Гребнево. Храмовый комплекс и купеческие захоронения

Nov 20, 2021 19:00

    Гостей усадьбы Гребнево первым встречает храмовый комплекс, состоящий из двух церквей - Никольской и Гребневской иконы божией матери. Никольскую видно издалека, а Гребневская еле угадывается за деревьями. Летом из-за листвы её вообще сложно разглядеть со стороны дороги.




2. Церковь святителя Николая - второй по времени постройки каменный храм в усадьбе Гребнево. Он был построен вместо изначально существовавшего гребневского Никольского храма, известного по переписным книгам 1584-1586 гг.


Храм задумывался как зимний, и именно так он используется до сих пор. В годы советской власти церковь оставалась действующей, и все интерьеры полностью сохранились. В советское время из окрестных закрываемых храмов привозилась в гребневские церкви утварь. В наше время её постепенно возвращали, когда церкви вновь начинали действовать. В конце 1816 года для работ в усадьбе Гребнево, по одной из версии, был приглашён архитектор Игнатий Иванович Ольделли. У зодчего были подряды на строительство новой зимней церкви с колокольней, перестройку прежней (летней, Гребневской) и "переделку дома с флигелями как снаружи, так и внутри". Прямых указаний на то, что храм строился именно по проекту И.И. Ольделли, не найдено. Автором проекта вполне могли быть и Андрей Никифорович Воронихин, и ученик Д. Жилярди - Александр Сергеевич Кутепов. В 1818 году для консультаций по строительству храма усадьбу посетил Доменико Жилярди, который вместе со своим учеником, архитектором Михаилом Доримедонтовичем Быковским (1801-1885), после 1821 года участвовал в отделке интерьеров зимнего храма. Масштабные работы по возведению храма в усадьбе начались в 1817 году, а уже в следующем году каменные работы были завершены. В 1819-1821 гг. оштукатурены фасады и велась внутренняя отделка храма. По резолюции митрополита Филарета (Дроздова), зимняя Никольская церковь была освящена в конце 1823 года. Впоследствии она пережила несколько пожаров, здание не раз обновлялось (как в ХIХ в., так и в ХХ столетии).
    Величественная и необычная для своего времени церковь "под звоном" в стиле ампир относится к храмам центрического типа. Она украшена четырьмя портиками с парными дорическими колоннами. На восьмигранном строгом по архитектуре объёме поставлен мощный барабан, прорезанный высокими арками звона. Над ним располагается ещё ярус с окнами, увенчанный куполом с люкарнами, в которых помещены часы. На куполе - луковичная главка с железным позолоченным крестом. Центральная восьмигранная часть храма соединена широкими проходами с алтарём, притвором и боковыми приделами, а узкими - с небольшими компартиментами. Вокруг центральной части с западной стороны образована обходная галерея. В интерьере храма замечательны отделанные искусственным мрамором коринфские колонны с золочёными гипсовыми капителями. Ризница храмов села Гребнево была богатой для своего времени. Из описи церкви не ясно, кем пожертвованы облачения и вещи из церковной утвари. По преданию, которое косвенно подтверждает даты вкладов, большая часть принесена в дар Бибиковыми, владельцами усадьбы в конце ХVIII - начале ХIХ веков. Трёхъярусный иконостас храма построен во второй половине ХIХ столетия. После эпохи ампира наступило время, когда стиль эклектики отразил увлечение древностью (Русь, Византия): иконостасы Никольского храма включают в себя элементы классицизма, а в формах и украшениях их использовано пышное богатство позолоты и плетёнки. Четырёхлепестковая форма икон второго яруса напоминает о стиле неоготика. Особо почитаемые иконы центрального иконостаса местного ряда оформлены в специальные рамы. Иконы Гребневской Божией Матери и святителя Николая, благодаря киотам, заметны издалека - это так называемые храмовые образа, напоминающие о посвящении двух усадебных храмов. Иконы Спаса Вседержителя и Божией Матери Черниговской, возможно, древнее самого иконостаса. Местные образа, напротив, созданы позже, чем иконостас.

3.


4.


5. Часовенка с иконой Гребневской Божией Матери.


6. Врата


7. Южный дом причта и служебное здание


8. Летняя церковь Гребневской иконы Божией Матери.


Церковь была построена в 1786-1791 гг., когда усадьбой владели Г.И. и Т.Я. Бибиковых. Церковь сооружена на старом месте, где когда-то еще стольник Ю.П. Трубецкой задумал построить храм "во имя Гребневской иконы Пречистой Богородицы". Автором проекта был архитектор И. Ветер, ученик М.Ф. Казакова, работавший в свое время у К.И. Бланка на строительстве Сената (Присутственных мест) в Московском Кремле. Непосредственно строительство велось под наблюдением капитана С.П. Зайцева. Внутренняя архитектурная отделка осуществлялась по проекту архитектора С.Н. Грязнова.
    Крестообразный в плане храм, увенчанный купольной ротондой "под Ангелом" - замечательный образец зрелого классицизма. В 1849 г. Ф.Ф. Пантелеевым, владевшим в то время имением, были устроены приделы Феодора Стратилата и прп. Сергия Радонежского. В советское время церковь не закрывалась и сохранила первоначальную внутреннюю отделку, отличающуюся изяществом и красотою форм. Главной святыней храма является чтимый список с древней иконы Гребневской Божией Матери.

