1. Форматы агитационных сообщений классифицируются здесь по материальным средствам, используемым в пропаганде.
Полагаю, что основные виды пропагандистских сообщений, которые мы могли бы использовать, таковы:
1) текстовые;
2) зрительные;
3) звуковые;
Соответственно, материальные носители для этих сообщений можно использовать следующие:
1) все, на чем можно написать текст: бумаги, ткани, полотнища, поверхности зданий на улицах, значки, одежда, цифровые носители и др.;
2) точно также и с изображением (поскольку текст - тоже изображение). Другое дело, что изображения можно разделить на:
2.1) статические (фото, графика, плакаты и др.) и
2.2) динамические (видео-трансляции, живые политические акции и т.п.),
- и у них носители будут немало отличаться;
3) из звуковых носителей можно выделить живые акции, радиотрансляции, видео-трансляции, звуковые записи на цифровых носителях и др.;
2. Форматы подачи сообщений.
В связи с указанными носителями можно указать и конкретные форматы подачи содержания пропагандистских сообщений. Некоторые конкретные форматы могут заключать в себе сразу несколько типов сообщений (зрительные, звуковые и текстовые - например, видео-ролики), поэтому такая классификация - несколько неудобна, однако, полагаю, она может оказаться полезной;
1) Для текстовых сообщений:
- (агитация) пропагандистские листовки, плакаты, растяжки, флаги, граффити и просто надписи на зданиях, стенах и др. (их достоинства в т.ч. в том, что их не всегда просто стереть, убрать);
- (атрибутика) ленты, шарфы, значки, другие элементы одежды;
- (публицистика) репортажи, расследования, интервью и др.;
- (аналитика) серьезно аргументированная критика действий нынешней власти - с применением статистики, политического, правового, экономического анализа и др.;
- (политическая сатира) любые из различных текстовых жанров искусства: драматургия, поэзия, проза. Это м.б. пьесы, стихотворения, анекдоты, фельетоны, романы, притчи и др.;
2) Для зрительных сообщений:
2.1) для статических:
- (в частях «агитация», «атрибутика» - очень сходно с текстовыми сообщениями);
- (изобразительное искусство): фотографии, графика, фотожабы, картины, карикатуры, скульптуры и др.;
2.2) для динамических:
- (политические события): митинги, демонстрации, пикеты, забастовки;
- (документальное): короткометражное и полнометражное кино, видео-трансляции, репортажи, интервью, трансляции политических бесед, дебатов, обращений, вещественные доказательства (для судов);
- (искусство): уличные действа: флешмобы (по сути, акцию Pussy Riot можно было бы отнести сюда), перформансы, представления; театральные представления; художественный кинематограф;
3) Для звуковых сообщений:
- (агитация): речи, обращения, беседы, споры, дебаты, лозунги и др.;
- (документальное): почти все то же, что относится и к зрительным сообщениям, имеющим звуковую составляющую;
- (искусство): песни, мелодии, чтение стихов + все те форматы, которые касаются зрительных сообщений, где присутствует звуковая составляющая;
Примечания/ общие предложения:
-> разумеется, для различных целей, для различных целевых аудиторий и при различных обстоятельствах требуются и различные форматы пропагандистских сообщений. - я не посчитал нужным расписывать такие функции и случаи, поскольку их очень много и на описание их всех можно произвести по объему целую монографию текста, а то и в нескольких томах. - При случае же, когда все эти переменные определены, не столь уж трудно решить, какие использовать форматы подачи материала из упомянутых выше;
--> кроме того, как я упоминал, в некоторых случаях удобно сочетать в одном формате несколько видов сообщений: текстовые, зрительные, звуковые. Можно, например, составить агитплакат с подробным текстом, можно записать видеообращение, можно сочинить анекдот про нынешнюю власть, можно провести веселый флешмоб, написать и поставить сатирическую пьесу, можно провести расследование с разнообразными вещественными доказательствами, можно написать серьезную критическую статью в жанре политической аналитики, и т.д., и т.п.
--> Можно также применять для успешного результата не один формат подачи материала, а несколько. Скажем, можно составить такую комбинацию:
Допустим, где-то случилось событие вроде массового убийства в Кущевке. По этому поводу можно попробовать распространить в столице региона политический агитационный материал (листовки, плакаты, граффити), показывать людям уже готовые журналистские расследования, в которых говорится о том, как милиция покрывала преступников, можно снять документальный фильм, в котором собрать (если получится) материал по таким Кущевкам со всей России (ну или из каких регионов получится).
Недоверие к полиции, недовольство нынешним положением дел, несправедливостью нынешнего общественного устройства - подобные результаты можно получить благодаря подобным сочетаниям. Кроме того, подобные события могут вызвать широкий общественный резонанс.
p.s.: Как всегда, напоминаю: комментарии, вопросы, дополнения приветствуются.