Изучая творчество Сергея Михайловича Гончарова, я совсем упустил из вида его работу по перестройке дома в Большом Черкасском переулке. Но дом настолько заметный, что два года назад мимо него я пройти просто не смог и отснял во всех подробностях. Гончаров - архитектор разноплановый, даже в рамках одного стиля он строил совсем непохожие здания, благо рамки у модерна весьма широкие.
Большой Черкасский переулок, дом 9.
Здание Торгового дома князя Александра Николаевича Голицына было построено в 1901-м году архитектором А.Ф. Мейснером. К сожалению фотографию того здания найти не удалось, но вряд ли был он в стиле модерн. А в округе стали расти дома по последней моде, причём строили их и Кекушев, и Шехтель. И князь тоже захотел такой, да заодно и размер увеличить. Нанял он для этой цели нашего Сергея Михайловича Гончарова. Тот не только надстроил дом, но и перелицевал фасад в едином стиле.
2.
3. На первом этаже располагались торговые помещения. Здесь арендовали площади Торговые дома "Дунаев и наследники", "С.А. Михайлова с сыновьями", другие магазины. Этажом выше располагались конторы.
4. О роли в судьбе этого здания Товарищества Г.С. Понизовского найти ничего не удалось, Правление и склады Общества располагались по соседству, в доме 15 по этому же переулку. Могу только предположить, что товарищество держало в доме 9 магазин.
Но вот фамилии Понизовский и Голицын соседствуют не только здесь. На Поварской стоят по соседству два особняка:
один из них принадлежал сыну Гирши Понизвоского Матвею, а другой князю А.Б. Голицыну. династия Голицыных очень разветвлённая, я даже с одним из них имел дело, но об этом в конце рассказа. Если с евреями Понизовскими более или менее ясно, их не так уж много в было в Москве, то кем приходился А,Б Голицын А,Н, Голицыну - тема для кропотливого исследования, в коих я не мастак.
Я не могу сказать с уверенностью в чём заключалась надстройка, но, судя по типичным для модерна большим полуциркульным окнам третьего этажа, Гончаров надстроил (или перестроил) третий этаж и уж точно четвёртый.
5. В картушах, расположенных по обе стороны центрального окна четвёртого этажа, наверняка были княжеские гербы или как минимум вензели.
6.
7. Частые и относительно узкие окна верхнего этажа - часто встречающийся в модерне приём.
8. Лорелеи здесь очень уж серьёзные.
9. Не менее серьёзный товарищ этажом ниже.
10. Рассмотрим детали.
11.
12. Как будто струйки воды стекают по стене.
13.
14. Похоже, что флагодержатель (?) оригинальный сохранился.
Спустимся вниз.
15. Ворота не оригинальные, но рисунок решётки стилю соответствует.
16.
17.
18. Свод проездной арки.
19. Двери красивые.
20.
21.
22. В 1998-2000 гг. здание реконструировали под размещение в нём ЦИК. Из внутреннего двора сделали атрием, поместив над ним стеклянный купол. К счастью, этот купол из переулка не видно.
Ну так вот, про Голицыных. Возвращались мы с женой из отпуска, ехали на такси из аэропорта домой. Таксист повёз нас через проспект Мира, было уже поздно, пробки закончились. Дядечка такой представительный, на Вольво, не знаю, чего его в таксисты потянуло. Проезжаем мимо Пятницкого кладбища, а я как раз там недавно побывал. Начали с ним разговор про то, кто там похоронен, я упомянул Голицыных. Он меня поправил, мол. моих там нет. Я сразу не въехал, а потом смотрю - на карточке у него написано: Голицын. Так вот потомок князей меня до дома подвозил.