Москва, Верхняя Красносельская.

Jul 02, 2018 19:00

    Есть рядом с Комсомольской площадью тупиковый участок, ограниченный ТТК, Ярославской и Митьковской ветками железной дороги. Транзитом через него идти некуда, а попадёшь туда только если надо что-то там специально. Мне особо там ничего не надо было кроме как посмотреть. И часик я на это дело потратил, о чем не сожалею ни капли.
Главная улица этого участка - Верхняя Красносельская.

В самом начале, на перекрёстке с Краснопрудной, здание 1887-го года постройки. Но серп и молот явно  позже прилепили.


Павильон станции "Красносельская" тоже заслуживает внимания, но он на фото у меня нормально не получился.

2. Яркая водонапорная башенка на территории завода по ремонту эскалаторов.



3. Бывшая Сокольническая амбулатория, построена в 1925-27 годах. Теперь стоматологическая поликлиника.



ВНИРО - Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии.

4. Западная часть построена в 1939-м году. Ещё конструктивизм.



Интересные детали в оформлении здания.

5. Решётки с дельфинами на окнах.



6. В оформлении портика можно, кроме традиционных знамён, разглядеть гарпуны и адмиралтейские якоря. Специфика учреждения.



7. Ну и якорь Холла у главного входа в институт.



Институт организован в 1933-м году, под строительство здания была выделен участок земли, принадлежавший ранее Алексеевскому монастырю. На участке оставались фрагменты стен и фундаменты Крестовоздвиженского храма с колокольней. Они и были использованы при строительстве. Так, в актовом зале института сохранились фрагменты кирпичной кладки колокольни разрушенного собора.
    В цокольном этаже тоже использовались остатки крепкого церковного фундамента, там сейчас располагается уникальный аквариальный комплекс - сеть специализированных бассейнов для рыб, оснащенная сложнейшим оборудованием. Этот экспериментальный комплекс для наблюдений за рыбой на различных этапах ее развития - от икры и мальков до взрослых особей.
    И вот, под предлогом того, что институт использует церковное здание, РПЦ в 2016-м году подала иск о передаче ей здания института с последующим сносом и восстановлением храма. В 2017-м иск был удовлетворён, теперь здание института формально принадлежит церкви. Какая-то абсурдная получается ситуация - при наличии в стране огромного количества брошенных, разрушающихся церквей тратить деньги на снос здания и новое строительство храма на его месте.

8. Тем более, что в двух шагах уже есть церковь Алексия - человека Божьего.



Следуя логике, дальше надо будет сносить Хилтон, Ашан и Декатлон, потому, как они тоже расположены на землях, принадлежавших ранее монастырю, да и участок ТТК, проходящий по бывшему монастырскому кладбищу тоже надо вернуть?

9. Раз уж зашла речь об Алексеевском монастыре, заглянем и туда.


    Раньше монастырь стоял там, где потом построили Храм Христа Спасителя. Но понадобилось место в центре Москвы, и монастырь попросили его освободить, выделив при этом большую площадь.

10. Храм Всех Святых. Построен в 1887-1891 годы по проекту гражданского инженера А. А. Никифорова.



11.



Монастырь небольшой, кроме храма сохранились два пятиэтажных корпуса.

12. В одном из них церковно-приходская школа.



13. В другом - богадельня. Видно, что верхние три этажа надстроены позднее.



14. Есть ещё часовня иконы "Неувядаемый цвет" и несколько хозяйственных построек.



15. Монастырь женский, а потому цветов обильно.



16. Особенно хороши розы.



Кстати, слева от входа в продуктовой лавке неплохой выбор продуктов с монастырского подворья по вполне гуманным ценам.

17. Возвращаемся на Верхнюю Красносельскую. Напротив института 3 здания дореволюционной постройки.



18. Здесь к старому зданию в 1923-м году сделали двух-трёхэтажную пристройку для трикотажной фабрики.


Сейчас идёт вялотекущий ремонт под размещение "научно-информационного центра".

19. Деревянное здание 1880-х годов постройки. Сейчас занимает 7-й батальон полиции.



20. Следующее за институтом здание - бывшая богадельня Геера.


