Москва. Город Бабушкин, центр.

Apr 17, 2018 21:16

    Москва, расширяясь, поглощала не только окрестные деревни и сёла, но и целые города. Такая судьба постигла и город Бабушкин. Вообще-то Бабушкиных было два - наш и в Забайкалье. Редкий случай, когда в одной стране в одно время существовали два города с одним именем, но названные в честь разных людей. Кроме того, есть ещё и село имени Бабушкина - райцентр в Вологодской области.
    Бурятский тёзка был назван в 1941-м году в честь профессионального революционера Ивана Бабушкина, расстрелянного там в 1906-м году. Партийная кличка Бабушкина была "Новицкая". Вот какой был уровень конспирации! Ну а наш Бабушкин был назван в честь Героя Советского Союза, полярного лётчика Михаила Бабушкина, родившегося и выросшего в тех местах и погибшего в авиакатастрофе под Архангельском в 1938 году.



На фото не лётчик Бабушкин, а другой персонаж.

Начинался город Бабушкин, как и многие подмосковные города, в 1898 году с дачного посёлка Лосиноостровский. Но параллельно с дачами строилась и железная дорога. Станция Лосиноостровская стала сортировочной, а потом ещё и узловой. Было построено ответвление в Бескудниково, и Савёловское направление изначально начиналось здесь, на Лосиноостровской. Трёхвагонные электрички ходили от Лосиноостровской до Бескудниково до конца 1950-х 1966 года. После 1917-го Лосиноостровский становился всё менее дачным, и всё более железнодорожным посёлком, а потом (с 1925 года) и городом Лосиноостровск. И в 1939-м году Лосиноостровск стал Бабушкиным и оставался им до 1960-го года, когда земли внутри построенной МКАД стали Москвой.


2. Но всё вернулось на круги своя, и Бабушкин в итоге опять стал Лосиноостровским, но уже не посёлком, а районом Москвы.



Справедливости ради надо сказать, что стал город Бабушкин ещё и Ярославским и Бабушкинским районами Москвы, и старый центр находится именно в на границе Лосиноостровского и Бабушкинского районов.

3. О дачном прошлом сейчас напоминает только парк, созданный как место прогулок и развлечений для дачников.



4. Парк и сейчас хорошее место для прогулок. В основном мамочки-папочки с колясками и старички-пенсионеры.



5. Есть в парке интересная скульптура, изображающая паровую машину.


Лицо водителя этой машины - на заглавном кадре.

6. Ну а это лицо того человека, в честь которого был назван город и парк. Кстати, на фото 2005 года бюст белого цвета, хоть и по форме такой же. Может быть изначально был гипсовый, а потом отлили в бронзе7 Или просто покрасили под бронзу?



7. Белые медвежатки на пока ещё белом снегу.


Есть в парке ещё и белый Пушкин, но к нему я не пошёл.

8. На улице Менжинского есть ещё и дом, выстоявший в борьбе за существование аж с дореволюционных "дачных" времён. Вряд ли это его совсем первоначальный облик, но тем не менее...


Мало того, что сохранился дом, так ещё и участок при нём остаётся в собственности владельцев. Кто уж в нём жил в советские времена, что его не тронули - для меня загадка, но вряд ли "простой крестьянин".

Уже в советское время градообразующим предприятием стала железная дорога. В 1918 году в южной части посёлка были организованы Главные железнодорожные мастерские (ныне - электротехнический завод им. Дзержинского).
До сих пор сохранились объекты инфраструктуры для обслуживания работников железной дороги, но профиль сохранила только поликлиника.

9. Здание узловой поликлиники 1912-го года постройки.


Одно из двух дореволюционных зданий, которые мне удалось обнаружить. Стиль модерн, но простенький. Ещё недавно было покрашено в серо-голубой цвет, потом перекрашено в жёлтый. Если бы оставили натуральный красно-кирпичный цвет, было бы лучше и солиднее.

10. Историко-этнографический театр.



