Электрогорск. Часть 2, город

Feb 09, 2022 23:14

    Одновременно с электростанцией строился и посёлок, получивший такое же название, как и сама станция - Электропередача. Имя это он носил до 1946-го года, когда повысил свой статус до города. Тогда же его и переименовали в Электрогорск. На сайте музея Мосэнерго много информации о том, как строился посёлок, но всё же вопросы возникают. А именно - когда же всё-таки были построены двухэтажные деревянные дома по улицам Ленина и Комсомольской, которые являются едва ли не главной достопримечательностью города?

Этот дом во всех источниках значится дореволюционным, а вот в том, чей он был, есть расхождения.


К 1 мая 1912 года построили большое здание гостиницы с отдельными комнатами. Вслед за первой гостиницей была построена вторая, коридорного типа. За шесть недель возведен трехэтажный дом правления с электрическим освещением (в то время уже работала временная локомобильная электростанция), с телефоном, временным домовым водопроводом и ванной. В доме правления проживал иногда Р.Э. Классон с семьей.
    Поселок застраивался строго по иерархии, улицам были присвоены категории в соответствии со статусом жителей. Улица 1-й категории (в настоящее время ул. Ленина) - для руководителей строительства эксплуатации электростанции. Заведующим станции летом 1912 года был В.С. Пискунов, с осени 1912 года - А.В. Винтер, затем эту должность последовательно занимали А.А. Сафонов и Б.Н. Смирнов. Дом в начале улицы Ленина с заглавного снимка мог принадлежать как правлению, так и заведующим станции. Есть ещё версия, что в нём жил начальник торфоразработок.

2. Ещё один дом для начальства.


Улица 2-й категории - для инженеров, техников, высококвалифицированных рабочих с Московской электростанции, а также иностранных инженеров. Скорее всего это нынешняя Комсомольская. Дома на ней я покажу чуть ниже.
    Улица 3-й категории (в настоящее время улицы Маркса и Энгельса) - для среднего и младшего руководящего состава: электротехники, мастера, начальники цехов и участков. Я на эти улицы не забрёл, поэтому пара фотографий будет из сети.

3. Сильно реновированный дом № 10 по ул. Карла Маркса. Это дом для железнодорожников.


4. А этот деревянный дом обложили кирпичом. В правой части фото более аутентичный дом.


Улица 4-й категории (впоследствии улица Октябрьская) - для квалифицированных рабочих: электромонтеров, машинистов турбин, кочегаров (машинистов котлов), токарей, слесарей.
Весь остальной персонал низкой квалификации - грузчики, подсобные рабочие - или на улице Каменный карьер (в настоящее время улица Горького). Там вообще ничего не сохранилось.
    Все дома были рубленые, с герметическими дровяными печами, с водопроводом от артезианского колодца, с самого начала с электрическим освещением. Позже выяснилось, что первые четыре дома были построены с нарушением противопожарных правил: одноэтажные гостиницы были длиннее, чем допускалось для деревянных зданий без перегораживающих брандмауэров; дома правления и заведующего имели три этажа, что было недопустимо для деревянных домов.
    Специально для торфяников было обустроено несколько поселков, преимущественно с летними бараками, которые строились в непосредственной близости от торфоразработок. Первыми участками были Зеленый остров на северо-востоке за улицей 4-ой категории и Скворцы на севере от станции. Оба участка находились на расстоянии километра от электростанции. Торфяниками мы сейчас называем торфяные болота, а тогда это была профессия, так называли людей, добывавших на болотах торф. Торфяниками становились крестьяне, бросившие свои земельные наделы ради более доходного, как им казалось, занятия.
    Весьма любопытное у них было поведение. Советую прочитать отрывок из книги воспоминаний Р.Э. Классона "Десятилетие станции «Электропередача» (1912-1922)”:
    "В первый же год нам пришлось столкнуться со своеобразной психологией торфяников, и незнакомство с этим своеобразным людом заставило нас сделать вначале целый ряд ошибок. Так мы в первый год, когда у нас было всего лишь 8 торфяных машин, условились с Радченко, что мы будем платить значительно дороже соседей. С тем чтобы на этих 8-ми машинах выработать как можно больше торфа и тем обеспечить возможность начала работы станции в будущем году на первое время сезона, когда новый торф еще не может поспеть. Оказалось, однако, что у торфяников существовал неписаный закон, по которому они вырабатывали в сезон 80 руб., и этих 80-ти руб. им хватало на жизнь до следующего торфяного сезона. Так как мы платили дороже соседей, то они у нас заработали эти пресловутые 80 руб. раньше и тотчас же после этого ушли, не соглашаясь ни при каких условиях работать дальше. Напротив, у соседей, которые платили дешевле, торфяники работали до окончания сезона.
    После этого Радченко пришел как-то с парадоксальным заявлением, что для того, чтобы выработать много торфа, надо платить как можно меньше торфяникам. Так как это положение совершенно противоречило всем правилам политической экономии, то мы в первое время никак не могли с этим освоиться. Но действительность показала, что это совершенно верно: вплоть до самой войны торфяники вырабатывали свои 80 руб. и бросали работу и уходили. Но в 1915 г., когда они пришли, то оказалось, что у них нет никакого импульса работать, так как водка была запрещена. А при этих условиях для них не было никакого смысла вырабатывать больше денег, чем нужно для пропитания. Мы старались убедить торфяников, чтобы они деньги тратили на полезные для себя вещи. И нам удалось убедить их, чтобы они купили себе сапоги. После покупки сапог они решили, что будут есть баранки из белой муки, и мы спешно выписали для них специальных пекарей. Но дальше их фантазия не пошла, и никаких других потребностей у них не оказалось, так что работать стало не для чего. Мы несколько раз, шутя, говорили, что торфяников надо послать на казенный счет в Монте-Карло, чтобы привить им хотя бы какие-нибудь потребности, так как при полном отсутствии потребностей в них не было ни малейшего стимула к работе.
    Торфяники весь год ничего не делали и работали только в течение летнего сезона. Земли своей они не обрабатывали и никакими другими ремеслами не занимались, лишь изредка выезжали для вывозки торфа и дров и то крайне неохотно. Вообще, должен сказать, что торфяники еще ждут своего Шекспира, который описал бы их психологию и сделал бы ее понятной для постороннего человека"
    Единственным населённым пунктом на территории нынешнего Электрогорска было урочище Белый мох, крестьяне из которого стройкой и торфодобычей не соблазнились, а продолжали работать на земле. Сейчас там садоводческие товарищества.

