Особняк Бахрушина - музей, созданный на спор

Apr 06, 2021 19:00

    Красивый аккуратный особняк на пересечении улицы Бахрушина и Садового кольца в стиле английской готики, красные кирпичные стены с белой отделкой деталей, стрельчатыми окнами, декоративными зубчатыми башенками и «теремковой» крышей над входным крыльцом - это театральный музей имени А.А. Бахрушина.




В особняке разместилась коллекция, которую начал собирать ещё сам Бахрушин. Стартом для нового увлечения Алексея Александровича стал спор с купцом Купреяновым в 1890 году: кто из них за год сможет собрать больше предметов, имеющих отношение к истории русского театра. Выиграв пари, Бахрушин продолжал заниматься этой темой до конца своих дней. Денег у Бахрушина было достаточно, но просто покупать экспонаты за названную цену - это было как-то не по-купечески. Для того, чтобы охмурить какого-нибудь актёра и уговорить его продать какой-нибудь реквизит, а то и просто подарить, у Бахрушина был целый арсенал всяких уловок.

2. Вот и на памятнике, установленном на территории музея, Бахрушин изображён звонящим кому-то по мобильному телефону и договаривающимся об очередной сделке.


Купеческий род Бахрушиных уходит своими корнями в Зарайск, там они занимались суконным и кожевенным производством, а также «прасольством» - скупкой скота и его перегоном в крупные города. В 1821 году глава рода, Алексей Федорович, переехал со всей семьей в Москву, где они осели в Кожевниках. Здесь старший Бахрушин создал свое перчаточное производство, со временем превратившееся в крупный сафьяново-кожевенный завод.
После смерти Алексея Федоровича в 1848 году его дело продолжили сыновья - Петр, Александр и Василий. Именно они сделали семейное производство знаменитым не только в России, но и за рубежом, а сами стали одной из богатейших купеческих фамилий в стране. Вскоре они получили еще славу «профессиональных благотворителей» - жертвовали большие средства на помощь неимущим, строили больницы, богадельни и приюты.
    Третье московское поколение Бахрушиных к славе своей династии добавили репутацию меценатов и коллекционеров. Так, Алексей Петрович стал знаменит как библиограф, собиратель фарфора, картин и документов по истории Москвы, его перу принадлежит книга о московских коллекционерах «Кто что собирает: из записной книжки». Его двоюродный брат, Владимир Александрович, был знаменитым фотолюбителем и почетным членом Московского художественно-фотографического общества. Его родной брат, Сергей Александрович, собирал гравюры, табакерки и картины - среди последних было немало полотен М.А. Врубеля. Но наибольшую известность в деле коллекционирования приобрел Алексей Александрович Бахрушин - основатель театрального музея. Свою нишу он нашел не сразу: сначала собирал предметы искусства Японии и Китая, потом занялся тематикой, связанной с Наполеоном.
    Объектами коллекционирования стали самые разные предметы, от личных вещей артистов до театральных афиш. В поисках новых приобретений Алексей Александрович еженедельно посещал Сухаревский рынок и крупнейшие антикварные лавки Москвы. В 1894 году Бахрушин впервые продемонстрировал свое собрание публике. Очень быстро старый дом на Кожевнической улице оказался тесен и Алексей Александрович приобрел участок в конце Лужнецкой улицы, на котором в 1896 году по проекту архитектора К.К. Гиппиуса и был построен этот особняк, первый этаж которого полностью оказался занят театральной коллекцией хозяина. Дом быстро оказался одним из центров театральной Москвы: по субботам в гостях у Алексея Александровича собирались артисты, певцы, режиссеры, композиторы, писатели и другие деятели сцены.
    Сам Бахрушин, создав уникальное собрание, хотел преподнести его Москве, но городские власти от такого подарка отказались. Алексею Александровичу помогло близкое знакомство с президентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук - великим князем Константином Константиновичем. 25 ноября 1913 года бахрушинская коллекция была передана в дар Академии наук, во главе созданного Театрального музея поставлено Правление музея, пожизненным председателем и почетным попечителем которого стал сам Алексей Александрович.
    После Октябрьской революции Бахрушин признал власть большевиков, что позволило ему не только сохранить жизнь, но и остаться во главе своего музея. Он скончался в подмосковной усадьбе Горки в 1929 году и был похоронен на Ваганьковском кладбище. Здание Театрального музея в 1937-1938 годах было расширено и надстроено по проекту архитектора И.Е. Бондаренко, однако в целом сохранило исторический облик фасадов.

3. Во всяком случае я каких-то отличий не нашёл.