11. В 1945-м в этом здании начал работать клуб железнодорожников. Театр здесь с 1988-го года.



12. Конструктивистское здание школы 1930-го года постройки.


Здесь была школа для мальчиков, относилась к Московско-Ярославкому отделению Северной железной дороги, потом общеобразовательная, сейчас коррекционная.

13. Ну и этот дом имеет непосредственное отношение к железнодорожному прошлому Бабушкина.


Там где сейчас рыболовный магазин и "обои-люстры" был магазин железнодорожного ОРСа. Для тех, кто помоложе - ОРС расшифровывается как "отдел рабочего снабжения".

14. Таким был город Лосиноостровск в 1935-м году (из Википедии)



Всю обозначенную на карте территорию я не обследовал, поэтому писать буду только про центральную часть города, ту, которая слева от железной дороги по ходу из Москвы. Между железной дорогой и Ярославским (тогда Троицким) шоссе был в основном частный сектор, который стал застраиваться многоквартирными домами уже после вхождения в состав Москвы. До сегодняшнего дня там сохранилась пара сталинок, школа и церковь.
    Самый центральный был перекрёсток Советской улицы и улицы Коминтерна (Советского проезда и Коминтерновского проезда). Ныне это улицы Жени Рудневой и Коминтерна соответственно. Основу застройки старого городского центра составляют довоенные сталинские дома, но встречаются и дома с элементами конструктивизма, всё зависит от времени постройки. После включения города в состав Москвы во избежание дублирования многие улицы были переименованы.

15. Евгения Руднева - лётчица, тоже Герой Советского Союза.


Концентрация лётчиков-героев в Лосиноостровске была достаточно высокой. Кроме Бабушкина и Рудневой в городе жил ещё и Михаил Громов. Но в его честь улицу пока не назвали.

16. Центру города - самое внушительное здание. 1939-й год.



17. К какому архитектурному стилю отнести этот дом? Скорее всё-таки конструктивизм или постконструктивизм. Всё-таки 1935-й год.



18. По крайней мере, подъезд выполнен в конструктивизме.



19.



20. Следующий дом по улице Рудневой. Тоже довоенный.



21. Дом на противоположной стороне улицы. Это уже послевоенная застройка, 1953-й год.



22. Богато украшен.



23. Заканчивается улица памятником Евгении Рудневой.


Памятник стоит в сквере на развилке улиц Лётчика Бабушкина и Изумрудной. Раньше на этом месте стоял памятник Сталину. Работа скульптора А. Кузнецова. Первоначально бюст находился во дворе расположенной рядом школы (теперь уже бывшей), на это место его перенесли после того, как убрали бюст Сталина в 1956-м году.
Раз уж мы дошли до улицы имени Лётчика Бабушкина, посмотрим, что есть на ней.

24.


Улица Каляевская, упомянутая на мемориальной доске, являлась продолжением Осташковского шоссе и играла роль "вылетной магистрали". Сейчас эту роль играет улица Енисейская, бывшая пригородная 4-я Медведковская).

25. Вроде ещё и сталинка, но уже упрощённая, без "архитектурных излишеств". 1959-й год.



26. "Красный" дом - один из первых больших домов, построенных в городе. Было это в 1929-м году. Дом для тех времён был просто огромным, занимал почти целый квартал и было в нём 300 с лишним квартир.


Это сейчас он отштукатурен и покрашен в пошлый розовый цвет. Кстати, башенка наверху изначально была открытой и даже без крыши. Потом соорудили крышу. застеклили, потом и кирпичом заложили, оставив узкие окна. Сейчас он частично жилой, частично офисы и даже военкомат.

27. Подъезд дома, вид со двора. Конструктивизм в чистом виде.


Сразу же после присоединения к Москве началась застройка скучными 4-5-ти этажными домами типовых московских серий из силикатного кирпича, и город Бабушкин начал трансформироваться в очередные Черёмушки.

