Один из моих читателей прислал несколько вопросов. Вот часть их них:
"Что для вас удобнее -- контрактная система или репертуарный театр? Как складываются отношения с агентами? Можно ли прожить на зарплату рядового московского певца? Если артист работает по контрактам и не состоит служащим в театре, считается ли он безработным?"
Таким образом, продолжаю поддерживать свои рубрики. Можно было бы вкратце ответить на все вопросы, но они объединены одной темой, в рамках которой можно очень основательно порассуждать...
Все эти вопросы связаны одним общим тезисом - о финансово-техническом взаимоотношении между артистом и театром в России и за рубежом. Это весьма непростая для обсуждения тема, и достаточно щекотливая, в силу разных причин. Но очень и очень интересная, и я думаю, что моим читателям будет весьма любопытно узнать кое-какие секреты)
Начнем с того, что в мире существуют две совершенно различные системы театрального существования - система "stagione" и система репертуарного театра. Сразу оговорюсь, что в данный момент обе эти системы являются контрактными, а разница состоит в различной концепции организации репертуара и работы труппы театра.
Система СТАДЖОНЕ подразумевает разовые продукции одного конкретного названия, прокатываемого определенное количество раз в течение месяца, для чего набирается по разовым контрактам нужный состав исполнителей. Короче говоря, каждый раз солисты подписывают контракт на определенное число репетиций и спектаклей в некоем театре Н на срок не более 2 месяцев. В существующих ныне тяжелых экономических условиях зачастую несколько театров вступают в копродукцию - т.е. делят бюджет постановки на то количество театров, в которых позже, в следующие сезоны, будет прокатываться этот спектакль. Декорации и костюмы существуют в одном экземпляре, режиссер и вся постановочная труппа не меняется, меняются только солисты и дирижер.
При данной системе в штате театра состоит только оркестр и хор, иногда и дирижер, а все солисты являются наемными. Большим везением считается попасть в т.н. "стартовый" состав (в премьерный состав в самой первой постановке), и потом получить контракт сразу на весь цикл копродукции, во всех последующих повторах. Это решение зависит только от мнения постановщиков спектакля и дирекции театров.
Перейдем к системе репертуарного театра. Из названия понятно, что такой театр изначально нацелен на прокат определенного репертуара в течение всего года, с постоянной сменой названий и составов исполнителей каждый месяц. Соответственно, все солисты также находятся в штате театра, но только на долгосрочных контрактах, сроком от полугода и более, вплоть до бессрочных контрактов.
И вот тут мы приближаемся к очень сложной границе между творческой и финансовой целесообразностью...
Вернее, проще спросить - что же лучше и выгоднее?
А на этот вопрос ответа нет... Все зависит от того, с какой стороны на что посмотреть.
Если взять чисто финансовый вопрос - то на западе, при всем существующем кризисе, платят несоизмеримо выше, чем в Москве, а уж тем более в России. С другой стороны, в России есть стабильный заработок, гарантированный государством, а на западе все зависит только от тебя и... твоего агента.
Недаром Паваротти в свое время сказал: "Скажи мне, кто твой агент - я скажу тебе, какой ты певец!"
К сожалению, работая на западе, я вынужден с этим согласиться.
Оставим пока эти рассуждения в стороне и повернем разговор в противоположном направлении - творчество).
Плюсы и минусы есть у обоих систем.
В системе репертуарного театра у каждого певца есть огромная возможность для развития и становления. Приходя в театр на небольшие роли, каждый может постепенно обретать уверенность и обрастать различными партиями, овладевать всевозможными стилями, накапливать опыт и знания, учась у старших мастеров. С другой стороны, ежедневные переключения с Верди на Моцарта, с Россини на Чайковского молодого и неопытного певца могут завести в дебри физиологических проблем с голосом. Да и опытному певцу порой непросто обеспечить весь репертуар - ведь повседневная работа вокалиста в таком театре очень сложна. Учитывая то, что на каждую партию приходится (по крайней мере, в советские времена приходилось)) по 4-5 составов, нужно все время держать партию "в работе", не позволяя ей забыться, учить новый материал, помогать коллегам на вводах, присутствуя на всевозможных репетициях, и т.д и т.п... Представляете, какая нагрузка ложится на плечи еще недавнего студента, особенно если он пришел в театр сразу на ведущий репертуар?
Соверешенно противоположная ситуация в системе СТАДЖОНЕ. Несомненный плюс, как мне кажется - это четкое расписание ближайшей работы на несколько лет, а также вдумчивое и сосредоточенное отношение к отдельно взятой партии. Работа ведется циклами, от одной роли к другой, и во время работы над спектаклем есть время "обкатать" партию со всех сторон, работая и с дирижером, и с коучем, и с режиссером. не отвлекаясь на другие роли - т.е. полное погружение в определенный стиль, в определенную оперу.
Плюс ко всему человек, изначально заявленый на партии первого положения, НИКОГДА (ну, если сам не захочет, или с ним что-то случится, и он потеряет голос) не будет петь вторые роли, в отличие от нашего репертуарного театра, где существует понятие, введенное еще Станиславским: "Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры..."
С другой стороны...)
На западе существуют определенные клише, в которые тебя определяет прежде всего твой агент, а потом и все окружение. Есть певцы, поющие ТОЛЬКО Вагнера. Есть моцартовские, вердиевские певцы, и тп. И вырваться из этого определения практически невозможно.
Вот мы и вернулись к нашим любимым агентам...
Но мне кажется, что вы, дорогие читатели, итак уже устали всматриваться в такое большое количество печатных знаков, поэтому предлагаю на время остановиться и попить чаю или кофию, или даже водки - кому что больше по вкусу.)
Да, совсем забыл ответить на самый первый вопрос - что же мне удобнее, система stagone или система fest (репертуарный театр)?
Честно говоря, даже не знаю... Мне нравятся плюсы обоих систем и не нравятся минусы, соответственно) Но в данный момент я все-таки склоняюсь больше в сторону запада, так как возможность сконцентрированно работать над одной ролью нравится мне больше "кавалерийских наскоков" на свой репертуар в театре. И еще одна важная деталь - ну где еще будет возможность поработать на одной сцене с величайшими партнерами и мастерами сцены в лице Лео Нуччи, и молодыми восходящими звездами типа Джессики Пратт и Сельсо Альбело?))
Давайте продолжим говорить о контрактах и агентах в следующий раз!
Если у вас возникнут какие-либо вопросы - не стесняйтесь, задавайте.
Буду рад вашим репостам: прочитал сам - поделись с другом!
Следующая часть находится здесь:
Система оперного театра на западе и в России. (Часть 2). Рубрика "Большой ответ" Заходите еще!