Размышления о влиянии советского образования

May 16, 2007 08:14


Орешек знаний тверд,
Но мы не привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
Киножурнал «Хочу все знать!».
Лишь было бы, лишь было бы желание,
Придут к тебе, придут к тебе все знания,
За это вам ручается
Киножурнал «Хочу все знать!»

Когда заходит разговор о СССР можно часто услышать мнение, что советское образование было самое лучшее и советская молодежь ( Read more... )

ссср, образование

Leave a comment

Comments 110

paraxboct May 16 2007, 07:41:07 UTC
По Вам видно, что Вы троечник до сих пор.
".. да, было лучшим, но НЕ ПРАВИЛЬНО организованным."
"... они пробудили во мне НЕ МАЛО"
По-русски Вы писать так и не нучились.

Reply

dmpokrov May 16 2007, 07:44:01 UTC
Не отрицаю и не скрываю, не сноб же. :-) Никогда грамотностью похвалиться не мог. Стандартная отметка по сочинениям 2/5... :-)

Reply

paraxboct May 16 2007, 07:49:37 UTC
Причем тут снобизм? Вы, кажется, о низком уровне образования говорили? Нельзя же только по себе судить.
Вот иностранный язык в советских школах преподавали так, чтобы никто не мог понять нас, и мы не могли не то, что говорить, но и толком читать - и причины тому, надеюсь, называть не стоит.
А с остальным позвольте не согласиться.
Разве признаком снобизма является грамотная речь? Вы ничего не путаете про снобизм?

Reply

dmpokrov May 16 2007, 08:01:16 UTC
Речь - письменность: разные способы передачи информации :-)
А школьного английского мне хватило, что бы примерно понимать английскую речь и писменность. Первая учительница была головастая и правильная.
ПС: не рекомендую читать рукописи Достоевского - у него с орфографией и пунктуацией тоже швах был :-)

Reply


bortnik May 16 2007, 07:45:56 UTC
Вопрос как раз о том, что СИСТЕМА образования была самой лучшей - программы были очень насыщенными, уровень требований высок (ну, например, моя тройка по химии по сравнению с выпускниками нынешних школ стоит гораздо больше - это по отзывам преподавателей РХТУ), а педагогическое обеспечение давало гораздо больший эффект ( ... )

Reply

dmpokrov May 16 2007, 07:58:35 UTC
>>Научная литература НЕ БЫЛА в таком дефиците (в силу тиражей) и НЕ БЫЛА столь недоступна.

А я и не писал о недоступности. По крайней мере почти всю нужную литературу по вопросам эволюции я смог найти (кроме, самое смешное, трудов Дарвина :-)), как и по космонавтике, географии и античной философии.
Я писал о невостребованности (см. коммент о книге Давида Ламберта).

>>Сравнивать надо года 50-60-е, когда общественное сознание более-менее соответствовало социалистическому.

Тут не соглашусь. Последнее время что-то в замонолитили советское общество в единый социалистический кусок. И не было стиляг, алкоголиков, шпаны, мещан, наркоманов, бомжей и т.п. А уж о деревенской провинции без дорог, газа и электричестве (+ с одной школой на 3 деревни) вообще позабыли. :-)
Подобная идеализация ни к чему хорошему не приводит. Если бы было все хорошо и великолепно, то тогда бы я не читал сейчас сборники сатиры и фельетонов изданных в 1960-е годы...

Reply

bortnik May 16 2007, 08:27:00 UTC
1. Про недоступность - вы ничего не поняли. Невостребованность в библиотеках в значительной частью была обусловлена ДОСТУПНОСТЬЮ в магазинах.
2. Куском советское прошлое молонолитите вы. Только считаете почему-то, что общественное сознание 50-60х складывалось из сознания алкоголиков, наркоманов и тех, у кого на 3 деревни 1 школа и было точно таким же, как и в 80-е. Так вот - общественное сознание - это сознание господствующего класса. А в 50-60-е и в 80-е классы, которые в советском обществе господствовали, были разные, и идеология была разная, соответственно, общественное сознание было разное. У моего деда сохранились книги 60-х, библиотечные, списанные - так вот там листки заполнены по самое нехочу. А дед был сельским учителем истории.

