На днях снова гулял по старой Москве.
И снова, спустя чуть более полугода снова оказался в районе Трубной, в Печатниковом переулке.
Я люблю этот район. Здесь сохранилось немало старых домов, всё ещё чувствуется не выветрившийся дух старого города.
1.Печатников переулок - переулок в Мещанском районе между Трубной улицей и Сретенкой. Название (первоначальная форма - Печатниковский переулок) сохраняет название Печатной слободы XVII века, где жили мастера Печатного двора. С начала 1820-х годов до 1907 года - Пильников переулок, по фамилии одного из местных домовладельцев. Современный облик переулка, как, и соседних, складывался, в основном, начиная с середины XIX века. Тогда вместо деревянных домов здесь появились небольшие каменные, которые, в свою очередь, уступили место высоким доходным зданиям начала XX века. Немало строилось в этих местах и в советское время, особенно в 1920-е и в начале 1930-х годов.
2.Вот так выглядела улица в начале 70-х. Если погода не испортится в ближайшие две недели, я обязательно снова пройдусь там снова и расскажу поподробнее обо всём переулке.
3. А сейчас хочу рассказать о приятной новости, которая меня несказанно обрадовала. Многим знатокам Москвы известно, что жемчужиной переулка является знаменитый дом с кариатидами. Это здание засияло свежими красками как алмаз Орлов на скипетре.
4.Вот этот снимок я делал в конце октября прошлого года. Кажется ещё чуть-чуть, и дом просто рассыплется...раскрошится...Домик был не просто в плохом состоянии. Оно было в ужасающем состоянии.
5. В основе дома - послепожарный особняк купеческой жены Н.Ф. Золотарёвой, вскоре после строительства переделывавшийся для полковницы Елены Ждановой. В 1896 году участок приобрел карьерно продвинувшийся крестьянин Подольского уезда деревни Сафроновой П.С. Сысоев (на фасаде имеется роскошный картуш с вензелем "ПС"). Кстати, выясняется, что Сысоев был не франтом с претензиями, а весьма неплохим формовщиком и лепщиком, участвовал в оформлении интерьеров булочной Филиппова и гостиницы "Метрополь". Он перестроил дом при помощи архитектора Зубова, превратив его фасад в своеобразную витрину своего производства (оно располагалось во дворе усадьбы). Вместе с домом 5 он образует великолепный дуэт, истинное чудо краеведения.
6. Этот дом - единственный из перечисленных, взятый под госохрану. На месте его соседей до недавнего времени планировали возвести шестиэтажную будку очередного бизнес-центра (это предполагал эскизный проект. Сейчас может что и изменилось, но никакой полагающейся информации пока нет). Господи, неужели вам, инвесторам, мало этих бесчисленных бизнес-центров??? Понятно, что особняк Сысоева не переживёт соседства с котлованом огромной стройки, либо станет просто-напросто неинтересен, потеряв своё исконное окружение. Надеемся, что Москомнаследие срочно рассмотрит заявку о постановке всей застройки склона переулка как единого исторического ансамбля.
И хватит уже делать вид, что ничего не происходит, либо нас с вами не касается.
7.
8.
9.Как говорят знатоки старой Москвы и ценители красот московских переулков, именно здесь, в Печатниках, находится настоящее "сердце Москвы". Хотя правильнее будет сказать, находилось еще лет 15 назад. К счастью, я уже в том возрасте, когда застал те времена, когда во дворе дома (любого в старой Москве) можно было увидеть настоящую, аутентичную, картину московской жизни годов эдак пятидесятых: коляски в открытых, без всяких домофонов, подъездах, белье на веревке, приветливо обшарпанная скамеечка, уютные деревья, заслоняющие ветвями выцветшие кирпичные стены… Сейчас-то, конечно, вместо скамейки стоит будка с мрачным охранником, дверь наглухо закрыта, а коляски и веревки исчезли, похоже, вместе с их владельцами. Это фото дома с кариатидами сняли в 50-х. там жили люди. Домашние занавесочки, герань в кадках...
10.Многие может быть и не помнят, но этот маленький двухэтажный особнячок попал и в кино. Там жила Эллочка-людоедка из первой версии "12 стульев". Вот кадр из фильма:
11. В прошлом году я вместе с активистами - градозащитниками побывал в этом доме, отогнув железный лист, который был прибит на месте несуществующей двери. От раскрывшегося вида полной разрухи я чуть не заплакал. Ком стоял в горле.
12.
13.Как я узнал чуть позже, прежний арендатор реконструкцию перепутал с перепланировкой. В результате - трещины от фундамента до крыши, сгнившие перекрытия, просевшая кровля. Гордость позднего ампира превратилась в ночлежку.
