Самый малоизвестный и, соответственно, малопосещаемый из четырёх монастырей Сергиева Посада - это Параклит-Тарбеева пустынь. Одна из причин -удалённость от Лавры и плохая транспортная доступность. Даже сейчас, чтобы добраться до пустыни, надо преодолеть в том числе с километр раздолбанной дороги, петляющей между гаражами. зато там нет никакой суеты, тишина и покой. даже следов на снегу было совсем немного.
В 1857-м году у Александра II родился сын - Великий князь Сергей Александрович. В честь такого события император подарил Троице-Сергиевой Лавре несколько десятин леса возле Гефсиманского скита. Ближайшие селения отстояли отсюда на два с половиной километра, проезжих дорог не было. Такое место как раз и искали для безмолвного уединения старцы Гефсиманского скита. На новом месте старцы выбрали места, каждый для своей кельи, расстоянием одна от другой «на вержение камня». Это были иеросхимонахи Иларион и Феодот и иеромонах Агапит. Вначале построили только три кельи, из которых каждая огорожена была тёсовым забором, и в таком виде они оставались более года; в приезд же наместника Лавры архимандрита Антония ради посещения старцев, он привозил с собой палатку. Через год и ему построили келью и часовню. По воскресеньям и двунадесятым праздникам старцы молились в часовне, в остальные дни - каждый в своей келье. Также ходили за три версты в Гефсиманский скит.
Когда московский купец Иван Кириллович Королев узнал, что «в жестокие морозы зимой, и в дождливую погоду летом старцы, по колено в грязи или снегу, бредут в Гефсиманский скит к Литургии», то предложил отцу-наместнику свою помощь в строительстве храма. И 2 июля 1861 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) освятил двухэтажную Церковь во имя Святого Духа Параклита с престолом в честь Сошествия Святого Духа в верхнем этаже и с престолом в память обретения главы Иоанна Предтечи в нижнем этаже.
2.
Паракли́т (также Параклет) - (др.-греч. παράκλητος - призванный (на помощь), защитник, заступник; в новозаветном греческом присутствует в значении «утешитель»; лат. paracletus) - одно из наименований Святого Духа, Третьего Лица Святой Троицы, отмеченное в Евангелии. Само слово παράκλητος (параклитос) представляет собой сочетание «παρά» ((пара) рядом / вблизи) и «κλητός» (клитос), «призванный», «позванный»).
3. Окончательное формирование комплекса относится к 1890-1900-м гг., когда полностью было обновлено деревянное жилье, заменена кирпичной ограда, заново сооружены из кирпича надвратная колокольня и заменяющие угловые башни жилые корпуса, строения конного двора. Сложился небольшой, достаточно скромный но архитектуре комплекс, характеризующий позднее монастырское строительство.
4. Дорога в Параклитову пустынь. За спинами идущих просматривается колокольня Гефсиманского скита. Дорога и сейчас проходит по этой же трассе.
5. Не все постройки сохранились до нашего времени, особенно существенна разборка ограды, лишившая комплекс присущей ему замкнутости и завершенности.
6. Пустынь до постройки колокольни.
7. Колокольня псевдорусского стиля сооружена в 1896-1898 гг. по проекту А.А. Латкова. Состоящая из трех квадратных ярусов, она завершена небольшим шатром, частично скрытым аттиком с кокошниками в основании; нижний ярус, расширенный одноэтажными жилыми пристройками на полуподвалах, прорезан аркой Святых ворот. Внутри пилонов размещались лестницы к звону.
8.
9.
В 1920-х годах в скиту побывал юный князь Сергей Михайлович Голицын. «Троице-Сергиевская Лавра была закрыта, но скиты Гефсиманский - вблизи Глинкова, и Параклит - подальше еще существовали, - вспоминал он. В 1919 году многие лаврские монахи перебрались в скит Параклит. На тот момент он был самостоятельным и официально числился трудовой артелью.
10, 11. В 1927 году здесь принял постриг будущий Патриарх Пимен (Извеков).
12. И вскоре после этого скит закрыли. До середины 1960-х годов в верхнем храме располагался сельский клуб со сценой в алтаре, а в нижнем - овощехранилище.
В 1992 году пустынь вновь была возвращена верующим. За последние сто лет обстановка здесь совсем не изменилась: все тот же лес, огород, сенокосы и молитвенная тишина. В скиту подвизается всего несколько монахов, как в самом начале.
13. Внутри храма сохранилась дореволюционная лепная отделка и старинный пол из каменных плит, но я сам туда не заходил.
14. Святые врата. Сейчас огороженная территория раза в три меньше той, что была изначально.
15. А это то, что раньше было кельями. Эта избушка - игуменский корпус.
16. За ней стоят ещё 3-4 подобных строения.
17. По этим зданиям проходила северо-восточная граница пустыни.
18. Каменный келейный корпус всё ещё восстанавливается. Когда мы были здесь в 2016-м году, он тоже стоял в лесах. Корпус в своё время выполнял роль угловой башни монастырской ограды.
19. Здесь стоял конский двор. Здание воссоздано практически с нуля.
20. Бывшая привратная сторожка.
21.
22. Купальня на берегу речки.
23. На левом берегу смешанный лес.
24. Появились и новые постройки.
Путеводитель по монастырям в моём журнале