    В начале 19-го века здесь находилась усадьба с садом и аллеями, принадлежавшая секунд-майору Демидову. Позднее территорией владел генерал А.П. Ермолов. В середине 19-го века большую часть земли выкупил бывший швейцарский консул Иосиф Николаевич Геер, получивший российское подданство и ставший купцом второй гильдии. Он был владельцем водочного завода, продукция которого приобрела значительную популярность у москвичей, особенно фирменные «гееровские» настойки и наливки.
    В 1894 году вдова Иосифа Николаевича, Наталья Петровна Геер пожертвовала Московскому городскому общественному управлению большую часть своих земельных владений на Верхней Красносельской улице с условием строительства богадельни на 60 человек с наименованием в честь покойного мужа. Через год был добавлен ещё один участок земли, а в 1897 году Наталья Петровна пожертвовала средства на создание в составе богадельни домовой церкви в честь святого Иосифа Обручника - покровителя не только её мужа, но и умершего в годовалом возрасте внука, также названного Иосифом.
    Проект богадельни Наталья Петровна заказала Льву Кекушеву, служившему в то время городским архитектором. Он построил здание в стиле модерн, но с романо-византийскими мотивами. Главной высотой стал церковный купол с каменным крестом, центральный ризалит украшен аркатурой окон. Ограда перед богадельней, перила внутренней лестницы и царские врата иконостаса домовой церкви были выполнены из металлических жгутов, имитировавших изгибы растений - позже такой «растительный декор» станет популярным в стиле модерн.

21. Похожий декор обнаружен в воротах и ограде соседнего с богадельней здания, но уже современного.


    На первом этаже здания находился вестибюль, соединенный прямым проходом с церковью святого Иосифа Обручника. В традициях византийского стиля был выполнен и её мраморный иконостас, в первом ярусе которого располагались «двойные» иконы (в руках каждого святого был киот с ещё одной иконой).

22.


    На первом этаже справа находились помещения конторы, кухни и прислуги, а слева - комната надзирателя, экономки, фельдшера. Вообще штат был значительным, ведь здесь также находился лазарет и своя аптека. Парадная лестница вела на второй этаж с широким коридором, где прогуливались призреваемые и находились палаты с комнатами по 15 кроватей. В центральной части здания располагалась столовая, из которой можно было, не спускаясь на первый этаж, войти в церковь. В боковых крыльях были дополнительные лестницы и уборные. Все палаты богадельни группировались вокруг храма и те, кто не мог по какой-то причине встать, слушали богослужение непосредственно в своей комнате.

23.


    К 1917 году в богадельне проживало 50 женщин и 50 мужчин. Согласно уставу, здесь призревались обедневшие мещане обоего пола на полном пансионе. Их обеспечивали пропитанием, удобной мебелью, постельным бельём. Кроме того, помощь могли получить все приходящие в лазарет и аптеку, которая отпускала лекарства по льготным ценам или вовсе бесплатно.
    После революции новые власти богадельню закрыли, а её здание было разбито на множество контор и несколько раз переходило от одного ведомства к другому - например, здесь располагалось министерство молочной и мясной промышленности СССР. Сегодня дом заперт, доступа с улицы в него нет, как будто идут какие-то строительные работы. Внешне здание богадельни хорошо сохранилось, уцелел даже купол домовой церкви, лишившийся, правда, креста. А вот большая часть интерьеров уничтожена: уникальные решётки, мраморный иконостас домой церкви, росписи и лепнина - всё это исчезло. Тем не менее, здание имеет статус объекта культурного наследия регионального значения, что позволяет надеяться на его сохранение и реставрацию.

24. Напротив богадельни ещё одно старое здание. Сейчас в нём ветлечебница.



25. Во дворах прячется монументальное здание школы 1935-го года постройки.



26. Флигель городской усадьбы конца 18-го - начала 19-го века. Третий этаж явно надстроен.


Похоже, что сама усадьба не сохранилась.

27. А это ещё один флигель. Но, похоже, относящийся уже к другой усадьбе.



28. Главный дом усадьбы 1864-го года постройки.



29. Сейчас здесь муниципальная контора.


Информации о том, чья это была усадьба, я не нашёл.

30. Здание напротив усадьбы.


На вывеске значится, что это обойная фабрика 1860-го года, но по архитектуре я бы отнёс к 1930-м.

31. Заканчивается Верхняя Красносельская улица перекрёстком с улицами Малая Красносельская (налево) и Лобачика (направо).



32. Парочка дореволюционных зданий на Лобачика.



33.



34.



