Особняк архитектора Соловьёва

Mar 25, 2024 20:02

    Соловьёв строил в основном в неорусском стиле или эклектике, хотя пик его творчества пришёлся на эпоху модерна. И строил он  учебные заведения, богадельни, церкви, но не особняки. Не знаю, может быть дело было во вкусах заказчиков. Но когда он решил построить дом для себя и сам стал себе заказчиком, то выбрал стиль модерн. И очень недурно свою задумку реализовал. Причём за основу он взял бельгийский вариант - арт-нуво.

И дом получился вполне в европейском духе.



В компанию себе Соловьёв взял скульптора Николая Андреева и художника-мозаичиста Марию Якунчикову. Керамика была изготовлена в Абрамцевской мастерской.

2. Дом построен в 1902-м году на углу Хлебного и Малого Ржевского переулков совсем рядом с аристократической Поварской. Карнизы крыши вынесены далеко вперёд и поддерживаются фигурными кронштейнами.


3. Вертикальный акцент сделан на викторианском щипце.


4. А под окном  гостиной вечнозелёная майоликовая поляна.


5. На круглых майоликовых медальонах римскими цифрами зашифрована дата строительства дома - MDCCCCII - 1902. Всё-таки подходы к написанию дат латинскими цифрами изменились, я бы написал короче - MCMII. А в то время и четвёрку писали как IIII, а не IV.


6. Фасад, выходящий в Хлебный переулок.


Детали фасадов наполнены разными символами и аллегориями: совы, львы, летучие мыши.

7. На фасаде над большим окном мастерской расположены четыре майоликовых полукруга - музы четырёх искусств: ваяния, живописи, архитектуры и музыки. А над ними Афина Паллада, покровительница искусств.


8.


9. Майоликовое панно «Сумерки», выполненное в Абрамцевской мастерской по эскизам Марии Якунчиковой.


10. Над окном у входа несёт вахту львиная морда.


11.


12. Ещё один лев работы скульптора Николая Андреева бежит рысью. В такой позе льва на зданиях я ещё не втсречал.


13. Рядом с входным порталом расположена щель почтового ящика в виде летучей мыши. Издавна летучая мышь - символ таинственности. В данном случае она призвана сохранять тайну переписки хозяина.


14. У оснований тонких колонн, оформляющих углы центрального ризалита фасада с М. Ржевского пер., притаились совы. Их не так просто разглядеть. Совы или филины - одни из самых популярных образов у художников и поэтов-символистов, символ мудрости и вечной жизни.


15. Камин в доме.


16. И ещё немножко интерьеров. По всей видимости кабинет или библиотека.


Сергей Устинович Соловьев жил в этом доме до своей кончины в 1912 г. С 1912 по 1917 гг. особняк занимал известный художник-график П.Я. Павлинов. После революции и перевода столицы в Москву особняк занимали разные посольства и диппредставительства. До 2008 г. здесь было посольство Грузии, затем Секция интересов Грузии Посольства Швейцарии в Москве.

Источник

#веснаестьвесна, Соловьёв С.У., Пресненский район, модерн

Previous post Next post
Up