И это все об СССР. Глава вторая.

May 28, 2007 10:58

2. Колбаса, очереди и другие объекты питания…
Самый популярный объект дискуссий о СССР это колбаса. Мне, на самом деле, трудно понять такое пристальное внимание к этому мясному продукту, который неожиданно стал мерилом счастливой жизни. Может это говорит о скудоумии критиков советской действительности, которые первые начали проливать кровь вокруг колбас, а может о великой пищевой ценности этого продукта, без которого люди пухли от голода и не могли ощутить полноту жизни. Я, почему-то, склоняюсь к первой причине, уж извините.

Итак, изобилия колбасы на прилавках в СССР не наблюдалось - два-три постоянных сорта то появлялись, то исчезали скупаемые жаждущими получить счастье людьми. По детству помню выражение «очередь за колбасой», которое применялось к столпотворению, например, в школьной столовой. Но ведь очереди были и за другими продуктами, которые в отличии от колбасы относятся к ежедневно потребляемыми - хлеб, молоко, сахар. Помню, как меня в детстве посылали за молоком, всучив в руки эмалированный бидон. Вот это были очереди! И ты терпеливо ждал, когда привозились (в 15.00, если память не изменяет) здоровые алюминиевые фляги с молоком и продавщица, вооружившись полулитровым алюминиевым черпаком, начинала его разливать в разнообразные емкости покупателей. Здесь же в развес продавали и сметану. И что меня всегда интересовала, так это надпись рядом с прилавком «Молоко подлежит обязательному кипячению». Стоя в очереди, от нечего делать это предупреждение я перечитывал по нескольку раз, и всегда в голове у меня вертелся вопрос: «Молоко нужно кипятить, а почему сметану не надо?».


Почти постоянно в продаже было молоко в бутылках и сметана в баночках (позже сметану стали фасовать в полистироловые емкости)  с крышечками из фольги (на молоке бесцветные, а на сметане желтые), реже можно было обнаружить на прилавке молоко в тетрапаковских пирамидках (в основном молоко в подобном пакете шло на заводы, где его бесплатно раздавали рабочему классу, компенсирую влияние вредной среды на организм человека). А еще кефир в полулитровых бутылках с зеленой алюминиевой крышкой можно было купить практически всегда. «А ты кефир местный пробовал?» - спрашивал в культовом сериале «Гостья из будущего» пират Весельчак У у своего компаньона Крыса тем самым сделав лучшую рекламу этого кисломолочного напитка. На самом деле местный кефир был очень хорош, лучше чем сейчас производят его те же местные производители. А уж всякие йогурты даже рядом не могут валяться.


Но мы отвлеклись. Кроме очереди за молоком существовала, хоть и довольно редко, очередь за хлебом, который привозился в магазин два раза в день - в 8 утра и в 14.00. Но иногда, довольно редко, его не хватало или на полках обнаруживался уже подчествершие буханки. Отмечу, что в нашем регионе (Набережные Челны, ТАССР) никогда не ощущалось особого хлебного дефицита, но, общаясь с товарищами из других мест Советской Родины, я обнаружил, что были города и области, где с хлебом были проблемы. А это значит, что внутри страны продуктовые положения в различных регионах отличались друг от друга. Но и критики, и воспеватели СССР этот фактором почему-то упускают из вида, хотя его стоило бы изучить подробней, чем я в будущем и постараюсь заняться, полагаясь на помощь своих противников и сторонников. Так что товарищи и господа (те, которые еще не в Париже) пишите и рассказывайте, что было в ваших весях с продуктовым обеспечением в 1970-80-е гг., буду всем благодарен и признателен.
В 1980-х начался сахарный дефицит. Его причины никакого отношения к «неправильному» обеспечению не имеют, а находятся в плоскости потребления. Ярким примером вины потребителей в создании дефицита сахара может быть недавний соляной кризис в буржуазной России, когда в магазинах скупалась соль в невероятных количествах. Но если в советское время государство реагировала на такой всплеск продаж не повышением цен, а ограничениями продажи в одни руки (так сахар одно лицо могло купит не более 2 кг за один подход к прилавку), то буржуйская торговля просто задрала цены. И что справедливей?
Почему же начались проблемы с сахаром? Во-первых, они были всегда, но имели сезонный характер. С середины лета наши садоводческие граждане, коим был каждый пятый советский человек, начинали варить варенье. Само собой спрос на сахар резко повышался и держался на высоком уровне вплоть до октября месяца. Потом наступало затишье и вплоть до следующего плодово-ягодного урожая сахар продавался свободно. Во-вторых, с середины 80-х широко распространилось самогоноваренье, которое потребляет сахара довольно много. Так начался уже внесезонный дефицит.


