Марфо-Мариинская обитель - самый, пожалуй, необычный православный монастырь Москвы. Он самый молодой и строительство его храмов пришлось на эпоху модерна, что отложило отпечаток на их архитектуре. Сёстры обители принимали на себя ряд обетов, однако не постригались в монашество, они могли со временем выйти из обители и обзавестись семьей. В первую очередь члены общины должны были вести благотворительную деятельность, причем не только в стенах обители, но и за её пределами. Именно поэтому слово "обитель" употребляется чаще, чем "монастырь".
2. Основательницей монастыря стала великая княгиня Елизавета Федоровна (Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская), сестра императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая II/
3. В 1990-м году в Обители был установлен памятник великой княгине работы В.М. Клыкова.
Решение об основании Обители пришло после после убийства в 1905 году генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича, мужа Елизаветы Фёдоровны. Она продала часть своих драгоценностей и на вырученные средства приобрела обширную купеческую усадьбу на Большой Ордынке с четырьмя домами и большим садом. На этой основе великая княгиня начала создавать Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Все четыре существующих здания были перестроены под нужды обители, построен собор, две часовни и здание общежития сестёр милосердия и приюта. По рекомендации художника Михаила Нестерова, с которым княгиня была хорошо знакома, разработка проектов храмов была поручена Алексею Щусеву.
4. Большой белоснежный собор Покрова пресвятой Богородицы выстроен в архитектурном стиле церквей Новгорода и Пскова XII-XIV веков.
5. Стены собора совершенно белые, длинные и узкие окна закрыты решетками с растительными мотивами. На массивной алтарной апсиде сохранилась закладная доска, сообщающая когда и в чьем присутствии был заложен собор.
6. Если со стороны апсиды собор выглядит традиционно, то вид северной его стены нетипичен. Виной тому обширная трапезная, использовавшаяся не только для богослужений, но и для духовно-просветительских бесед.
7. С запада находятся две звонницы с широкими арочными проемами, каждая из которых увенчана вытянутой главой.
В обители осуществлялось три служения: попечительное, просветительное и деятельное. К первому относилось посещение сёстрами нуждающихся и забота о них вне обители, ко второму - воспитание девочек в приюте, работа в воскресной школе, к третьему - служение в больнице, аптеке, амбулатории. Все сёстры обучались духовному окормлению и основам медицины.
В бесплатной больнице на 22 кровати и операционной работали доктор медицины А.И. Никитин, хирурги Ф.И. Березкин и А.Ф. Иванов. Рядом, на Донской улице, до 1913 года находилось убежище для болеющих чахоткой. Затем корпус переделали в дешёвые квартиры для бедных девушек, работающих на фабриках. Их еженедельно посещал духовник обители для служения молебнов.
Сёстрам и больным была доступна библиотека, насчитывавшая до двух тысяч томов по четырём отделам: религиозно-нравственная литература, беллетристика и история, журналы, детская литература. Обитель выпускала брошюры и листовки, которые распространялись среди пациентов. Заботясь о повышении грамотности среди женщин, Елизавета Фёдоровна открыла воскресную школу, где проходили уроки под руководством священника Евгения Синадского. В обители также работала столовая для бедных, ежедневно готовившая от 100 до 300 обедов. Еду отпускали преимущественно многодетным женщинам и трудящимся на подённой работе.
По состоянию на 1913 год приют для девочек-сирот содержал 18 человек от 12 до 17 лет. Они проходили профессиональную подготовку по двум направлениям: прислуга и горничная или няня с навыками шитья. Для воспитания в людях чувства сострадания к обездоленным Елизавета Фёдоровна организовала программу «Детская лепта», действующую осенью и зимой. Желающие взрослые и дети собирались в Николаевском дворце и после молитвы шили одежду.
Особое внимание сёстры обители уделяли жителям Хитрова рынка - самого неблагополучного в то время района Москвы. Несмотря на предупреждения полицейского управления, Елизавета Фёдоровна с другими сёстрами посещали живших там нуждающихся. Княгиня уговаривала малоимущих родителей отдать детей ей на воспитание: мальчиков устраивали в общежития, а девочек определяли в закрытые учебные заведения или приюты.
Во время Первой мировой войны Елизавета Фёдоровна учредила боевой Всероссийский штаб милосердия. Она устроила склады пожертвований и отправляла собранные вещи на фронт, а также открыла двухмесячные курсы подготовки сестёр милосердия. Для сбора денег княгиня организовала несколько художественных выставок, концертов и спектаклей. В 1914 году была напечатана её книга «Под благодатным небом», средства от продаж которой пошли на нужды детей фронтовиков. В то же время в обители размещался госпиталь для тяжелораненых на 50 мест. (из Википедии)
8.
9. Мозаичная икона Спаса Нерукотворного, выполненная М.В. Нестеровым.
10.
11. Фасады украшены только рельефными клеймами, выполненными по проекту С.Т. Конёнкова: они изображают Распятие и Небесный Иерусалим.
