В Екатеринбург я прилетел на самолёте, а уезжал поездом, причём ранним утром. Исходя из раннего отъезда выбрал квартиру недалеко от вокзала и станции метро "Уральская". Прилёт тоже был ранний, летел ночным рейсом. Прямо у здания аэропорта сел в маршрутку, которая довезла меня до вокзала за 150 рублей. Решил сдать сумку в камеру хранения и отправиться погулять до заселения. Рядом с вокзалом есть камера хранения, но мне сильно не понравился ценник - 450 рублей за 8 часов. Жаль, что нет старых добрых автоматических ячеек, которые когда-то были по 15 копеек. Думаю, что они были бы подешевле. Здесь тебе за 450 давали ячейку, в которую можно было запихнуть несколько сумок, но у меня такой потребности не было. Хорошо, что был запасной вариант - Северный автовокзал. Там за сумку платишь 150 и можешь оставлять её до 8 вечера. Так я и сделал, а потом пошёл осматривать территорию возле вокзала.
Первый городской железнодорожный вокзал. Погода не радовала, но хоть первая половина дня была без дождя. Распогодилось только на третий день.
Здание вокзала построено по проекту архитектора П.П. Шрейбера в 1878 году. Станция наряду со станцией Пермь I являлась конечной станцией Уральской горнозаводской железной дороги (начало строительства дороги - 1874 год). Проекты зданий обоих вокзалов были единообразными.
2.
3. Герб с медведем наверху свидетельствует о принадлежности к Пермской губернии.
4. Так выглядит здание вокзала со стороны путей. Точно как пермский, только у того сейчас "шашечки" на крыше белые и зелёные.
В настоящее время в здании находится Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги. Я был возле старого вокзала в 7 утра, музей почему-то был закрыт, не было доступа и к скульптурам, расположенным на площади перед вокзалом. пришлось снимать издалека.
5. Скульптура Толстый и Тонкий, а официально - Путейцы.
6. Стоят путейцы возле колонки для заправки паровозов водой.
7. Станционный смотритель.
8. Издалека показалось, что это "просто девушка", уже на фотографии разглядел, что проводница.
9. Пассажиры. Авторы - скульпторы Юрий Крылов и Александр Кокотеев.
10. "Женщина 120х120х120 ищет работу шпалоукладчицы. Интим не предлагать." (анекдот). Блин, ну не должны женщины кувалдой работать!
11. Семафор.
12. Вертикальный паровой котёл. насколько я понимаю, в них разогревлась вода, чтобы паровозы заправлять уже кипятком и им не тратить время и топливо на разогрев.
13. Хозяйственное здание к западу от главного. Был или туалет или багажное отделение.
14. За зданием мелькнуло что-то до боли знакомое. Оказалось, это вагоны бывшего фирменного поезда "Кама" Пермь - Москва. Сейчас используются в качестве бытовок.
15. Водоснабжение вокзала, заправку паровозов обеспечивали две водонапорные башни.
16. Аллея путейцев. На удивление пустая - ни деревьев, ни каких-либо памятников.
17.
18. Поднимемся на пешеходный мост.
19. Секции локомотивного депо.
13. Памятник погибшим железнодорожникам.
14. Паровоз, возможно даже действующий, это сейчас модно. С этого ракурса сложно определить что это за машина.
15. Поворотный круг. Вроде как даже действующий.
16. А за железной дорогой вовсю идёт стройка. Масштабы прямо московские, как где-нибудь в Люблино.
17. Под мостом есть экспозиция исторических вагонов, но к ним не подойти. Пришлось снимать с моста.
18.
19.
20.
21. После возвращения городу исторического названия станция долгое время сохраняла название Свердловск-Пассажирский. В марте 2009 года ОАО «РЖД» предложило привести название станции в соответствие с названием города.
22. В отличие от вокзала железная дорога название не сменила, так и осталась Свердловской. И старую вывеску МПС СССР на здании управления они оставили. Консервативные товарищи...
23. Здание управления находится на ул. Челюскинцев, недалеко от вокзала. По внешнему виду я бы отнёс его к послевоенной эпохе, но нет, оно старше.
