здесь мы провели пару часов, сделали кое-какие дела, и поехали через горы в Эрзурум. Дорога проложена через города Гумюшхане и Байбюрт. Сразу за Трабзоном дорога поднимается в горы, на перевал высотой 2650 м. Реально очень длинный подъём! Едешь и едешь в гору, машина даже греться начала! При этом дорога - идеального качества, везде четыре полосы, отбойники, обочины. Машин очень мало. Поднимаемся на перевал, оказываемся в облаках. На вершине источник воды, набираем литров 20, как оказалось впоследствии, очень не зря. На другой стороне перевала небо чистое, останавливаемся полюбоваться видами.



Ксюша за рулём бусика.



Ксюша на крыше бусика

Спускаемся в городок Гумюшхане. Очень интересный город - он зажат между двумя мощными хребтами. Чтобы разместить здесь немалое население, турки построили огромные постаменты -полки для жилых многоквартирных домов. Огромные дома висят над ущельем на гигантских бетонных уступах. Круто, очень круто. Пополняем здесь запасы сладостей, и движемся дальше через горы. Постепенно горы сменяются степными ландшафтами. В одной деревушке ловим очень красивый багровый закат.



Залипаем на закат

Вечереет, нужно искать место для ночлега. Находим в степях какую-то разрушенную кафешку или просто домик, паркуемся рядом. Решили поставить палатку прямо внутри здания. Весьма уютно получилось, и с дороги нас не видно. Засыпаем под запевания муллы в ближайшей деревне.



Наша база сегодня

Рано утром продолжаем наш путь. Проскакиваем город Байбюрт, затем ещё перевал, и спускаемся в город Эрзурум. Это крупный и важный город на востоке Турции, столица Восточной Анатолии. Сейчас он нам не интересен, заедем на обратном пути. Сейчас же движемся через Хорашан в Агри. Стараемся не заезжать в сами города, благо везде есть объездные дороги. Трафик также нулевой, бензин также дорогой. Дороги до сих пор идеальные. Не докопаться! Молодцы турки, первоклассные строители!

После Агри начинаются сплошные степи. Вот здесь конкретная проблема с питьевой водой. Все реки насыщены глиной и песком, имеют рыжий или коричневый цвет. Воду пить невозможно, наш запас воды пришёлся весьма кстати. Приближаясь к Догубаязиту, стали появляться иранские авто, и вооружённые посты на дорогах. Нас не останавливают. Вообще, турки удивительно радушные и приветливые, нас часто приветствуют местные жители и общаются, кто на английском, кто на русском. Многие принимают нас за американцев. Но как только узнают, что мы из России, крепко обнимают и приглашают в гости. Если честно, я не ожидал такого от турок, всё таки история взаимоотношений России и Турции имеет немало неприятных моментов. Надеюсь, все неприятности в прошлом, потому что турки классные ребята. Они тоже надеются на крепкую дружбу с русскими.

На подъезде к Догубаязиту виден огромный массив Арарата, правда сейчас там непогода, гора затянута тяжёлыми тучами, но мы безошибочно выделяем эту громадину среди плоских степных равнин.

На Арарат обычно попадают с Догубаязита, с южной стороны, но нам нужно на северные склоны, поэтому мы едем по дороге на Ыгдыр, пограничный с Арменией город. Здесь нас остановили на военном посте, проверили документы, и пожелали удачи. Сворачиваем с основной дороги на второстепенную малоприметную дорогу. Она ведёт на северную сторону Арарата. Здесь нет никаких деревень, лишь коши местных жителей - курдов. Мы наслышаны про жёсткий и суровый нрав этих ребят, поэтому стараемся не попадаться им на глаза. Оставляем машину просто в поле на высоте 2000 м, и уходим на четырёхдневное восхождение.



Вулканические пейзажи подножия Арарата



На курдской земле

Восхождение нам удалось, и уже через три дня мы вернулись к машине. Машина целая, хотя и видны следы попыток вскрытия багажника. Но всё целое, вещи на месте. А ведь был реальный шанс, что курды повредят или вовсе сожгут бесхозную машину! Но, всё обошлось, и мы можем ехать дальше.



