Журнал
bric-à-brac пишет о себе:
"Брик-а-брак - это коллекция необязательных вещей, без которых человеку с его памятью и теплой привязанностью к исчезающему - никак не обойтись. Журнал «Брик-а-брак» состоит из проектов и идей, которые вполне могли бы исчезнуть. Но они набрались смелости - и не исчезли."
В ближайшем (7-м) номере журнала планируется выход материала с моими картинками. Формат публикации требует, чтобы картинки сопровождались не очень коротким вступительным текстом, так что мне пришлось собрать себя в кучку и написать о метафизической фотографии :)
Редакция любезно разрешила мне публиковать этот текст даже до выхода журнала.
Автором термина «Метафизическая фотография» и основателем направления является классик русской фотографии Александр Слюсарев, который в 60-е годы XX века совершил переворот в советской фотографии, сделав объектом своего искусства предметы повседневного окружения горожанина. В разные периоды жизни он называл свою фотографию разными словами: чаще всего «аналитической», но этот термин его не полностью удовлетворял и использовался главным образом в противовес «информационной». Он говорил, что подошло бы слово «сюрреалистическая», если бы за ним в изобразительном искусстве не закрепился уже строго стилистически определенный визуальный ряд.
Выражение «метафизическая фотография» появились сравнительно поздно, а знаменем заметного движения в современной русской фотографии стало летом 2010 г благодаря одноименной выставке в фотоцентре на Гоголевском бульваре.
Начиналось всё, как это часто случается в нашу эпоху, с поста в ЖЖ, который сделал Роман Гущин (klamm) 14 января 2010 г. Роман писал: «За последнее время я нашел (для себя) в интернете некоторое количество людей, снимающих примерно в одном (по крайней мере, с первого взгляда) жанре, точно охарактеризовать который одним словом я не возьмусь», приводил перечень авторов и делал попытки выделить то общее, что в них предположительно есть. Пост вызвал дискуссию, по итогам которой Слюсарев предложил провести круглый стол на тему метафизической фотографии. Скоро оказалось, что есть помещение не только для круглого стола, но и для выстаки, и Роман собрал ее уже к середине февраля. Однако с предложенным помещением возникли проблемы, и она открылась только в мае, уже в другом зале, и после смерти Слюсарева.
Выставка была кураторским проектом Романа Гущина, ее авторы по-разному соотносили себя с предполагаемым направлением, и надеялись поговорить и разобраться на круглом столе. Смерть Слюсарева изменила ситуацию, и теперь оставалось рассчитывать только на себя и свою меру понимания.
Метафизика - это буквально «то, что после физики» - раздел философии, занимающийся исследованием первоначальной природы реальности. Важно было понять, что в визуальном искусстве является той «физикой», за которую пытается заглянуть наша фотография. Где точки пересечения понятий «метафизическая», «аналитическая» и «сюрреалистическая». Как ни удивительно, слово «сюрреалистическая» в этом контексте полностью дублирует значение слова «метафизическая». Сюрреализм - это сверх-реализм: не в смысле «гипер», а как раз «над» или «за». Термин «аналитическая» раскрывается в противопоставлении информационной фотографии, которая воздействует на зрителя, вызывая в нем реакции на значение того, что изображено, в его уже сложившейся картине мира (сложенной культурным и бытовым опытом).
Та фотография, которую мы пытаемся делать, действует иначе. Она разрушает стереотип восприятия обыденных вещей, собирает мир новым способом, и в этой сборке вещи обретают иные значения, не связанные ни с функциональным назначением, ни со смыслами в предшествующем культурном опыте. Вещи остаются при этом сами собой, и неподготовленный зритель часто бывает обескуражен: он не может понять, что тут разглядывать. Лучше всего это впечатление выразил в книге отзывов один из посетителей выставки: "особенно возмутила фотография картонной коробки. По-моему это полный бред". Это "полный бред" и есть. Просто к радости такого "бреда" надо быть психологически готовым. Зритель ведь так возмутился, потому что он никогда не видел использованной картонной коробки. Я не шучу: он просто классифицировал их и отбрасывал как бесполезный для жизни мусор. А тут ему ее показали, и уют его мира стал разрушаться так быстро и радикально, что ему пришлось помахать руками, чтобы придти в себя.
Согласно представлениям современной нейрофизиологии, система восприятия человеческого мозга разделена на две части: неосознаваемую (ее еще можно назвать системой внимания) и осознаваемую. Зрение поставляет огромный объем информации, но врата сознания узки, поэтому прежде чем мы осознаем то, что видим, визуальная информация проходит предварительную обработку. Неосознаваемая система обеспечивает автоматические реакции на значимые микрособытия окружающего мира, осуществляет разметку для сознания, выделяя объекты, на которые нужно обратить внимание, и даже способна подменять реальные образы ожидаемыми: многие знают, что если долго собирать грибы, начинаешь «видеть» в некоторых листиках гриб во всех подробностях, и иллюзия не развеется пока не шевельнешь его палкой.
Описано специфическое мозговое нарушение - «cortical blindness» - когда у человека повреждены участки коры мозга, отвечающие за поступление картинки в сознание. Такой человек может уверенно обходить препятствия и даже испытывать ряд эмоциональных реакций на изображение, потому что неосознаваемая система восприятия у него продолжает работать, но на сознательном уровне он не видит, и не может ничего сказать о том, что заставило его повернуть или испугаться.
Нейрофизиолог из Мельбурна, пишущая в ЖЖ под ником catta, делает из этого шутливый вывод: «Искусство - это система наведения для человеческого знания. Чтобы кто-то начал интересоваться тем, как Солнце устроено, кто-то должен сперва его воспеть».
Метафизическая фотография работает в основном с неосознаваемой частью восприятия: она формирует конечное изображение таким образом, чтобы система внимания разметила его нетрадиционным для зрителя способом. Чтобы он обратил внимание на те свойства предметов, которые ускользали от его восприятия как нефункциональные, и ощутил экзистенциальное наслаждение от этого акта познания неосознаваемых ранее аспектов окружающего мира.
Таким образом, метафизическая фотография не эстетизирует реальность, для нее чужды эффектные изобразительные приёмы и неприемлемы манипуляции, искажающие фотореалистическое воспроизведение натуры. Метафизическая фотография игнорирует культурные смыслы объектов и ситуаций, не прибегает к символам и аллегориям, и никогда не опирается на сюжет.
Метафизическая фотография - это практика расширенного внимания: она рождается совместным намерением автора и зрителя увидеть аспекты, обычно ускользающие от восприятия, и сложить из них картину, достоверно и документально изображающую эту неизвестную, находящуюся за гранью обыденности, реальность.
Разумеется, подобным образом понимаемое метафизическое начало можно увидеть на многих давно существующих художественно состоятельных снимках. По мере развития изобразительного искусства авторы всё чаще прибегали к воздействию на систему внимания как к средству, но целью их по-прежнему было сознание зрителя. Новизна нынешнего момента заключается в том, что появилось заметное количество авторов, для которых эффект чисто визуального прорыва к изначальной природе мира, - самодостаточен, и составляет цель и основу их творчества, и достаточное число зрителей, которые ценят и понимают такого рода фотографию.