9. Ангела, держащего крест, мне нормально снять не удалось, поэтому две фотографии из Сети.  Ангел в профиль.


10. И анфас.


11.


12.


13. Гребневская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями и находившаяся в храме города Гребня (на реке Чири, впадающей в Дон), была поднесена жителями города, Донскими казаками, великому князю Димитрию Донскому по возвращении его с Куликовской битвы в 1380 году. По местному преданию, икону несли возвращавшиеся после битвы на Куликовом поле воины, нёсшие икону, остановились на отдых в том месте, где потом было основано село Гребнево.


"Гребневская летопись или повествование об образе чудотворном Пресвятой Владычицы и Присно де­вы Ма­рии", составленная в 1471 году, гласит: "И когда благоверный Великий князь Димитрий с победой в ра­до­сти с Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил его со святой иконой и с крестами, поздравил его с избавлением от супостатов агарянского языка и принес ему дары духовных сокровищ, уже имеющиеся у себя чудотворные ико­ны, во церквах своих. Вначале образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, крепкой заступницы из Сиротина городка и из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.
    И тогда князь Димитрий Иоаннович принял сей бесценный дар... и по Дону реки достигает еще казачагородка, Гребни, на устье реки Чир, и живущие там во­ины также встретили Великого князя с крестами и святой иконой и в дар ему также образ Пре­свя­той Вла­ды­чи­цы на­шей Бо­го­ро­ди­цы чудесно там у них силy сяющую вручили. И во все ле­та уста­но­вил им, ка­за­кам, свое жа­ло­ва­ние "за почесть их сильную храбрость про­ти­ву су­по­стат ага­рян­ска язы­ка".
    В ХV веке, после удачного похода на Новгород, великий князь Иоанн Васильевич по обету построил церковь Успения в Москве на Лубянке и в ней поставил Гребневский образ Божией Матери, который он брал с собой в поход. Чудотворная икона прославилась в с. Гребнево еще в XV в. Затем она находилась в церкви Успения Божией Матери на Лубянке. В 1687-м году, когда церковь сгорела, икона чудесно сохранилась. После закрытия и разрушения храма икона находится в Третьяковской галерее.

14.


15. Семейное захоронение купцов Кондрашевых - фабрикантов, которым принадлежали ткацкие фабрики в деревне Фрязино, усадьбе Гребнево, соседнем Щёлково и Москве.


16. На белокаменных памятниках прочитать надписи у меня не получилось, а вот на гранитных они вполне разборчивы.


Могила Ивана Борисовича Кондрашева - главы фрязинской линии Кондрашевых. Он с семьёй получил вольную от владельцев Гребнева Пантелеевых в 1849-м году. К тому времени у него уже была довольно большая для того времени шелкоткацкая фабрика, на которой трудились 112 рабочих. У Ивана было пять сыновей. Максим, Фёдор и Никита продолжили дело отца во Фрязино и Гребнево, основали "Торговый дом братьев Кондрашевых". Два старших брата - Кирилл и Григорий заметного следа в семейном шелкоткацком бизнесе не оставили.

17. К тому же, Григорий умер достаточно молодым.


Есть ещё фамильный склеп Кондрашевых под алтарём церкви.

18. Судя по датам жизни Матрона Фёдоровна была женой Ивана Борисовича.


Обратил внимание на написание фамилии. У всех Кондрашевых через Е, а здесь же через О. Что это? Ошибка тех, кто делал памятник? Или дьякона, ведущего записи в церкви? Или всё-таки она принадлежала к другой ветке рода? В таких случаях я вспоминаю анекдот
"Диалог при приёме на работу:
- как ваша фамилия?
- Пепепетров.
- Вы что, заикаетесь?
- нет, заикался мой папа, а паспортистка - сволочь..."

19. Ещё один местный фабрикант - Иван Иванович Лиханов. Его фабрика находилась недалеко от церкви, в деревне Ново.


20. Его сын.


21. Могила младенцев - детей богородского купца Бочарова, организовавшего производство в одном из зданий усадьбы Гребнево. Да и сам он прожил недолго, умер в 42 года от воспаления лёгких.


22.


23.


24. В северном углу могилы священнослужителей.


25.


26. Между церковью и усадебной территорией сохранились липовые аллеи. Эта ведёт к северным воротам.


27. А здесь даже вал просматривается.


28. Кирпичная ограда, разделяющая территорию усадьбы и храмов. Гребневскую церковь с главным усадебным домом соединял подземный ход, входы в который были завалены в 1970-е годы.


29. Закладной камень на поляне перед церквями.

Фрязино, церкви, Гребнево

Previous post Next post
Up