В 2007-м году у меня были две командировки в Волгоградскую область на газпромовские объекты. И оба раза наши пути проходили неподалёку от монастыря. Он расположен в Ольховском районе недалеко от села Каменный Брод и относится к Урюпинской епархии РПЦ. Рядом с монастырём протекает речка Иловля. Сам монастырь с точки зрения архитектуры беден совершенно, но рядом с ним есть интересные памятники природы, что для полупустынных волгоградских просторов явление не частое.
Среди полупустыни в зелёном оазисе и стоит монастырь.
2. Монастырь сильно пострадал в советское время, почти все его строения были утрачены, поэтому какой-то интересной архитектурой он похвастать не может.
Места эти обживались православными в 19-м веке, поэтому и длинной истории у монастыря нет. Основан он был в 1860 году. В советское время многие строения монастыря были разрушены и вместо них были построены конюшни, но сейчас ведётся реконструкция храмов. В 1930-е годы. Селения Каменный Брод и Ольховка заселялись преимущественно выходцами из Украины.
В Российском государственном историческом архиве было обнаружено письмо крестьянина Андрея Ветрова в Святейший Синод. Этот бывший молоканин, направляясь паломником в Киево-Печерскую лавру, встретил в Воронеже некого старца Григория. Старец и благословил его на основание монастыря, подчеркнув древнюю святость этого места, где подвизались пустынники в пещерах меловой горы, а в самих пещерах, по его сведениям, находилось множество святынь. В источнике говориться: "Возле пруда еще маленький прудик, возле лес под горой там святая Гора. Ступай туда тебе помещик одаст ето место онъ даже Сам будить с тобой строить Монастырь царица Небесная благословила Мужской там Есть в горах Святые Мощи тамъ есть пещеры в которых жили пустыники терчи они закрыты ето Святые Места иди туда".
Крестьянин с. Рыбинска Андрей Карпович Ветров в своем прошении в Синод в мае 1901 г. писал, что в 1863 г. именно он обратился к помещику Персидскому с желанием основать мужскую обитель. В этом документе Ветров сообщал : "Вышеуказанный помещик Персидский отделил от своих владений шестьсот (600) десятин земли, и кроме того изъявил свое согласие принять участие в постройке зданий для обители, расходовав на этот предмет свои собственные средства. Прежде всего была сооружена каменная церковь во имя Рождества Богородицы, при ней богадельня, и больница, затем были поставлены два жилых корпуса, тоже каменных, и затем построены необходимые для обители деревянные корпуса".
В прошении начальницы общины монахини Афанасии к саратовскому епископу Аврамию в 1893 г. упоминалось, что дворянин Персидский основал эту общину "в память посещения города Царицына в Боге почившим Государем Наследником Цесаревичем Великим Князем Николаем Александровичем". Сама же женская община возникла здесь в начале 1860-х гг., когда помещик и надворный советник Петр Иванович Персидский выделил ей для основания 455 десятин своей земли со старым дубовым лесом. Официально же земля "удобная и неудобная в количестве 485 десят. 1995 саж, стоящая 6000 руб." была подарена в 1874 г. его женой.
Со всех сторон это место окружено белыми горами, на берегах Иловли стояли вековые дубы и стелился можжевельник. На северо-западной окраине слободы Ольховка находится курган, называемый Святой горой или Святой могилой, а возле него бьет родник. По легенде, останавливавшийся здесь князь Александр Невский просил татарского хана облегчить тяготы русских рабов, строивших каменный брод через Иловлю. Старожилы рассказывают, что когда-то здесь стояла церковь, ушедшая под землю от истовых молитв иноков Каменно-Бродской Белогорской обители. А в годы гражданской войны, по рассказам местного жителя, большевики расстреляли на кургане более десятка стариков, которые просили их не обстреливать Ольховскую церковь во имя Трех Святителей.
П.И. Персидский в Москве приобретает три иконы: Преображение Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и "Богородицы Всех Скорбящих Радости" и две большие иконы Святой Троицы в серебряном и золотом окладах. Вернувшись, помещик поделился с женой Серафимой мыслью об основании общины, и та, поддержав его, сама включилась в работу. Она поехала в Саратов к епископу Иоанникию, и получила благословение на строительство.