Несколько соседних зданий постройки XIX века по улице Бахрушина также переданы музею, поскольку его фонды продолжают пополняться и в наши дни. В 2018-м году завершилась реставрация фасадов главного здания музея. Реставрация проходила в несколько этапов. Сначала специалисты привели в порядок фасады здания со стороны Земляного Вала и улицы Бахрушина, затем дворовые фасады. Во время ремонта стены и элементы оформления здания очистили от грязи, старой краски и штукатурки. Кирпичную кладку фасада особняка укрепили специальным раствором, убрали трещины и отреставрировали швы. Был воссоздан оригинальный штукатурный слой на стенах и восполнен утраченный лепной декор. Первозданный вид вернули дубовым дверям, окнам, оконным решеткам на цокольном этаже, а также металлическим козырькам и водосточным трубам.
    Замоскворецкая улица, на которой стоит дом, изначально называвшаяся Лужнецкой, с 1959 года носит имя своего самого знаменитого жителя - купца, мецената и благотворителя А.А. Бахрушина. Не часто в советское время улицам давали имена купцов.

4. Рассмотрим здание поподробнее.


5.


6.


7.


8. Это же окно, если на него смотреть изнутри.


9. Автопортрет в интерьере.


10. Интерьеры частично можно посмотреть на халяву. Потолок вестибюля.


11. Тоже оформлены в готическом стиле.


12. Явно какой-то механизм. Если потянуть за свисающую ручку, то что будет? А вдруг это выключатель?!


13. Деревянный орнамент с колючками. Видимо символизирует листья чертополоха.


14.


15. Раньше была другая люстра, и висела она на кронштейне, а не крепилась к потолку.


16. А это потолок в тамбуре главного входа.


17. Оригинальные дверные ручки.


18.


19. Полюбуемся готическими элементами фасадов


20. Чертополох - любимая пища ослика Иа.


21. Даже над дверью стрельчатые окошки.


22. Оформление фонарей скорее из модерна.


23. Нижняя часть - точно модерн.


24. И козырёк оттуда же.


25. Ручка, думаю что оригинальная.


26. А это, скорее всего, стилизация.


27. Вот это загадочная штуковина. Вряд ли за неё привязывали лошадей, хлипковата для этого. Моя версия - за неё держались, когда, стоя на одной ноге, обметали снег с сапога. А вы что думаете?


28. Посмотрим на здание со всех сторон. Это со стороны Зацепского вала.


29.


30.


31. Крылечко с верандой со стороны сада.


32. Изначально и крылечко, и лестница выглядели по-другому.


33.


34.


35.


36. Ещё один автопортрет.


37.


38. Ещё ручки.


39. Театральный реквизит - автомобиль Bugatti 1927 Racer из спектакля про Айседору Дункан, вот только не знаю точно какого. Как известно, Айседора погибла из-за попадания обмотанного вокруг шеи длинного шёлкового шарфа в спицы колеса автомобиля, правда другой марки - Amilcar CGSS («Амилькар гран спорт»)


40. За зданием администрации стоит интересная металлическая конструкция - красное колесо. При этом словосочетании как-то на ум Солженицын приходит, но никак не Бахрушин.


К Бахрушину оно действительно отношения не имеет, но имеет отношение к театру. Изначально оно было фрагментом декорации к спектаклю «Жестокие игры» по пьесе А.Н. Арбузова театра «Ленком» (1980). Это первая работа Олега Шейнциса (1949 - 2006), осуществлённая с режиссёром Марком Захаровым на сцене этого театра. Красное Колесо стало символом индивидуального стиля мастера. Это образ уникального пространства-времени, которое возникало в его сценографии как альтернатива обыденной реальности и становилось поиском истинной театральности.
    Марк Захаров в статье «Контакты с пространством» писал: «Гигантское красное колесо в «Жестоких играх» - механизм загадочный, связанный с циклами сценической истории, - лишь постепенно раскрывает нам своё истинное значение. Я заметил, как сценическая истина, заключённая в колесе, на первых же монтировочных репетициях стала очень быстро соскальзывать с его окружности. Сначала оно какая-то часть наших городских механизмов, мотив урбанистической фантазии, «мотор» большого города. Потом, возможно, материализация быстротекущего времени. Потом - злой каток, барабан, шестерня, переезжающая нас своим бездушным металлом. Позднее - объединяющий всё и вся Круговорот. Окружность. Самое прекрасное начертание во Вселенной. Самый совершенный геометрический знак, формула вселенской красоты, а значит - любви».

41. Бывший каретный сарай. В нём находится вторая часть экспозиции.


42. Бывшая хозяйственная постройка, сейчас в ней располагается администрация музея.


43.


44. В центре узора ограды стилизованная лилия в трёхлепестковой розе.


Саму экспозицию я смотреть не пошёл, не сильно большой я любитель музеев.

Источник

Замоскворечье, Бахрушины, Гиппиус, готика, Москва

Previous post Next post
Up