Храмовый комплекс в Клязьме

Apr 18, 2024 20:09

    Посёлок Клязьма в начале прошлого века стал весьма популярным среди дачников. Лес, целых две реки, удобное транспортное сообщение с Москвой, что ещё надо для того, чтобы приятно проводить лето? Не хватало церкви, чтобы в воскресенье можно было сходить отстоять службу. В Черкизово в Покровскую или в Пушкино в Никольскую ходить было далековато, поэтому решили скинуться и построить свою.

Так в 1903-м году в посёлке появилась изящная и лёгкая деревянная церковь Гребневской иконы Божьей Матери. В 1906-м к ней пристроили колокольню.



    Удельное ведомство бесплатно выделило под строительство 1600 кв саженей земли. Председателем Попечительского совета стал купец И.А. Александренко, имевший великолепную дачу в соседнем квартале. 31 дачник сдал на строительство церкви 13125 рублей, проект выполнил московский архитектор П.А. Виноградов.

2. В 1903 году строительство было закончено. Вдова почетного гражданина Клязьмы С.Н. Кондрашева подарила один из колоколов в память о муже. Колокол после многих мытарств чудесным образом вернулся в Клязьму и стоит сегодня у церкви на особом постаменте.


3. Правда в о время своих приключений он треснул и звонить больше не может.


4. Но зато фамилия дарительницы на колоколе сохранилась.


5. В 1930-е годы все навершия разобрали и здание церкви приспособили под школу.


6. В 1992-м остатки храма вернули верующим, его долго и трудно восстанавливали освятили в 2003-м году.


А в 2007-м деревянное здание церкви сгорело. По версии пожарных причиной стало замыкание электропроводки, а по версии церковников - происки сатанистов.

7. Храм снова восстановили. но уже в железобетоне, теперь так просто не сгорит. Насколько смогли, повторили форму старого варианта.


8. На моё взгляд неплохо получилось.


9. Со стороны алтаря.


10. Мозаичные иконы на стенах храма.




11.




12. В 1910-м году по заказу того же Александренко Сергей Иванович Вашков проектирует церковно-приходскую школу, которая была построена в 1911-м году.


13.


14. Сохранилась (или восстановлена) надпись на стене школы "Клязьминская церковно-приходская школа Ивана и Пелагеи Александренко".


15. Иван Афанасьевич Александренко - московский купец, владелец текстильной фабрики в Малом Дровяном переулке в Таганском районе.


16. Обойдём здание со всех сторон.


17.


18. Здание построено в неорусском стиле.


19.


20. Икона Божьей Матери Троеручица над входом в школу.


В 1913-м году Россия готовилась широко отметить трёхсотлетие царственного дома Романовых. Ожидалось прибытие на торжества в Москву императора Николая II с семьёй и многочисленной свитой. Это событие решили отметить возведением новой церкви в посёлке Клязьма, строительство которой началось в 1913 году. Первоначально храм предполагался к освящению как Николо-Алексиевский в честь небесных покровителей императора и наследника престола. По окружности барабана была надпись " Храм построен в честь 300-летия дома Романовых»; главы приделов украшали царские гербы чугунного литья.

21.


22. Церковь проектировал и начинал строить С.И. Вашков в древнерусском стиле, продолжая традиции архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы. Первое, на что обращаешь внимание при взгляде на церковь, - отсутствие привычной колокольни. Вместо неё мы видим изумительную по своей красоте однопроёмную звонницу. Она венчается кокошником, исконно русским элементом в архитектуре. Чугунная декоративная решётка сливается воедино с фасадом, а лёгкие висячие своды будто срисованы с русского национального узора. Звонница соединена с церковью переходом - трапезной. Оригинальностью проекта Вашкова является постановка звонницы в западной части храма и устройство в ней главного входа.


23. Дверь обрамляет трёхступенчатый портал, колоны которого напоминают колоны при входе в Успенский собор Московского Кремля.


24. Портал отделан изразцами цилиндрической формы.


Конструктивно шатровый храм представляет собой восьмерик на четверике. Четырёхъярусная горка кокошников в виде мозаичных панно, завершается барабаном, куполом, покрытым чешуйчатыми пластинами, и крестом. Из элементов наружного убранства следует отметить мозаику абрамцевского завода. (Это был последний заказ).
    Майоликовые панно храма, выполненные по эскизам Вашкова имеют самостоятельную художественную ценность. Хотя Вашкову не пришлось воплощать их в натуре, можно с уверенностью сказать, что замысел сделать сюжетные и декоративные майолики главным акцентом внешнего убранства церкви, принадлежит ему. Переливающиеся всеми цветами радуги майолики над входом на звоннице, в обрамлении окон и пряслах кокошников, на барабане центральной главы в сочетании с разноцветной поливной черепицей покрытия придают всему сооружению характер драгоценной реликвии.

25. Образным и содержательным акцентом главного западного фасада храма является большое майоликовое панно под шатром звонницы - Спас Нерукотворный, окружённый серафимами и фантастическими птицами. Общий фон панно глубокого синего цвета, переходящего от тёмного кобальта к небесно-голубой лазури. Крылья шестикрылых серафимов образуют своеобразное кольцо вокруг лика Спаса, повторяющее контур плавного изгиба кровли. Переплетения сложного орнамента обрамляют арки звонницы. Вашкову принадлежит и общий замысел оформления всех ярусов кокошников фантастическими райскими птицами и звёздами. (Майоликовые панно с фигурами святых и декоративное покрытие стен звонницы, видимо, были созданы В. И. Мотылёвым самостоятельно).


26. На фасаде самого храма в нишах керамические изображения св. Николая Мирликийского и митрополита московского Алексия, небесных покровителей Николая II и цесаревича Алексея.


27.


28. Окна трапезной украшают майоликовые орнаменты из фантастических растений и цветов, характерных для творчества Вашкова.


29.


30.


31. Керамики очень много, её можно долго рассматривать. К сожалению, время не щадит даже керамические изображения.


32.


33.


34.


35. Храм со стороны апсиды.


36.


37. С южной стороны.


Это последнее сооружение его архитектурная вершина, квинтэссенция его творческих принципов, зримое воплощение его художественного мировоззрения. В нём Вашкову представилась возможность раскрыть все грани своего дарования. Строительство храма и внешнее оформление было закончено к 1916 году, уже после смерти Вашкова (7 ноября 1914 г.). Заканчивал строительство архитектор В.И. Мотылёв (1878 - 1937). Он имел собственную мастерскую на Б. Дмитровке; брал подряды на проекты, сметы, строительство. В мастерской существовал отряд, занимавшийся применением железобетона, отоплением, вентиляцией. Но до революции храм не был освящён. К 80-м годам здание пришло в полное запустение; стены и крыша поросли мхом и даже берёзками. После расчистки и предварительной реставрации только в 1989 году храм был освящён во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа через 73 года после постройки.

38. На территории комплекса есть ещё две интересные деревянные часовенки. часовня Александра Невского, 1997-й год.


39.


40. Надкладезная часовня Илии Пророка.


41. Ещё пара церковных построек.


42. А вот дом причта (?) совсем в ансамбль не вписывается. Некому было нарисовать проект красивого здания.


43.


44. Скоро распустится листва и скроет храмы и школу. а пока только цветочки распустились.

Клязьма, Вашков, #веснаестьвесна, церкви

Previous post Next post
Up