Reply

steissd May 16 2007, 08:47:11 UTC
За колбасой в 80-е гонялись потому, что она была в дефиците. Ее приходилось добывать и тратить на это непропорционально много времени. Иначе бы она занимала гораздо меньше места в дискурсе: ее бы просто между делом покупали и ели.
Правда, сомневаюсь в том, что освободившаяся от необходимости стоять в очередях ткачиха тетя Дуся немедленно использует образовавшееся свободное время, чтобы просматривать полотна Бетховена или читать романы Микельанджело, который Буонаротти (или Антониони, какая разница, все одно чурка нерусская?). Она не тупая, но у нее свой круг интересов: посудачить с товарками о том, с кем гуляет муж соседки Клавки, чем хворает нормировщица Верка и кто на самом деле отец ребенка недотепы Пашки. Ну еще носки связать, на садовом участке повозиться, варенья-соленья закатать и т.п. И это совершенно нормально. Интеллектуалы ни в одном месте в мире не могут составлять большинство населения.
А Дюма, кстати, образцом высокой литературы не является. Это просто Донцова 19-го века.

Reply


steissd May 16 2007, 08:11:50 UTC
Не пойму только как это соотносится с качеством советского образования. Дело не в программе и даже не в учителях. Просто большинству октябрят совершенно неинтересно, где именно находится эта самая Африка (я, например, через 28 лет после окончания школы без проблем найду все страны Северной Африки, а также Сомали, Судан, Эфиопию, Нигерию, Конго (со столицей Киншаса), Мадагаскар, ЮАР и Намибию, но, скажем, Дагомею, Мозамбик или ЦАР - ни за какие коврижки; но дебилом себя или школьную географичку бездельницей на этом основании не считаю). То есть, к соответствующему уроку ребенок, может, и выучит расположение Африки на карте и благополучно забудет это через неделю: ему эта Африка не нужна ни даром, ни за деньги.

Reply

dmpokrov May 16 2007, 08:14:56 UTC
вот как раз о том, что "лучшее в мире" и образовательно-культурный уровень населения между собой находятся в разладе. И находились всегда.

Reply

steissd May 16 2007, 08:26:21 UTC
Образовательно-культурный уровень населения в целом подчиняется распределению Парето. Любознательные "ребёнки" всегда в меньшинстве. Я не "ультрасовок", который в упор не видит недостатков советской системы, но отмечу, что Советская власть старалась упаковать в голове октябрят как можно больше знаний и навыков, но детки упирались - кто активно, кто пассивно - и часть усилий системы не увенчивались успехом.

Reply

dmpokrov May 16 2007, 08:53:41 UTC
steissd, это я тоже отметил. :-) И главное, что именно в октябрят, т.к. пионерам уже толком ничего не упаковывалось. Причин тут много пока рассматривать не будем.

Reply


dmpokrov May 16 2007, 08:20:35 UTC
Да уж, бурное обсуждение. Не ожидал, честно. Видимо тема довольно животрепещущая.
Пойду куплю курева и пива . По пути поразмышляю над судьбой человечества... :-)
Спасибо за конструктивизм. Жду новых комментов и обсуждения.

Reply


Как это ни грустно... jescid May 16 2007, 09:14:50 UTC
Но наша семья в начале 1970-х уехала из Набережных Челнов именно потому, что родители убедились в том, что хорошее образование старшему брату (учился в средних классах школы тогда) там не получить.
Образование в СССР было довольно разным - разумеется, те школы, что были в столицах и крупных областных центрах - не шли ни в какое сравнение с районными школами и библиотеками...

Про Вилли Токарева и цитату канадцев (там политика явно видна - и уже под горбачёва) - пмсм, перебор, но кое-что вы подметили верно - в тенденциях.
Образование было доступно и обязательно - и многих это скорее раздражало - что надо было __учиться__, а не гонять балду.

Reply

Re: Как это ни грустно... dmpokrov May 16 2007, 09:27:23 UTC
Про токарева и цитату - может быть и перебор, но для драматургии, я думаю, не лишне :-)
Кстати, в тех же Челнах школа школе тоже рознь была большая...
А с ГБС - да, напряжно в ней с книгами.

Reply

Re: Как это ни грустно... ex_kreuzer813 May 16 2007, 09:33:03 UTC
А в начале 70-х много было Челнов-то? :*)

Reply

Одни, но уже достаточно большие jescid May 16 2007, 14:17:08 UTC
КАМАЗ пошёл.

Reply


Leave a comment

Up