Утро перед штурмом вершины Арарата. Высота 3300 м.

А дальше наш путь лежит в город Эрзурум, там мы подбираем Сашу Катаева с сыном, и везём их в Батуми. Они поедут нам навстречу из Анталии. Решаем ехать новой дорогой, через Ыгдыр. После похода мы жутко вымотанные, грязные и уставшие. Заезжаем в Ыгдыр, это небольшой городок около границы с Арменией и Азербайджаном. Здесь я попробовал найти душ, но безрезультатно. Закупили немного продуктов, и поехали дальше. Едем вдоль Армянской границы. У нас проблемы с водой. Все речки жёлтые, чистой воды вокруг нет. Время уже к вечеру. Проезжаем места с чудесными ландшафтами - скалистые горы, красные глины.



Трасса около Ыгдыра



Армянское нагорье



Пейзажи Восточной Анатолии



Рыжие глины

Едем в сторону городка Тузлуджа, далее поворачиваем на Кагисман, и далее через горы на Агри. Уже ночью поднимаемся на перевал через Армянское нагорье. Высота перевала 2600 м. Здесь останавливаемся на отдых. На улице темнота, видно только силуэты гор. Очень хочется помыться, но ночью искать воду на перевале сложно, да ещё и ветер дует сильный. Решаем спать в машине.

Просыпаемся от яркого солнечного света. Время часов шесть утра. На улице прохладно, всё же мы на приличной высоте. Заводим машину, решаем отъехать немного и позавтракать. Проехав немного, видим интересную штуку - около дороги стоит огромный бетонный желоб, наполненный чистейшей ледяной водой. Видимо это поилка для скота. Круто! То, что нам сейчас нужно! Ставим тент от палатки, чтобы нас не видели, и прям под ним моемся в ледяной воде. Благо машин совсем нет, здесь вообще движения почти не наблюдается. Только стадо коровок виднеется вдали. Пока Ксюша моется, я стерегу дорогу. Слышу звук приближающегося мотоцикла. И тут ко мне подлетают пару агрессивно настроенных турков, на мопеде и с ружьями. Я здороваюсь с ними, объясняю что мы туристы, ходили на Арарат, а сейчас хотим помыться. Ребята успокаиваются, передают что-то по рации, и удаляются.



Такая ванна нас вполне устроила



Турецкие горы



Пикник на обочине

Помывшись, чувствуем себя свежими и отдохнувшими. Позавтракали.  Теперь можно ехать в город. Этим городом будет Агри, или Агры. Это кстати и есть турецкое название Арарата. Здесь, в 1927-30 годах была столица курдской Республики Арарат. До этого здесь проживали армяне, но после геноцида земли заняли курды, которые и составляют большинство жителей сегодня. Приехав в город, мы первым делом ищем Wi-fi, что на самом деле не просто. Часа три мы пытаемся найти интернет, все споты запаролены, и турки не охотно дают пароли. Кое-как нашли в одной из кафешек интернет, и отправили сообщения домой. Связались с Сашей Катаевым, он будет в Эрзуруме через пару дней. Далее мы сняли немного денег на бензин, и выехали в Эрзурум. Потратили на поиски интернета полдня.

До Эрзурума примерно 200 км. Дорога пролегает через города Хорасан и Пасинлер. Мы уже ехали по ней несколько дней назад. Сегодня мы вроде успеваем в Эрзурум, но нет смысла вечером приезжать в город. Поэтому едем не спеша. По пути опять рыжие реки, пологие холмы, небольшие деревеньки с мечетями. Останавливаемся на ночлег недалеко от Эрзурума, съехав с трассы по грунтовке на 3-4 километра. Спим в машине в небольшом горном ущелье.



Пейзажи вдоль дороги



Трасса Агры-Эрзурум

На утро проснулись, нашли чистый ручей, позавтракали. Теперь едем в город. Спустя час мы уже ходим по столице Восточной Анатолии. Город большой, чистый и красивый. Город получил мощное развитие после 2007 года, когда его объявили столицей Зимней Универсиады 2011. Кстати, на той Универсиаде Российские спортсмены выиграли 39 медалей и уверенно возглавили медальный зачёт.



