Много я видел фабричных посёлков, состоящих из казарм дореволюционной постройки. Обычно они представляют из себя несколько обшарпанных зданий, замусоренную заросшую территорию, по которой бродит маргинальный люд. Где-то было лучше, где-то хуже. Нечто подобное я ожидал увидеть и в Раменском. Но увиденное меня приятно удивило.
Братья Малютины и их управляющий фабрикой Дмитриев вместе с фабричными корпусами построили к северо-западу от фабрики целый город со всей инфраструктурой, которая полагалось в то время. Про школу, амбулаторию, фабричные лавки и пекарню я рассказал в прошлый раз, сегодня речь пойдёт о жилых домах и постройках, обеспечивающих жизнедеятельность посёлка.
2. Так выглядел нынешний безымянный проезд между улицами Солнцева и Чугунова. Обратите внимание на трубы на крышах домов. Это элементы хитрой системы воздушного отопления и приточно-вытяжной вентиляции. Два одноэтажных здания слева - это спальные бараки, они не сохранились. Здание справа между двумя трёхэтажными жилыми домами - это погреба с сарайчиками для хранения разного скарба, их тоже сейчас нет.
Всего в фабричном городке было: девять жилых домов для семейных, два - для одиноких, больница, родильный приют, санитарная изба, баня, прачечная, жилые бараки, летние бараки для сезонных рабочих, конный двор с кузней, оранжерея, коровники, сарай для пожарного обоза, сараи, погреба. Кроме того были и жилые дома для служащих, но они находились между фабрикой и озером. До наших дней дожили 11 капитальных кирпичных домов, перестроенные больница и баня. В 1897 году в селе Раменское проживало 8502 человека, из которых, 6885 человек являлись жителями фабричного двора.
3. Жилые дома строились трёхэтажными.
4. Заброшенных нет, что-то переделано под офисы и торговлю, что-то под жильё, один - под учебное заведение, в одном сейчас историко-художественный музей.
5. В большинстве своём дома отремонтированы как внутри, так и снаружи, территория благоустроена. Детские и спортивные площадки, парковки, асфальтированные дорожки - всё как и положено в приличном городе.
6. Но вот до фасадов зданий, стоящих в глубине квартала, руки ещё не дошли.
7. Две казармы были надстроены, одна на два этажа, ещё одна на один.
8. Здесь сейчас колледж, а до 2011-го года был профессиональный лицей.
9.
10. На месте бывшей прачечной сейчас бульвар с фигурками.
11.
12. Надпись на памятном камне: "Бульвар Фабричный, создан на месте, положившем начало нашему городу 1831-2003"
13.
14. Некоторые жители по-своему стараются украсить свой двор.
15. Зелень, газончики, парковки, дорожки, фонари, лавочки, отсутствие мусора. Нет, мне определённо нравится это место.
16. Снег только сошёл, а на улицах уже чисто, нет грязи на дорогах, как в других подмосковных городах. Грязи просто неоткуда взяться, нет необходимости парковаться на открытом грунте.
17.
18. Уличная сушилка для белья - по нынешним временам раритет.
19.
20. Даже Ленин здесь какой-то приличный.
21. Надстроенная четвёртым этажом казарма.
22. Пообщаться с местным населением дорогого стоит. В данном случае у этого "дорогого" был конкретный денежный эквивалент. Если бы у меня был полтинник, то обошлось бы полтинником, но полтинника не было, пришлось отдать стольник. А дело было так: из этого подъезда вышел мужчина лет 40 с лицом, внушающим доверие. Как оказалось, звали его Сергей.
Я просто спросил у него, что сейчас в этих домах: отдельные квартиры, коммуналки или общежития. Немного поговорили, потом он, явно стесняясь, попросил полтинник на поправку здоровья и предложил за это провести небольшую экскурсию. Но сначала он зашёл в магазин. Судя по всему, какие-то деньги у него были, не хватало именно полтинника. Историю места, где он прожил почти всю свою жизнь, конечно, знает слабовато. но кое-что полезное узнать у него всё-таки получилось. Заняться воскресным утром ему было явно нечем, а потому не так просто оказалось от него отделаться.
Живут там почти как в деревне, где все друг друга знают. Со всеми встреченными он здоровался, причём по имени, знал всех собак по кличкам, да и собаки его знали и подходили поприветствовать. Про другую часть Раменского спрашивать что-либо оказалось бесполезно - "А, это там, в Раменском... Я том практически не бываю". Иногда вместо "Раменское" звучало просто "город". Из этого я сделал вывод, что фабричный посёлок достаточно обособленный район.
23. Зашли в подъезд - чугунная лестница, вечная, чисто, покрашено, ничем не воняет.
Конкретно в этом доме казарму переделали под нормальный жилой дом - на одну сторону выходят окна одно- двухкомнатных квартир, по другую сторону коридора отдельные комнаты. Из его сбивчивого объяснения я понял, что на двух нижних этажах потолки сводчатые, т.е. никаких сгнивших деревянных перекрытий. Ну а внешние стены в таких домах вечные, если на них вода не льётся.
24. В этой пристройке во времена Малютиных были кухни и туалеты, сейчас там офисы.
25. Это был дом для одиноких работников фабрики, в советское время - богадельня дом ветеранов, теперь детская школа искусств.
26.
27. Когда площади здания стало не хватать, надстроили второй этаж, а затем и третий. В итоге вырос целый больничный городок Раменской центральной районной больницы..
28. Родильный приют располагался в отдельном деревянном здании.
29. Поселковая баня.
30. Сейчас из неё сделали вот это.
Какой я делал для себя вывод. Со старыми зданиями казарм вполне можно работать, использовать их с пользой, просто надо приложить определённые усилия и иметь мозги, волю и любить свой город. К сожалению, редко в каких городах у властей есть такие качества, они предпочитают просто снести здания, которые стали началом города и построить на их месте что-то огромное и невнятное. А им бы пример брать с Раменского!