По словам представителя лаборатории проблем коммуникации при оценке риска
ИБРАЭ Елены Мелиховой, зачастую существует проблема недоверия населения к официальной информации в случае возникновения радиационных аварий.
Атомщики не готовы открывать информацию
Должна сказать, что это первый случай, когда нам,
ИБРАЭ РАН, позволили провести подобный тренинг на объекте Росатома. Концерн Росэнергоатом занимается подобными тренингами, а вот другие предприятия не совсем к такому готовы», - рассказала она представителям СМИ, которые принимали участие в тренинге.
По ее словам, информирование населения относительно радиационных аварий не вызывает энтузиазма ни у кого, и мало кто в России понимает как это делать. Атомные станции в этом аспекте идут впереди, и регулярно практикуют различные сценарии, чего нельзя сказать о других предприятиях атомной отрасли.
«Мы все должны понимать, что в эпоху интернета невозможно замолчать и спрятать аварию. От оперативности и открытости предприятия, а также скоординированной работы штабов и пресс-служб будет зависеть степень доверия населения к официальной информации», - считает эксперт.
По словам генерального директора
ФГУП «Атомфлот» Вячеслава Рукши, такие учения очень полезны, в чем предприятие убедилось много лет назад.
«Первые международные учения со СМИ на предприятии были проведены в 1995 году совместно с Беллоной. Они были посвящены судну «Лепсе». Мы хотели привлечь внимание к проблеме. Беллона тогда привлекла 75 иностранных журналистов, и проблема получила широкий международный резонанс», - рассказал Рукша в интервью «Беллоне.Ру».
Легенда учений
Согласно легенде, 23 июня в 8 утра
атомный ледокол «Советский Союз» в результате внешнего воздействия получил повреждение, произошла потеря теплоносителя 1-го контура реакторной установки. Установка была остановлена действием автоматической защиты.
В течение двух часов экипаж ледокола пытался восстановить теплоотвод с аварийной реакторной установки с целью предотвращения разгерметизации
ТВЭЛов. Однако через 2,5 часа на предприятии произошел выброс «некоторого количества радиоактивных веществ в атмосферу, который носил объектовый характер и не привел к радиационному загрязнению вне территории промплощадки.
Вскоре силами предприятия аварийная ситуация была локализована.
Однако во время инцидента пострадал техник-дозиметрист, его госпитализировали с незначительными уровнями облучения.
Независимыми специалистами была проведена проверка радиационного фона - за пределами предприятия радиационная обстановка не превышает допустимых природных норм. Здоровью жителей Мурманска и других городов Мурманской области ничего не угрожает.
Сложности оповещения и информирования
Многие участники выразили сожаление о том, что представители Управления по информационной политики администрации Мурманской области не приняли участие в учениях, а именно к ним, помимо МЧС и «Атомфлота», стали бы обращаться многочисленные журналисты за комментариями и новостями в случае настоящего ЧП.
Наряду с международными наблюдателями и представителями СМИ, в учениях принимали участие представители МЧС, ИБРАЭ РАН, ФМБА России, администрации города Мурманска, а также психологи.
Основная задача, стоявшая перед пресс-центром, заключалась в оповещении и оперативном информировании населения о чрезвычайной ситуации с выходом радиоактивности и развитии событий без нагнетания необоснованной паники.
По словам Елены Мелиховой, очень сложно объяснить обычным людям, что возможно повышение радиоактивного фона в разы, но это все равно может быть в пределах нормы. Зачастую, когда люди слышат «радиация», «ядерная авария», они паникуют и отказываются верить в отсутствие негативных последствий для территорий и населения.
Другая сложность состоит в том, что если авария происходит на ядерном объекте, то Росатом обязан дать информацию об этом в течение получаса. При всех согласованиях сделать это просто нереально. В этом случае первое оповещение происходит силами МСЧ.
Результаты учений
В целом участники были довольны организацией и ходом учений. Журналисты благодарили представителя ГУ МСЧ по Мурманской области и представителей «Атомфлота» за прекрасную подготовку, оперативное реагирование и предоставление информации.
Журналисты, конечно, отметили, что в реальной ситуации информацию получить было бы гораздо сложнее, поскольку ее согласование занимало бы гораздо больше времени. А это, в свою очередь, на практике бы привело к панике среди населения, а также слухам и домыслам в социальных сетях.
С другой стороны, представители «Атомфлота» уверены, что если бы не учения, где все расписано по минутам, аварию устранили бы гораздо быстрее.
«Если бы такая течь произошла в реальном времени, ее устранили бы гораздо быстрее», - рассказал главный инженер ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка
Источник:
БЕЛЛОНА.