Насельницы ходили по селам, прося крестьян помочь в строительстве. Сразу начали возводить каменный двухэтажный келейный корпус, на первом этаже которого, рядом с трапезной, на средства Серафимы Персидской устроили домовую церковь - теплую, однопрестольную, без колокольни в честь иконы Богородицы "Всех Скорбящих Радости". 5 октября 1865 г. владыка Иоаникий прибыл в общину и освятил церковь. Каменный монашеский корпус был окончательно построен в 1867 - 1868 гг.
Главный храм монастыря - Троицкий собор был взорван в 1934 году, а в храме в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" была устроена конюшня и строения монастыря были заселены жителями вновь образованного поселка Госконюшня. В 1990-е всё, что осталось от монастыря было передано РПЦ.
Источник 3. В 2007-м одно только это здание и стояло.
4. Вместо колокольни была простенькая звонница.
5. А сейчас построена колокольня и колокола перекочевали туда.
6. Вокруг монастыря есть несколько окультуренных источников. Вода в них разная на вкус, но я бы такую постоянно упортеблять не стал, наверняка в ней очень много извести.
7. В Газпроме народ не сильно религиозный работает, но свечки поставили, но возрождение монастыря взносы сделали и отправились к более древнему объекту - пещерам в меловых горах.
Пещеры овеяны множеством красивых легенд и преданий, согласно которым протяжённость ходов «составляет многие тысячи километров» и «имеют те пещеры три яруса - один больше другого». Что в пещерах прятались от монголов полемена волжских булгар. И что тянутся они до самого Камышина. Такие места просто не могут быть без легенд. Пещеры досконально не исследованы. По одной из версий большевики, в рамках борьбы с религией подорвалипещеры в нескольких местах, перекрыв проходы по ним и переходы на другие ярусы. По другой - сами монахи засыпали проходы песком и камнями, чтобы спасти святыни от осквернения безбожниками.
8. Мы в пещеры не углублялись, ограничились прилегающими ко входу ходами. По закопчёным стенам видно, что не одна сотня людей прошла здесь с факелами и свечами.
9. Центральный ход - прямой и совсем короткий, заканчивается иконостасом. Налево уходит основная галерея, протяжённостью под двести метров. Ход несколько раз меняет своё направление, в стенах то и дело встречаются ниши для свечек и более крупные - с установленными в них иконами.
10.
Ход направо приводит к ограждению и деревянной лестнице, уходящей на предположительный второй ярус пещер. Почти за 15 лет желающих провести в Каменно-Бродских катакомбах глобальные изыскания не нашлось. Да и надо ли было? Точных доказательств того, что под первым доступным сегодня ярусом есть что-то ещё, найти невозможно. Дыра в полу, где сейчас стоит лестница, совсем не обязана была служить спуском. Это мог быть погреб или колодец, или ещё что-то подобное. Хотя существует легенда, что в конце 19 века, когда монастырь ещё был женским, его настоятельница увидела вещий сон, предрекающий нападение разбойников. Она предупредила сестёр, и они спрятали всё ценное, что смогли унести, в пещерах, засыпав потайной вход песком. Так что, при желании, можно верить в существование клада на втором ярусе.
По самым скромным меркам пещерам не менее 800 лет. Вне зависимости от времени года здесь сохраняются стабильные +12 градусов, а главная местная святыня - лежанка-камень - теплее еще на 7-8 градусов. К этому камню люди приходят в надежде на исцеление. Говорят, некоторым помогло.
11. Меловые горы сами по себе интересны.
12.
13.
14. Меловые горы по правому берегу Иловли являются крупнейшими в Европе, хотя их высота и достигает всего 100 метров.
15. Образовались они как результат отложений погибших морских животных на океаническом дне.
16. Жаль, что рабочий график не позволил проехать вдоль гор, там есть на что посмотреть. Пара фото из Сети.
17.
18. Но зато в осенний приезд нам удалось доехать до исторических дубов, которые до сих пор стоят вдоль старинной дороги.
19. Дубам этим лет 400-500. Когда мимо них проезжал Пётр I, они уже были большими.
20. Диаметр ствола метра 2, не меньше.
21. В голой волгоградской степи дубы бы не выросли, там слишком жёсткие условия: сухо, постоянные ветра, резко континентальный климат. А здесь, в долине Иловли всё-таки помягче и до воды корни дотягиваются.
Пётр в этих краях побывал не просто так, у него были планы соединить Волгу с Доном через Иловлю. Даже начали было копать канал. Отвалы грунта, образовавшиеся в результате этого дали название нынешнему посёлку Петров Вал.
22. Ну а нас ждал вертолёт, пора лететь.
23. Работа есть работа.
Путеводитель по монастырям в моём журнале