5. Ну а мы для начала посмотрим дома, расположенные между улицей Комсомольской и переулком с таким же именем. Здесь их пять. Викимапия пишет, что этот построен в 1939-м году.


6. Остальные 4 приписаны к 1926-му году.


7.


8.


9. Этот дом расселён. Вряд ли для ремонта, хотя стены выглядят вполне крепкими.


10. А теперь на улицу Ленина, там, севернее проезда Жукова я насчитал 8 деревянных двухэтажек.


11. В основном это четырёхквартирные дома, причём каждая имеет отдельный вход


12.


13. Немного другого типа дом.


14. Этот дом на 8 квартир.


15. Есть пара домов и на 12 квартир.


16.


17. Дом на чётной стороне улицы Ленина отличается от своих нечётных соседей.


18. У него и адрес уже по Пионерской улице.


19.


И всё-таки гложет меня вопрос - если эти дома во всех источниках датированы 1926-1932 годами, то куда же делись те, которые строились ещё до революции? Центральный поселок и корпуса самой станции строились с минимальной вырубкой леса. Вдоль улиц, прямых просек, были посажены лиственные деревья. Р.Э. Классону не нравилось, что на месте, где строился центральный поселок, земля была покрыта не травой, а вереском. Поэтому в начале лета 1912 года вереск на суходоле центрального поселка был вырублен, в том числе и на не застраиваемой площади. Это спасло постройки во время большого пожара, который продолжался с 21 до 28 июля 1912 года. Т.е. дома должны были сохраниться. Там, где вереск не был вырублен пожар распространялся быстро - от него загоралась хвоя на деревьях. Московский губернатор В.Ф. Джунковский, опасаясь распространения пожара, посетил станцию и прислал помощь. Воинская часть прибыла на центральный участок не с юга от 71-ой версты Владимирского шоссе вдоль узкоколейки, а с запада от Светлого озера по девственному торфяному массиву «Вольного болота». Солдаты шли очень долго, почти четыре километра по мягкому мху. Строительству станции пожар нанес незначительный ущерб, но зато он совершенно изменил картину местности: вместо непроходимой чащи получилось около 2000 га выгоревшего места. Само болото от пожара не пострадало, так как оно было совершенно сырое - сгорел только верхний моховой покров и лес на болоте.

20. С учётом противопожарных норм деревянные дома строились на значительном удалении друг от друга, что позволило уже после войны воткнуть между ними дома каменные. Поэтому улица Ленина получилась такая полосатая.


Дома были построены из местного материала, шлакоблочные кирпичи делались из шлака и цементного раствора и проходили термическую обработку паром. Кроме цемента все было свое, шлак из-под котлов электростанции, пар тоже с электростанции. Двухэтажными домами из шлакоблочных кирпичей застраивалась и улица Советская. Строительство домов велось собственной строительной организацией электростанции, перешедшей из строительного управления, которое вело строительство по расширению электростанции. В дальнейшем, строительная организация стала называться «Строительный участок ГРЭС -3 им.Р.Э. Классона».

21. Пусть шлакоблочные, но зато с колоннами.


22. Но до войны строили не только деревянные дома. Есть и три конструктивистских трёхэтажки, построенные в 1930-м. Эта по адресу Ленина 16.


23. Ленина, 21.


24. Ленина, 23.


25. И сарайчики при них.


26. Да не просто сарайчики, а с курятником. Жильцам дома будильники можно не заводить.


27. Из конструктивизма в городе есть ещё ДК.


