(no subject)

Jul 01, 2010 22:57

Поговорим о метафизической фотографии - раз

А вот тут поговорили так поговорили



Есть такой культовый в определенных кругах автор - Карлос Кастанеда, который описывает экзотические культы мексиканских индейцев (неизвестно, в какой степени вымышленные).
Там вкратце дело сводится к тому, что мир состоит из "энергетических сгустков", а воспринимаем мы его определенным образом через некую точку на собственном "коконе", которая называется "точка сборки". Как именно мы воспринимаем мир, зависит от положения этой точки. У детей она в определенных пределах подвижна, а потом постепенно всё прочнее фиксируется в процессе воспитания и социализации. А магические практики позволяют сначала расшатать ее положение, потом научиться ее смещать предсказуемым образом, а потом увидеть мир таким, как он есть.

Когда я говорю "стереотип восприятия", "шаблон восприятия", "показывает предмет вне контекста его функционального назначения", я всегда вспоминаю об этой нехитрой индейской метафизике.

В стереотипном восприятии нет ничего плохого. Оно неизбежно, ибо позволяет человеку воспринимать мир крупными информационными блоками, оформленными культурой таким образом, чтобы сделать повседневное существование человека максимально ненапряжным. В противном случае в любом пустом углу мы захлебнулись бы в потоке прямых впечатлений и не смогли бы шагу ступить до конца своей жизни.

Метафизическая фотография берет какой-то фрагмент реальности и пытается осторожно разглядеть, почувствовать, что он из себя представляет на самом деле, и как его можно собрать иначе, чем мы все привыкли его воспринимать. Чтобы зритель увидел объекты, опознал их, но не узнал [свои реации на них]. Чтобы ему на голову обрушился поток впечатлений от этого фрагмента мира, про которые он не сможет сходу понять, про что они, и что они ему.

Разумеется, подобным образом понимаемое метафизическое начало может присутствовать на многих давно существующих художественно состоятельных снимках. Присутствовать в той степени, в которой автор был ненормальным (а с талантами это случается). Но при этом в снимке может быть что-то еще, несравнимо более сильно воздействующее на зрителя. То, ради чего автор его и снимал. А метафизика просто прорвалась.

Новизна момента заключается в том, что появилось достаточное количество авторов, для которых подобный эффект прорыва к изначальной природе мира, - самодостаточен, и составляет цель и основу их творчества.

Собственно это событие мы и пытаемся донести до зрителей, у которых безусловно есть своя важная роль. Потому что зритель должен быть готов к тому виду впечатления, которое он получит от просмотра подобных фотографий. Типичную реакцию неподготовленного зрителя (из книги отзывов к выставке) я недавно приводил в своем журнале: "особенно возмутила фотография картонной коробки. по-моему это полный бред". Это "полный бред" и есть. Просто к радости такого "бреда" надо быть психологически готовым. Зритель ведь так возмутился, потому что он никогда не видел использованной картонной коробки. Я не шучу: он просто классифицировал их и отбрасывал как бесполезный для жизни мусор. А тут ему ее показали, и уют его мира стал разрушаться так быстро и радикально, что ему пришлось помахать руками, чтобы придти в себя.

впечатления, текст

Previous post Next post
Up