28. Дом на углу улиц Коминтерна и Менжинского. 1953-й год.


До 1918-го года на месте дома стояла церковь.

29. Башенка на доме - не что иное, как наблюдательный пункт ПВО.



30. У этого дома есть ещё несколько интересных деталей.



31. Фонарь с надписью "Союзбытхим". На мой взгляд - оригинальный.



32.



33. Дом № 20 "бабушкинской эпохи" на улице Менжинского, постройки 1957 года.


Долгое время он был огорожен забором, а за этим забором шла самая настоящая война. Война за дом. Появились желающие построить над этими тремя этажами ещё два (по другим сведениям - пять (!)), причём без отселения жильцов. Как вам такая перспектива? Жильцам такая перспектива не понравилась и они заняли оборону. Героическая оборона длилась года 3, сейчас забора нет, судя по всему, жильцы победили. Интересна позиция застройщика - "Дом на ладан дышит, мы проведём его санацию". Вот не понимаю, как на стены "дышащего на ладан" дома можно добавить нагрузку в ещё почти два таких дома.

34. Школа на улице Рудневой, построенная в 1936-м году. Изначально была школой для девочек под №4, потом общеобразовательной школой, потом вечерней.



Ещё пара домов, построенных в 1956-57 годы.

35. Возле железной дороги.



36. На Коминтерна.


За ними уже видны результаты точечной застройки разных эпох.

37. Пройдём по Коминтерна в сторону Москвы. Послевоенный дом, 1954-й год.



38. А это довоенный дом. Заметно, что пятый этаж надстроен. Случилось это уже в 1992-м году при капитальном ремонте.



39. Ещё один дом 1954-года. Попал под реновацию, но сносить не собираются, а собираются делать капремонт с отселением.



40. А этот дом расположен на стрелке улиц Лётчика Бабушкина и Коминтерна, на "парадном" въезде со стороны Москвы.


В этом доме был главный городской продуктовый магазин, прозванный в народе "Балан" по фамилии директора. В переводе с иврита Балан означает "банщик".

41. Вот он со двора. Хорошо видно, что дом имеет форму трапеции. И тоже башенка для поста ПВО.



42. Ещё один внушительный дом на въезде в город.


Центральная его часть имеет аж целых шесть этажей, а значит по строительным нормам в нём должны были быть лифты. Не знаю, были ли они изначально.

43. Ну и ещё один памятник лётчику, давшему имя городу.



44. А это герб Бабушкинского района.


На гербе изображён самолёт-амфибия Ш-2, на котором летал Бабушкин. Пограничный столб в честь училища погранвойск, расположенного в районе. И ни слова про железную дорогу, давшую жизнь городу.

Фотоматериал для этого сообщения я отснял за 4 попытки, так что где-то на фото ещё снег, а где-то уже и зелёная трава.. Многого не хватает. но я решил остановиться на этом в описании центральной части. Но на другую сторону железки я всё-таки сходил.

45. Здание школы 1937-го года постройки.



46. До 1970-го года это была общеобразовательная школа, сейчас школа искусств имени Саввы Мамонтова.


И ещё две сохранившиеся сталинки на этой стороне.

47. Викимапия пишет, что дом постройки 1943-го года. Остаётся только верить.



48. А этот построен в 1948-м.



49. Храм мучеников Адриана и Натальи постройки 1914-1916 годов. При советской власти не закрывалась.


Получается, что это самое старое сохранившееся здание в этой части города Бабушкина.

50. Улица лётчика Бабушкина, дом 20. Здание информационно-аналитического центра ветеринарии (!).


Здание неплохо вписывается в стиль старого Бабушкина, хоть и построено в прошлом году на месте снесённых корпусов бывшей центральной научно-методической ветеринарной лаборатории. Это единственное здание в моём сообщении, не побывавшее в городе Бабушкине. На нём я и закончу прогулку по исчезнувшему городу. Но будет продолжение.

Бабушкин, Москва

Previous post Next post
Up