До 1919-го года существовала Пермская железная дорога, затем было создано Екатеринбургское отделение и в тот же год управление дороги перевели в Екатеринбург. Был вариант ещё с омском, но он банально оказался дороже. В 1923 году проектно-техническому отделу под руководством К.Т. Бабыкина была поручена разработка проекта нового здания Управления Пермской железной дороги. В сентябре 1926 года Бабыкина назначили главным архитектором проекта здания Управления дороги. Под строительство отвели участок на улице Северной, которая сейчас носит имя Челюскинцев. Закладка здания состоялась в 1925-м, а в 1928 его сдали в эксплуатацию. Странно, что в эпоху конструктивизма было построено здание в стиле неоклассицизм.
Хоть управление дороги и находилось в Екатеринбурге, а затем в Свердловске, до 1943 она называлась Пермской, а с 1936-го года носила ещё и имя Кагановича. В 1939-м железная дорога была разделена на две, причём обе Пермские: большая с центром в Свердловске и малая с центром в Перми. Но в 1953-м их обратно объединили уже под названием Свердловская.
24. Дорожный центр управления перевозками (ДЦУП) на той же улице. Сравните архитектуру...
25. ДК железнодорожников построен в 1930-е годы архитектор - тот же Бабыкин плюс Е.С. Балакшина и А.Ю. Ехаумина. Восточная часть ДК с малым зрительным залом построена в стиле конструктивизм.
26. А вот западная с большим зрительным залом уже ближе к неоклассицизму. В процессе строительства стиль поменялся вместе с линией партии после съезда шахтёров.
27. Мемориал воинам железнодорожникам напротив ДК. 45 фамилий.
28. Скульптурная композиция "С чего начинается родина" открыта 8 мая 2015 года.
Монумент создан Екатеринбургским художественным фондом по заказу Свердловской железной дороги. Авторы скульптор С. Титлинов, И.Якушев, А.Медведев.
29. Вот только в известной песне родина начиналась не с шинели, а "со старой отцовской будёновки, что где-то в шкафу мы нашли".
30. Паровоз-памятник Кч4-328
Узкоколейный паровоз, заводской номер - 2343. Построен заводом Шкода, Чехословакия, в 1950-м году. Памятник установлен 11 октября 1977 года, в канун 60-ой годовщины революции у главного входа в ДК Железнодорожников. В 2015-м его переместили на нынешнее место. Ранее работал на лесозаготовках, на севере Свердловской области.
31. первого в России паровоза русских механиков Е.А. и М.Е. Черепановых.
Изготовлена в честь столетия Свердловской железной дороги. 1978 г. Правда из этих ста лет железная дорога 75 была Пермской, но на такие мелочи мало кто обращает внимание.
32. Транспортная контора О.В. Карповой, 1880-е годы. Чудесным образом не была снесена при строительстве ДК.
Была ещё аналогичная контора пермских купцов Каминских. На её месте сейчас стоит гостиница с кривым газванием "Маринс пар отель", бывшая "Свердловск".
33. Новый вокзал. Точнее ныне действующий. Про него будет отдельный рассказ, там есть что посмотреть внутри.
34. Памятник воинам Уральского добровольческого танкового корпуса на одноимённой площади.
Cкульптор В.М. Друзин, П.А. Сажин, архитектор Г.И. Белянкин. Открытие памятника воинам танкового корпуса состоялось 22 февраля 1962 года на бывшей Привокзальной площади. Старый рабочий, олицетворяющий Урал, благословляет молодого воина-танкиста на борьбу с фашизмом. Фигуры рабочего и воина установлены на танке-постаменте из полированного уральского гранита. Общая высота памятника 14 м.
У подножия памятника установлена бронзовая плита с надписью «Здесь хранится земля, обагрённая кровью уральских танкистов-добровольцев в ожесточённых боях под городами Орлом, Львовом, Прагой и Берлином в 1943-1945 годах». Старый рабочий протягивает руку в большой рукавице, поэтому в народе памятник зовется «варежкой» и люди, которые договариваются встретиться на вокзале, делают это «под варежкой».
В Перми в память об этом корпусе установлен танк Т-34 и стела, на которой отмечен боевой путь корпуса.
Ещё о Екатеринбурге:
Битлз в Екатеринбурге Фотозагадка Рок-тоннель в Екатеринбурге Трамвай № 11 Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь ВИЗ. Часть 1 Екатеринбург. ГраффитиЕкатеринбург. Железнодорожное