Небольшой UPD к статье о спектрах

May 19, 2011 10:45


Материал о спектрах вызвал неплохой отклик, но по ходу дискуссии были серьезные вопросы, замечания и заблуждения. Поэтому под катом более подробно на следующие темы:

1. Понятия «цвет», «свет», «спектр», «цвет света» и «спектр цвета»
2. О приборах KinoFlo и источниках эталонного освещения для полиграфических нужд
3. Лампа накаливания VS люминесцентные ( Read more... )

источники света, теория, студийная съемка, статьи

Leave a comment

Comments 21

kotjara_zone May 19 2011, 10:34:49 UTC
последнее можно было объяснить проще.
матрица-то читает три цвета, но до самой матрицы эти цвета доходят уже искаженными.
провал спектра это примерно то же самое, что освещать сцену например наложенными красным и синим светом

Reply

dmitry_novak May 19 2011, 10:41:22 UTC
матрица не читает цветов, она считает фотоны, т.е. освещенность. Матрица монохроматическая, перед ней фильтры, осуществляющие цветоделение.
Провал в спектре - это когда спектр прерывается или интенсивность заметно падает в определенном диапазоне длин волн.

Reply

kotjara_zone May 19 2011, 11:05:43 UTC
я в курсе)
я лишь хотел сказать, что если в падающем свете нет "желтой" волны, то предмет естессно не сможет ее отразить. он как-то отразит зеленую волну, как-то красную, но не желтую.
в результате сумма того что дойдет до матрицы и пройдет через светофильтры уже не будет такой же, как при непрерывном спектре.
собственно сам спектр это и отображает.
просто я попытался сказать это более простым языком.

Reply

silver_ktulhu May 19 2011, 10:46:10 UTC
Цвета "не доходят искажёнными", а имеют определённый спектр!
И ни одна матрица не имеет спектральную чувствительность человеческого глаза - вероятно именно это вы и подразумевали.

Если это сделать используя соотвествующие светофильтры, то чувствительность существующих матриц упадёт сразу на полтора-два стопа, что для маркетинга неприемлемо :)

Reply


formalist May 19 2011, 13:44:40 UTC
странно.. периодически снимаю афтапартеты в ванной, ничего такого не замечал. Правда лампочка светит на меня через матовый плафон, а на кремовый потолок - прямо.
Кстати именно афтапартеты, снятые в ванной, мне нравятся больше других.

Reply


formalist May 19 2011, 13:56:24 UTC
8,9
белые светодиоды делаются преимущественно на базе синих кристаллов, а не УФ. Современные технологии таковы, что именно синие кристаллы имеют наибольший энергетический выход (и соотв. КПД), по сравнению с ним энергетический выход УФ структур довольно мал, и вообще УФ кристаллы большой мощности на рынке отсутствуют. А вот в области люминофоров ведутся исследования. В частности, пробовали в порядке эксперимента класть двухкомпонентный люминофор, только это экономически невыгодно, и там есть ещё другие технологические проблемы, не хочу вдаваться.
Кстати, что забавно, я как-то на фотору приводил пример съёмки под красно-синим источником (т.е. вообще без зелёного). Поставил ББ на афтамате - получилась картинка, изумительно похожая на освещённую непрерывным спектром. (Это к вопросу о полосах пропускания фильтров пред матрицами).

Reply


serge_e May 20 2011, 11:21:39 UTC
5. То, что кто-то еще ставит электромагнитные дроссели в светильники с длинными лампами, говорит только о наличии больших запасов этих дросселей у инсталлятора. В Европах они уже запрещены законодательно (для новых систем).

О частотах - 20кГц - это у дешевых ЭПРА, а качественные (и дорогие), с регулировкой мощности, работают на 40-100кГц (меньше мощность - выше частота).

О люминофорах в лампах - компактные, в лучшем случае, идут с маркировкой 8##, или 80% < Ra < 90% т.е. спектр довольно рваный. У длинных достаточно моделей с 9##, Ra > 90..95%, а у специальных - до 98% (те же Philips Graphica Pro). Так что если кто-то хочет хороший свет, то ставить придется именно длинные лампы. Это не так уж и дорого, как может показаться.

Reply


cuiet August 19 2011, 05:21:03 UTC
На сетчатке таки, подобно матрице, рецепторы, чувствительные к разным полосам спектра (четыре типа, один включается при низком освещении, когда выключаются остальные). По максимумам отклика на полосу спектра: сине-фиолетовый, зеленый, желто-зеленый. Все три формируют ощущение цвета, два (зеленый и желто-зеленый) участвуют в формировании ощущения яркости. Но формирование ощущений идет уже не в сетчатке, это постобработка мозгом.

Например, дальтонизм - это генетический сбой, мутация, когда один из рецепторов оказывается не в своей полосе спектра и постобработка заходит в тупик для части цветов, где не удается получить ожидаемую разность сигналов.

Reply

ext_658262 August 19 2011, 17:56:05 UTC
Также не понял автора в этом фразе: "На сетчатке имеются рецепторы трех типов: воспринимающие яркостную составляющую и два типа цветоразностных рецепторов". Возможно, автор неточно выразился. Однако это утверждение разнится с известным фактом о наличии S, M, L колбочек, чувствительных к, грубо говоря, синему, зелёному и красному спектрам.

Reply

cuiet August 19 2011, 19:46:09 UTC
Все равно, не понятно: вклад S-рецептора в ощущение яркости не обнаружен, а разницу мозг считает как для (L-M), так и для (L+M)-S, получая две координаты цвета, из-за которых мы, в отличие от большинства животных, знаем не только про оттенок, но и что такое насыщенность.

Reply

artofwonder September 12 2011, 08:23:47 UTC
Колбочки работают не изолированно, а организованы в рецептивные поля, поэтому всё в действительности сложнее. Восприятие цвета - это результат многоуровневых преобразований в сенсорной системе ( ... )

Reply


Leave a comment

Up