Покрово-Успенский храм Московской епархии русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) - единственное здание, имеющее адрес Малый Гавриков переулок. Переулок фактически был уничтожен при строительстве Третьего транспортного кольца. Церковь тоже должна была пойти под снос, но чудом её удалось спасти.
Тайный молитвенный дом на этом месте существовал еще в 1784 году в доме Шибаевых. Они владели участком до 1878 года, когда Иван Иванович Шибаев, один из попечителей Рогожского кладбища, передал здание старообрядческому обществу. После указа о веротерпимости 1905 года община приняла решение о создании нового храма. Из пяти проектов, представленных лучшими московскими архитекторами того времени, был выбран вариант И.Е. Бондаренко, ранее уже построившего две других старообрядческих церкви в Москве, хотя в конкурентах у него был сам Кекушев. Строительство велось с 1909 по 1911 год.
Церковь необычна как своим внешним видом, так и материалами, из которых она строилась. Своды и купол были сделаны из железобетона. Иконостас был из бронзы. Стиль модерн тоже редко применялся при строительстве храмов. Деталям здания присуща тройственность: на боковых фасадах отражена трехчастная структура, повторяющая храмовый силуэт, тот же прием использован на боковых сторонах колокольни, а ее ярус звона с запада завершается тремя арочными проемами, центральный из которых больше боковых.
В то же время есть мотивы и столичных храмов: в частности, шатровое завершение колокольни напоминает верхнюю часть шатра Покровского собора на Красной площади. Главы купола и колокольни были покрыты золоченой майоликовой черепицей. Внешне кажущийся монолитным, храм внутри создавался двухэтажным: нижняя Успенская церковь на 300 человек для каждодневных служб, а верхняя, Покровская, - на 200 человек, для праздничных богослужений. Интерьеры были украшены древними образами XV-XVI веков, пожертвованными общине С.П. Рябушинским. Средства на 10 колоколов были пожертвованы купчихой Феодосией Ермиловной Морозовой.
2.
3.
4. У церкви множество деталей, которые не встретишь у других храмов. есть смысл рассмотреть их повнимательнее.
5.
6.
7. Тот самый уникальный бронзовый иконостас.
8. Через этот вход заходили прихожанки, закутанные в платки.
9. Вот через эти ворота с Гаврикова переулка вход на территорию.
10. Это западный вход.
11. Изначально он выглядел так.
12.
13. Ещё один южный вход со стороны переулка.
14. К нему надо подниматься по лестнице.
15. А это вход со двора.
16. Как полагается модерну, окна разные. с витражными элементами.
17.
18.
19.
20. Маковки-луковки.
21.
22.
23. Ограда тоже весьма необычна.
24.
25. Угловые столбики ограды.
26. Они же, но с другой стороны.
27. Богослужения в церкви прекратились в 1931-м году, но многим иконам повезло, они не были уничтожены, а попали в Третьяковскую галерею, а колокола - в запасники Большого театра.. Само здание использовалось в разных целях.
С 1966 года в здании церкви располагалось спортивное общество «Спартак», устроившее здесь спортзалы. в 1980-х там какие-то самбисты и боксёры занимались. На месте алтаря стоял боксёрский ринг, пространство церкви было перегорожено стенками. К 1990-м годам церковь пришла в аварийное состояние. В 2000-х годах проведена реставрация, в процессе которой здание было укреплено, несущие конструкции частично заменены, воссозданы некоторые утраченные элементы, раскрыты заложенные проемы звонницы (правда, теперь в них есть остекление). Процесс возвращения церкви верующим начался в 2004-м году и длился долгие 13 лет, вопрос выносился даже на уровень президента. Сложнее всего было выселить юридическую контору, занимавшую часть здания. Однако колокольня и глава до сих не имеют крестов, хотя богослужения уже и проходят. Не хватает средств. Увы, нет теперь в старообрядческой среде таких гигантов, как Морозовы, Рябушинские, Хлудовы, Якунчиковы, бывших элитой российских промышленников.
Модерн Басманного района
Часть 1. Дом с котами Часть 2. Лялин переулок Часть 3. Доходный дом Строгановского училища Часть 4. Доходный дом Микини Часть 5.Часть 6. Покрово-Успенская церковь
Часть 7. Церковь Воскресения Христова
Часть 8.