12.
13.
14. Есть ещё немного резьбы по белому камню на порталах.
15. Зайдём внутрь Покровского собора. Почему-то открыт не главный вход, а боковая дверь с причудливым замком.
16. Здесь нет сплошной росписи стен, а библейские сюжеты, написанные Нестеровым и Кориным, больше похожи на обычные светские картины. В этом ещё одно отличие Обители от традиционных монастырей. Композиция Нестерова «Путь ко Христу».
17.
18. Запрещающих надписей и знаков не было, снимал я свободно.
19.
20.
21.Часовня в неорусском стиле построена в начале XX века.
22. Умершего в больнице переносили в эту часовенку и до захоронения читали Псалтырь: днем - монахи московских монастырей или сестры, а ночью - Великая Матушка.
Есть ещё подземная церковь во имя Бесплотных сил и Всех Святых - предполагалось, что там будет усыпальница для сестер обители и для самой основательницы. Расписывал подземную церковь П.Д. Корин
23. Голгофа.
24. И крест на ней, посвящённый памяти Алапаевских мучеников, в числе которых была Елизавета Фёдоровна.
25. Фонтан "Иерусалимская чаша", действующий. Архитектор Щусев, резчик по камню - Коненков.
26. Вход в обитель с Большой Ордынки.
27.
28. Слева от входа сторожка и часовня Сергия Радонежского. Архитектор Щусев.
29.
30. Дом, где жила святая настоятельница Марфо-Мариинской jбители Великая княгиня Елизавета Феодоровна. Построен в 1850 году, перестроен в 1862 году. Архитектор Б.В. Фрейденберг. Повторно перестроено в 1910-х гг.
31.
32. В центре кадра церковь Марии и Марфы, первая церковь Обители.
33. В храм был перестроен зимний сад, существовавший с 1856-го года. О нём напоминают большие окна. Перестраивался он по проекту архитектора Л.В. Стеженского. Расположение церкви было выбрано таким образом, чтобы больные из своих палат могли видеть и слышать богослужение.
34. Сохранились выгнутые стёкла, характерные для модерна.
35. Этот бом был приспособлен под больницу с палатами и операционной.
36. Так эти здания выглядят со стороны Обители.
Проект реставрации лазарета с церковью Марфы и Марии осуществляла мастерская архитектора Александра Рыжова. В помещениях были воссоздано убранство. В покоях Елизаветы Фёдоровны открыли дом-музей, знакомящий с жизнью основательницы и историей обители.
37. Двухэтажное здание было построено в 1890-м архитектором Сретенским, перестроено Щусевым в 1909-м под аптеку с амбулаторией, надстроен третий этаж.
38. Сейчас это административное здание.
39.
40. Это здание было построено уже для нужд Обители, когда число сестёр увеличилось, в 1911-м году, Архитектор Д.М. Челищев выстроил в здание стиле неоклассицизма, там также разместилась рукодельная.
41. Воскресная школа с квартирой священника. Здание построено в 1867-м году, перестроено в 1886-м Фрейденбергом, впоследствии ещё перестраивалось в 1910-м и 1940-50 годах. Сейчас приют для девочек.
После революции и убийства в 1918 году в Алапаевске великой княгини Елизаветы Федоровны Марфо-Мариинская обитель просуществовала недолго. В 1920-х годах в Покровском соборе расположился дом санитарного просвещения, на смену которому пришли реставрационные мастерские. В больничном корпусе с церковью святых Марфы и Марии находилась амбулатория имени профессора Ф.А. Рейна.
Возрождение обители началось в 1990 году с открытия памятника великой княгине. Полная передача всего комплекса новой общине происходила достаточно долго, богослужения были возобновлены не сразу (в храме святых Марфы и Марии в 1992 году, а в Покровском соборе - в 2008 году). Однако сегодня обитель живет новой жизнью и следует тому курсу, который был задан еще в эпоху Елизаветы Фёдоровны.
После столетнего перерыва в 2011 году в обители возобновилась традиция празднования Дня белой ромашки, посвящённого борьбе с туберкулёзом. Собранные на празднике средства направляются на помощь нуждающимся: в богадельни, приюты, больницы. Через три года обитель преобразовали в ставропигальный женский монастырь с сохранением особого уклада жизни, игуменьей назначили Елисавету (Позднякову).
По состоянию на 2018 год в обители работают приют для девочек-сирот, благотворительная столовая, патронажная служба, Марфо-Мариинский медицинский центр «Милосердие», при котором действуют респис для тяжелобольных детей, развивающий центр для детей с детским церебральным параличом (ДЦП) «Елизаветинский сад», детская паллиативная выездная служба и другие социальные проекты. В 2018 году центр «Милосердие» открыл курсы бесплатной дошкольной подготовки для детей со средними и тяжёлыми формами ДЦП
Путеводитель по монастырям в моём журнале