- Сахара для самагоне не может достать. Вот и занимается аутотренингом.
(Рисунок Г.Огородникова. Журнал "Крокодил" №25 за 1988 год)
Источник

Вернемся же к идолу советского гражданина - колбасе. Почему же ее не было в изобилии? Да потому что в Советском государстве были большие проблемы с производством основы колбасных изделий - мясом, особенно коровьим. Впрочем, эта проблема существовала в нашей стране всегда - и до революции, когда говядину импортировали из других стран (По данным из «Обзора внешней торговли России по Европейской и Азиатской границам за 1913 год. Пг., 1914» Россия в 1913 году не экспортировала ни грамма говядины, зато ввезла 43 тыс. тонн, т.е. по 2 кг на одного жителя. И это в аграрной стране!), и в современной Российской Федерации. Итак, колбасу было производить не из чего, т.к. само чистое мясо являлось дефицитным товаром. И хотя в одном из ЖЖ проскользнуло мнение, что в советское время мясо можно было спокойно купить на рынке, но воспоминания людей показывают обратное. Хотя опять же возможен региональный фактор. В Набережных Челнах, например, что бы купить мясо на рынке, нужно было просыпаться пораньше, т.к. к обеду кроме пустых прилавков в мясном ряду покупателю ничего не светило. Сам процесс приобретения продукта напоминал соревнования по тасканию туш. Несколько желающих мясца выбирали из только что привезенных трупов животных приглянувшийся им объект, объединившись хватали его с нескольких сторон и следовали за продавцом, сначала на штамповку туши (типа сертификации, что это мясо годно к продаже), а потом так же дружно направлялись на разделку.  Так покупка мяса на рынке сплачивала граждан, хотя бы на время пробежки с тушей, что можно считать положительным фактором.
Но так было в Челнах, а вот когда я с сестрой и матерью в середине 1980-х ездил в доблестный город Ленинград, то там мясо продавалось довольно спокойно и без ажиотажа даже в магазинах. Помню как в мясном магазине, что был неподалеку от Витебского вокзала, меня впечатлил мясник, который ловко разрубал околевшего зверя на аккуратные куски с учетом пожелания покупателей. В моем родном городе к страждущим мясца особо не прислушивались и взвешивали тебе то, что, по их мнению, сгодится слишком много желающему покупателю. «Нет другого!» - хмуро произносила хозяйка прилавка и шлепала на весы мосол слегка тронутый мясом. Видимо в Ленинграде мы попали в нетипичный советский магазин.
Что ж, СССР была страной контрастов, и от этого нельзя отмахнутся. В «Кому в СССР плохо жилось» я приводил пример советской игрушечной промышленности, когда на одних фабриках делали хорошие игрушки, а на других не очень хорошие. Вот с пресловутой колбасой были такие же коллизии.
Мне довелось познать разницу колбасы от колбасы. Дело в том, что моя покойная бабушка работала на Елабужском мясоконсервном заводе (Елабуга находится в 20 км. от Набережных Челнов и славна тем, что там саму себя вздернула поэтесса М.Цветаева. Сам же завод появился в 1943 году в следствии эвакуации из Ленинграда консервного цеха), который производил колбасы и тушенку для нужд Советских вооруженных сил, т.е в свободной продаже ее практически не было. Вы знаете, какая это была продукция? Пища богов! Елабужская колбаса «Докторская» была именно той самой, выпуск которой санкционировал Иосиф Сталин, т.е. чистое мясо на 95%. Ее антиподом была колбаса «Докторская» челнинского мясокомбината, в которой было 95% незнамо что, но даже она была довольно съедобной и совсем не зеленой. А вот где-то видимо существовали заводы, которые специализировались на выпуске как раз легендарной зеленой колбаски. Страна ведь большая и везде свои взгляды на то, какой должен быть продукт на столе советского едока.