Паландокен



На склонах Паландокена

Провели в городе пол дня, ходили по магазинам, гуляли. Вечером мы решили посетить местную горнолыжку - называется Паландокен. Заехали на высоту примерно 2500 метров, тут находится большая пересадочная станция. Канатка проложена ещё выше, до высоты 3100 м. Что сказать про данный ГЛК? Количество склонов и канаток достаточное, но рельеф довольно скудный, просто пологие холмы. Не думаю, что есть смысл целенаправленно ехать сюда в зимний сезон.



Чудный закат в окрестностях Паландокена

После Паландокена мы долго искали, где же можно поставить палатку для ночёвки, в итоге ничего не нашли, и ночевали в машине неподалёку.

Утром позавтракали, и собрались ехать. И тут прикол - машина не заводится! Супер, отлично. Мы в поле, неподалёку есть какой-то хутор. Ещё есть пастух, который гуляет рядом с коровами. Обратился к нему за помощью. Турок естественно не бум-бум по английски, объясняю на пальцах ситуацию. Он меня понял, и удалился. Через несколько минут он пригнал на своём стареньком каблучке Citroen Berlingo, и протянул мне два обычных обрезка провода. Класс, то что нужно! Прикуриваем машину, всё хорошо, завелись. Спросил, что ему нужно за помощь, он долго что-то пытался объяснить нам, тыкал в телефон, где переводчик перевёл его фразу, дословно: «Дайте Золотую Пчелу». Мы в недоумении. Что ему нужно? Какая ещё Пчела? Оказывается, он подумал, что мы ходим в горы и собираем золото, алтын. Естественно, золотишка у нас не было, и мы просто протянули ему пятюню, поблагодарили, и уехали.

Встретили на автовокзале Сашу Катаева с ребёнком, и поехали в Грузию через Тортум-Артвин-Батуми. Это шоссе пролегает по горной местности. Дорога проложена вдоль крупной реки Чорохи, на которой расположено несколько водохранилищ и электростанций. Информации по этому району я нашёл мало, поэтому просто приложу сюда фотографии. Места очень красивые, дорога хорошая и трафик минимальный. Однозначно рекомендую!



Дорога Тортум-Артвин



Дорога Тортум-Артвин



Дорога Тортум-Артвин



Дорога Тортум-Артвин



Дорога Тортум-Артвин



Дорога Тортум-Артвин



Дорога Тортум-Артвин



Дорога Тортум-Артвин



Дорога Тортум-Артвин



Дорога Тортум-Артвин



Дорога Тортум-Артвин



Дорога Тортум-Артвин

Поздно вечером мы прошли границу с Грузией, на этот раз всё получилось быстрее, но без заминок не обошлось. Какие то формальности с документами, ничего особенного. Ночевать остановились уже в Батуми.



Мелкий Илюша на фоне Батуми

На утро посадили Саню на скоростной катер до Сочи, а сами поехали в сторону Тбилиси. Но поехали не стандартной дорогой, а через Годердзи-Ахалцихе.

Об этом во второй части повествования. https://dmrashitov.livejournal.com/14250.html



Спутниковая схема маршрута.

лавина, thenorthface, поти, грозный, ризе, ыгдыр, евлах, махачкала, каспийское море, баку, черное море, эрзурум, гудаури, Россия, сарп, базардюзю, шалбуздаг, gorillaenergy, мегарамкент, куруш, горы, ереван, deuter, апшеронский полуостров, пятигорск, хайкинг, артвин, микрах, грузия, Ксения Долгова, гянджа, дербент, трабзон, путешествие, glacier, summit, море, toyota, buff, ерыдаг, владикавказ, автопутешествия, Дмитрий Рашитов, фрирайд, агры, Терек, сочи, caucasus, Кавказ, ардесен, турция, снег, Ледник, самур, арарат, горная река, tnf_russia, боржоми, каспийск, пляжи, батуми, тбилиси, кутаиси, freeride

Previous post Next post
Up