Сергей Михайлович Гончаров построил немало зданий: доходных домов, особняков, служебных построек и всего один храм - собор Троицы Живоначальной в ткацкой Щёлковской слободе, сейчас это центр города Щёлково. На вопрос - почему именно в Щёлково есть простой ответ: председателем стройкомитета храма был Александр Иванович Синицын, владевший тонкосуконной фабрикой на берегу Клязьмы. А Гончаров до этого построил ему
дом в Благовещенском переулке. Видимо сотрудничеством оба остались довольны. и стиль здесь был выбран такой же - неоготика, но уже без примеси модерна.
Так получилось, что у стремительно поднявшейся на ткацком производстве Щёлковской слободы не было своего храма, приходилось ходить в храмы окружающих слободу сёл: Жегалово, Хомутово, Амерево. В 1909-м году инициативная группа жителей слободы обратилась к митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру за благословлением на постройку каменного храма. Возглавлял эту группу местный полицейский урядник, заботившийся о нравственном облике населения, а значит и о порядке на вверенной ему территории. Благословление было получено и председателем строительного комитета стал А.И. Синицын. Он выделил под строительство храма землю и крупную сумму денег. Остальные деньги на строительство пожертвовали местные жители.
В 1912-м году комитет по постройке попросил императора Николая II о соизволении присвоить возводимому храму наименование "В честь рождения наследника Цесаревича". 31 мая этого же года соизволение было дано. В 1915 году, несмотря на тяготы военного времени, каменная постройка храма была завершена. Освящение новопостроенного храма было совершено преосвященным епископом Верейским Модестом 13 ноября 1916-го года.
2. Храм был построен краснокирпичным. Уже в наше время при восстановлении кирпич отпескоструили и покрасили.
3. Обойдём храм вокруг, оценим его архитектуру.
4.
5.
6.
7. У храма три придела. Центральный - Троицы Живоначальной.
8. Южный - Успения Пресвятой Богородицы.
9. Северный - Митрополита Алексия.
10.
11.
12.
13. Кресты: на главном куполе и на шатре колокольни.
14. На внешних поверхностях церковных стен есть несколько мозаичных икон.
15. Во время благоукрашения Троицкого собора на его северной стене появилась мозаичная икона, изображающая Успение Пресвятой Богородицы. Икона заняла пустующую нишу и дополнила своей композицией устремлённую ввысь архитектуру собора. Смальтовую мозаику выполнила бригада молодых художников, выпускников Суриковского художественного института под руководством Ольги Сюськовой.
16.
17. Цесаревич.
18. А вот небесный покровитель цесаревича - на южной стене.
После революции богослужения в соборе прекратились не сразу, они совершались до 1929 года, затем его закрыли и переоборудовали в городской театр. Отличная акустика способствовала организации в нём концертов, в которых выступали такие легенды русской оперы, как А. Нежданова и Л. Собинов. Позже театр был преобразован в клуб, но впоследствии и он был закрыт. Купол был демонтирован, верхние ярусы колокольни тоже.
Во время Великой Отечественной войны в соборе организовали литейный цех Опытного завода химического машиностроения, здесь изготавливали гранаты-лимонки. Купол и два верхних яруса колокольни были разобраны. Внутри верхнего храма была сооружена металлическая эстакада кран-балки. Собор с восточной и южной стороны был окружён заводскими корпусами, построенными вплотную к его стенам в 1940-х годах. Здание приходского дома было приспособлено под жильё. Когда появился НИИХИММАШ, здание перешло в его ведение и продолжало использоваться в качестве литейного цеха.
В октябре 1990-го собор передали верующим, но здание отдали не сразу, и некоторое время литейный цех и храм соседствовали вместе. Как и сам храм, только что переданный церкви, так и прилегающая к нему территория производили удручающее впечатление: глухой, неприглядный забор с колючей проволокой, грязь и слякоть, особенно в межсезонье, протекающие крыша и стены, вода в подвале.
19.
20. Зайдём внутрь. Службы в это время не было, две тётушки драили пол. Фотографировал свободно, прошедший мимо священник даже не посмотрел в мою сторону.
21. В соборе потрясающий иконостас. Изначально он был дубовый, но понятно, что в результате всех перестроек он не сохранился. Теперь фаянсовый.
Работы по возведению иконостаса начались в 2006 году, делали его в Екатеринбурге под руководством архитектора В.И. Симиненко из художественной организации "Терем". Это самый большой фаянсовый иконостас в России, высота его составляет 11 метров, ширина - 24 метра. Иконографическая программа иконостаса также интересна. Хотя все его иконы написаны в наше время, они неразрывно связаны с историей храма и благочиния. Прежде всего, это иконы нижнего, так называемого местного ряда иконостаса. Здесь можно увидеть иконописные образы Щёлковских священномучеников - Александра Крутицкого, Михаила Никологорского, Василия Сунгурова, Василия Крылова.
22. Он состоит из трёх частей. впрочем, граница между ними весьма условна. Центральная часть.
23. Левая часть - придел в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, святого покровителя цесаревича..
24. Икона на стене, посвящённая царственным страстотерпцам.
25. Кроме иконостаса из фаянса сделаны ещё 10 киотов. Этот для отреставрированной иконы Серафима Саровского.
26. Правая часть - придел Успения богородицы.
27. Витраж. Богородицкий придел с южной стороны, света там много.
28. Отреставрированная икона богородицы в фаянсовом киоте.
29. В восьми фаянсовых киотах, расположенных вокруг колонн, иконы, написанные к освящению собора иконописцем Иваном Коваленко.
30.
31. Росписи. В сюжетах я не силён.
32.
33.
34.
35.
36.
37. Есть ещё нижний храм, освящённый в честь Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи. Супругу храмоустроителя Александра Ивановича Синицына звали Надежда Никитична, можно считать, что посвящение нижнего храма - в её честь. Она была там захороненеа, а после закрытия храма перезахоронена на кладбище в Жегалово у Никольской церкви.
38. Несмотря на то, что я был именно в то время, когда храм должен быть открыт, двери были на замке и мне в очередной раз не удалось поспасть внутрь.
39. В бытность собора литейным цехом НИИХИММАШ в нижний храм сбрасывались отходы литейного производства, затем руководство института решило устроить там спортзал, но планы не были реализованы. К 1994-му году храм был очищен от отходов и в нём начали проводить службы.
40. За те годы, которые я не был в соборе, появился памятник цесаревичу Алексею.
41. Авторы и дата установки.
42. Одновременно с собором строился и дом причта. Думаю, что там же работала и воскресная школа, потому что для одного причта здание великовато.
С южной стороны здание закрыто разросшимися туями.
43. Сейчас здание занимает Щёлковское благочиние и православная классическая гимназия "Ковчег".
44. Так оно выглядело когда деревья были ещё маленькими.
45. Северный фасад, в отличие от южного, ничего не загораживает.
46.