14.
15.
16.
17.Как итог после варварской реконструкции - старые перекрытия не выдержали, и пол в одном из залов обвалился. Пострадал ли кто при обвале - мне неизвестно. Поднятые по тревоге представители "Архнадзора" срочно вызвали представителей "Москомнаследия" и местного ОВД - благодаря их помощи удалось прекратить безобразное разрушение памятника и максимально законсервировать здание. Ну а арендатора, естественно лишили прав на эту недвижимость.
18.А почти сразу после того, как я сделал эти удручающие фотографии, в этот дом наконец пришёл другой арендатор. А с ними и реставраторы. Работы предстояло немерено! Спустя три или четыре месяца здесь побывала съёмочная группа телевидения, чтобы рассказать как идёт реставрация:
Click to view
19. И вот спустя ровно год все работы были в основном закончены. Приезжал даже сразу после выборов Собянин, чтобы полюбоваться итогами. Он ознакомился с ходом работ по реставрации памятника архитектуры. "Дом с кариатидами" в прошлом году стал первым объектом культурного наследия, сданным инвесторам в льготную аренду на 49 лет по программе "1 метр за 1 рубль". Казалось, "1 рубль за 1 квадратный метр в год" - благотворительность. Однако инвестор Жанна Шорина подходила к реставрации без иллюзий. Сегодня, когда объект сдан городу, не скрывает радости. Реставрация закончилась, с ней закончились и большие расходы. Коммерческая ставка, согласно которой арендатор ежемесячно отдает в московскую казну 1 млн рублей за 145 квадратных метров, теперь в прошлом.
20. Полчаса ходил я вокруг этого дома. Я уже не надеялся, что увижу внутренности этого особнячка. Но тут из двери полуподвального этажа вышел сторож - таджик. Я спросил его можно ли мне взглянуть на помещения. И он меня пропустил туда. я был на седьмом небе от счастья. Ведь мог и не пустить.
21.
22.Как же всё восстановили с любовью!
23.
24. Даже эти маленькие зеркальца, которые вандалы почти уничтожили, снова красуются в первозданном виде.
25.Целый год в "Доме с кариатидами" работала команда из 13 реставраторов. Выясняли химический состав стройматериалов, изучали деревянные конструкции, исследованы краски фасадов и интерьеров.
26.Винтовая лестница раньше существовала только на архивных планах. Ее восстановили и сделали чугунное литье. Теперь она соединяет второй и первый этажи, как при купце Сысоеве.
27.
28.Одному богу известно, где могли раскопать эти старинные гармошки - батареи.
29.Это соседняя с большим залом комната. На стенах не обои, а штукатурка "под обои". Прелесть!
30.
31.Люстры тоже восстановили по архивным кадрам.
32.Когда потрясённый выходил из особняка, то хотел поблагодарить финансово сторожа. Но он сказал: сделай мне отпечатки твоих снимков. Я их на родину потом заберу. Покажу родным эту красоту. Я обещал ему сделать это сразу после того, как вернусь с дачи.
33.
34.
35.Вензель Петра Сысоева.
36.Даже окна сделали деревянными, а не из мерзкого пластика.
37.А рядом стоит затянутый в сетку дом № 5. В самом начале я говорил, что его хотели снести и построить шестиэтажный бизнес - центр. Чует моё сердце, что до этого уже не дойдёт. Кстати, этот дом тоже весьма и весьма колоритен. Принадлежал он купеческой вдове К.В. Кирхгоф, сдававшей его жильцам. Здесь жил известный историк церкви, дьякон церкви Успения в Печатниках, Николай Петрович Виноградов. В начале революции, несмотря на непролетарское прошлое, он стал председателем Церковно-Археологического отдела Общества любителей духовного просвещения. А до 1921 года работал секретарем Церковного отдела Комиссии по делам музеев и охраны памятников при Моссовете.
38. Ну вот и всё пока. Я с лёгким сердцем спускался вниз по переулку в сторону метро. Всё-таки можно, значит, заинтересовать инвесторов так, чтобы они не занимались варварской ".реконструкцией". Пишу в кавычках, ибо это всегда предполагалось полное уничтожение здания с последующим его "восстановления" в виде новодела. Как будет обстоять дела с другими памятниками - я не знаю. Поживём - увидим. Хотя, скажем скандальная история с Домом Болконского на Воздвиженке говорит о другом.
39.А художники теперь снова с удовольствием будут сюда приходить и рисовать картины...
Спасибо,что вы были со мной и до следующих встреч!
Все мои фотки кликабельны и вы можете посмотреть в оригинальном формате у меня на Яндекс-фото.