28. К сожалению, над ним надругались, облицевав плиткой. Клуб был построен в 1934-м, до этого культурная жизнь проходила в деревянном здании на нынешней Советской площади. В 2003-м он стал Домом культуры, а в 2005-м началась реконструкция, растянувшаяся почти на 10 лет.


К моменту преобразования в город в поселке имелось две сапожных и две пошивочных мастерских, одна парикмахерская, три школы, пять детских садов и яслей, клуб на 730 мест и шесть Красных уголков, одна больница на 140 коек, поликлиника с двумя врачебными участками, одиннадцать здравпунктов, работало одиннадцать столовых, хлебозавод производительностью 250 тонн в месяц. Жилой фонд поселка состоял из частного сектора и домов, принадлежащих предприятиям. Таких домов было 379, жилая площадь их составляла 56 315 квадратных метров. На ней проживало 13 447 человек. Остальное население проживало в четырехстах домах частного сектора. Общая протяженность улиц равнялась 7,64 километра. Население поселка Электропередача насчитывало 14,5 тысяч человек. Исходя из всех этих характеристик, экономической справки о поселке и решения Московского Областного Исполнительного Комитета 3 марта 1946 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял Указ «О преобразовании рабочего поселка Электропередача Павлово-Посадского района Московской области в город районного подчинения».
    В то время у в поселке работало два крупных предприятия союзно-республиканского значения - ГРЭС -3 им. Р.Э. Классона и Торфопредприятие им. Р.Э. Классона. Эти предприятия имели крупные подсобные хозяйства с посевной площадью 413 гектаров и животноводческие фермы.

29. Есть десяток двухэтажных сталинок, построенных в первой половине 1950-х, на Советской улице, по которой въезжаешь в город со стороны Горьковского шоссе.


30. Дома стоят просторно, далеко от дороги. Дело в том, что между дорогой и домами проложена ЛЭП, та самая, одна из первых в стране. Не догадался снять историческую опору.


31. Вместе с посёлком строилась и больница. Она так же начиналась с деревянных зданий.


32. Это здание вряд ли удастся спасти. Был когда-то жилой дом, скорее всего для медицинского персонала.


33.


34. Больничная прачечная.


35. Пищеблок с более поздней пристройкой.


36.


37. Домик на улице Святого Константина. Похож на щитовой финский. Недавно ещё была музыкальная школа, после неё ювелирная мастерская. Сейчас, судя по заснеженному крыльцу, не используется.


38. Согласитесь, редкое название для улицы.


39. Здесь же храмовый комплекс.


40. Храм Всех Святых, в земле российской просиявших. Построен совсем недавно. Стены из пеноблоков, обшиты доской. Колокольня кирпичная, тоже доской обшитая.


41. Но первым был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы. Случилось это в 2002-м году.


42. Памятный крест.


43. Пожарная часть на той же улице.


Электрогорск удивителен тем, что в нём нет ни одного памятника Ленину. Во всяком случае, мне не попалось. Но есть другие памятники.

44. Воинский мемориал в парке напротив ДК.


45. БМП - памятник воинам-интернационалистам. Там рядом есть ещё памятный камень, но он засыпан снегом.


46. Есть и такие, про животных.


47. "Лосёнок маленький, на всех не хватит".


48. Аисты зимуют.


49. Емеля со щукой.


50. Переместим его в лето, чтобы получше разглядеть.


51. Умка+мамка. Зимой их фотографировать бессмысленно.


В Электрогорске встретил такое, уже забытое, явление, как продажа молока из бочки. Фермер привозит два раза в неделю в определённое место и время небольшую молочную бочку на прицепе. И я как раз оказался в этом месте в нужное время. Взял молока и творога.

52. Ротонда.


53. К ней ведёт дамба и мостик.


54. Рядом с ротондой растёт дерево любви.


55. Плоды на нём.


56. Всё же основной жилой фонд Электрогорска достаточно скучен. Пятиэтажки и позднесоветские дома в южной части города.


57. Современных жилых домов не так много.


58.


59. Вокзал - автобусный и он же железнодорожный. Очень удобно.


60. Отсюда идут полноразмерные электрички до Курского вокзала. 11 пар в сутки.


Как мне сообщил внук Р.Э. Классона, принято решение о выводе из эксплуатации газотурбинной генерации на ГРЭС, всех пяти ГТУ. Теперь она превратится просто в котельную, обслуживающую город. Многие будут выброшены на улицу. Электрогорск - практически моногород, ГРЭС была главным предприятием, обеспечивающим людей работой. Куда теперь им податься? Электричка идёт до Курского вокзала в среднем 2 часа, билет в один конец стоит 243 рубля. В Москву на работу не наездишься, а поблизости нормальную работу найти очень сложно, тем более людям в возрасте. Численность населения сокращается с 2016-го года. Теперь будет сокращаться ещё быстрее. И кому он нужен будет, этот город? На этой печальной ноте и закончу.

старые больницы, клубы, Электрогорск, конструктивизм

Previous post Next post
Up