А на сладкое у нас сегодня кондитерская фабрика Абрикосова, более известная в наше время, как Бабаевская.
Основатель династии шоколадно-марципановых королей, Степан Николаев, изначально был крепостным крестьянином пензенской помещицы Левашовой, получившим в 1804 году вольную для себя и своей семьи. Он успешно занимался изготовлением различных сладостей: фруктов в глазури, мармелада, варенья, абрикосовой пастилы - последняя и дала ему фамилию. Став свободным человеком и переехав с семьёй в Москву, Степан Николаевич записался в купцы Семёновской слободы, чтобы здесь продолжить «сладкое» дело. Его сын, Иван Степанович, придал семейному производству новый размах, перейдя от малого предприятия к мануфактуре.
    Но настоящий взлёт произошёл при его сыне - Алексее Ивановиче Абрикосове, который стал купцом первой гильдии, получил звание потомственного почетного гражданина и чин действительного статского советника.
    В 1880-х годах Алексей Иванович перевёл своё производство из Сверчкова переулка в центре Москвы на Малую Красносельскую улицу, которая в то время стремительно превращалась из тихой окраины в бурный промышленный район. На участке в четыре гектара появилась огромная фабрика Абрикосовых с множеством мастерских, названия которых отражали ассортимент выпускавшейся продукции: шоколадная, пастилочная, конфетная, карамельная, бисквитная. Здесь же изготавливалась упаковка. К 1890 году фабрика ежегодно производила пятьдесят три тысячи пуда (848 тонн) конфет и пять тысяч пудов (72 тонны) варенья. За участие во Всероссийской художественно-промышленной выставке «Товарищество А.И. Абрикосова Сыновей» в 1899 году получило звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» и право размещения государственного герба на своей продукции.

35. Прямо при фабрике Абрикосовы построили и свой собственный дом - на углу Малой Красносельской и Проезжей улицы (ныне улица Лобачика). Архитектор Борис Шнауберт, ранее прославившийся строительством особняка Цветкова в «псевдорусском» стиле на Пречистенской набережной, спроектировал и возвёл в 1905 году здание в стиле модерн.


По одной из версий, у него существовал заграничный прототип - особняк госпожи Жильбер в Париже.

36. Дом Абрикосовых сконцентрирован вокруг углового объёма, куда выходит главное крыльцо и три выпуклых эркера на втором этаже.


    Если первый ярус здания отделан относительно скромно, то на втором ярусе сохранились изначальные оконные переплёты с узором в виде сот - возможно, намёк на медовые сладости, делавшиеся среди прочего на фабрике Абрикосовых. Другие деревянные детали окон несут в себе псевдоготические черты.

37.



38. Изящно изогнутые лепные детали под окнами второго этажа напоминают вазочки для конфет.


Не знаю, как насчёт "парижского прототипа", но мне здесь чудится Гауди.

39. Дом будто бы нарочно сделан «говорящим»: его фасады демонстрируют, что именно производили хозяева и на чём специализировались.



40. Решётка ограды на крыше дома также выполнена в стиле модерн: плавные изгибы её элементов придают завершению дома волнообразность.


    Дом действительно "марципановый". Абрикосов был большой выдумщик, автор разных интересных фишек. Например, марципановый торт мог быть выполнен в виде арбуза. Или на десерт могли подать котлеты с картошкой, которые, на самом деле, были марципановыми пирожными. Богатые господа могли таким образом разыграть своих домашних или удивить гостей.

41. Сохранились и исторические деревянные двери особняка.


А теперь пройдёмся вдоль самой фабрики.

42. Конфетный цех. Судя по крайне простой архитектуре, 1960-е годы.



43. Карамельно-розничный цех.


    В подвальной части здания находится заготовительное отделение, на первом этаже соседствуют часть заготовительного и картонажный цеха, изготавливающий тару, второй, третий и четвёртый этажи занимает карамельный и частично конфетный цех, пятый этаж - розничный цех, производящий элитную продукцию.

44. Традиционная индустриальная готика.



45. Музей фабрики "Абрикосов и сыновья"


Только возле музея пахло шоколадом, в остальных местах и догадаться нельзя было. что находишься рядом с кондитерской фабрикой.

46. Здание музея построено из кирпича, произведённого на заводе Воронина.



47. Складские помещения фабрики.



48. Бывший "Дом коммуны".


    Ранее было общежитие. По рассказам старожилов там практиковались обеды за одним столом на 70-80 персон, коллективный отдых, воспитание детей и принципиальное отсутствие замков. Пишут, что сейчас здесь находится современный механизированный складской терминал.

49. Но только вот через чердачное окно небо просвечивает. Видимо, здание на очередной реконструкции.



После революции предприятие Абрикосовых было национализировано, в 1918 году получило название Государственной кондитерской фабрики №2, а в 1922 году ей было дано имя в честь московского большевика, главы Сокольнического райисполкома Петра Бабаева. Но старое название долгое время оставалось в силе: в 1920-1930-х годах на обёртках и коробках писали «Фабрика имени Бабаева (бывшая Абрикосовых)». Производство на Малой Красносельской улице существует и сегодня. Символом сохранения традиций, заложенных основателями кондитерского производства, стал фамильный дом Абрикосовых, силуэт которого украшает продукцию фабрики в качестве официального логотипа концерна "Бабаевский".

Вот такой тихий уголок старой Москвы рядом с местом, через которое каждый день проходит миллион человек.

В сообщении использованы исторические факты с сайта Узнай Москву

Шнауберт Б.Н., Красносельский район, Кекушев, монастыри, старые фабрики, Москва

Previous post Next post
Up