Подобное региональное деление существовало и по другим позициям. Например, в какое-то время из челнинских кондитерских отделов исчезли шоколадные конфеты «Кара-Кум» ульяновской фабрики уступив место продукции азербайджанской. Товарищи в солнечном Азербайджане не умели делать конфет! Как, в прочем, не умели делать и чай. Азербайджанский чай по своим вкусовым качествам плотно приближался к прессованному мусору под кодовым названием «Чай плиточный», но на какое-то время он так же забил полки наших магазинов, сильно потеснив «Индийский» (тот самый, со слоном), «Грузинский №36» и «Краснодарский». Такое впечатление, что на какое-то время Татарская АССР побраталась с Азербайджанской ССР, и наши южные братья начали щедро нас забрасывать странной шоколадной плиткой (довольно забавный суррогат шоколада), похожими на ту же плитку шоколадные конфетами, чайными пеньками, сыром «Сулугуни» (кстати, довольно не плохим) и т.п. Может в это время азербайджанцы вели большую стройку и сильно нуждались в «КамАЗах»? Вот и был совершен бартер…
Конечно, раскрыть все тайны продуктового обеспечения в СССР в данной заметке не возможно (но в будущем постараюсь), да и цели пока такой не стоит, но вот тайны некоторых очередей позвольте немножко приоткрыть.
1. В советское время основная масса людей работала в конторах и на производстве, где рабочий день заканчивался практически одновременно - в районе 16.00-17.00. И вот вся масса рабочих, бухгалтеров и других ИТР единовременно оказывалась в магазинах. Само собой даже универсамы с большой проходимостью не справлялись с таким количеством покупателей и появлялись внушительные очереди. И не только за колбасой, но и в кафетерии. В середине 1980-х я учился в школе во вторую смену, которая как раз заканчивалась в районе 18.00. Сразу после учебы я шел в магазин, дабы принять на грудь стаканчик томатного сока и оказывался в длиннющей очереди из страждущих дерябнуть сока или молочного коктейля. А ведь соки дефицитом, по крайней мере в Челнах, никогда не были.
2. Если за доступным соком ежедневно выстраивались очереди, то за менее доступными товарами они должны быть обязательно. Ведь они появлялись несколько реже, а значит желающих было больше. Но даже в талонную эпоху, когда по серенькой бумажке с синим штампиком ты мог получить гарантированную порцию сливочного масла за ним все равно выстраивались неимоверные хвосты. И бац, масло кончалось, т.к. его развозили по магазинам в определенном количестве. Зато на следующий день очереди могло и не быть, а масло имелось в наличии.
3. Многие товары ежедневного потребления завозились по графику один-два раза в день. К времени завоза, само собой, собиралась основная масса покупателей и как итог - очередь, которая со временем рассасывалась. Однажды я это уяснил и умудрялся избегать утомительного стояния за молоком или хлебом заглядывая в магазин в определенный момент.
Итак, проблема колбасы является вполне реальным минусом советской страны, но государство компенсировало это совершенно реальными плюсами, о которых еще будет разговор…

(Продолжение следует. Глава 3 "Чатлане и пацаки советского подданства")

ссср, молоко, очереди, история, колбаса

Previous post Next post
Up