Рабочий посёлок "Нижняя Пресня" имел и другие названия - "имени 1905 года", "Тестовский", "Студенец", а народное название у него было "Новые дома". как обычно бывает в таких случаях, оно тоже прижилось, и даже остановка такая была. Пресня была районом с развитой промышленностью. Машиностроительный завод "Рассвет", сахаро-рафинадный завод, заводы "Красная Пресня", "Пролетарский труд", "Памяти Революции 1905-го года", фабрики имени 8-го Марта и имени В.Н. Капранова, ну и конечно же легендарная Трёхгорка, бывшая Прохоровская мануфактура. Это сейчас фабрики-заводы позакрывали, некоторые вообще снесли и гужуется здесь офисный народец, а в 1920-30-е годы Пресня была пролетарским районом. С восстановлением и дальнейшем развитием промышленности число рабочих только росло. Росла и потребность в жилье.
Тогда властями было принято решение о строительстве крупного жилмассива в районе Звенигородских улиц. Сейчас из тех пяти Звенигородских осталась только 2-я и Звенигородское шоссе. Сейчас это улицы Костикова, Мантулинская, Анны Северьяновой и Шмитовский проезд. Всего было построено 8 кварталов.
2. У меня сложилось впечатление, что это вообще самый крупный цельный конструктивистский жилмассив в Москве. В его составе около 40 зданий.
3. Дома строились на месте индивидуальных деревянных частных домов и деревянных же бараков. Ценность этого посёлка в том, что дома не только сохранились, но и почти не были подвергнуты перестройке.
4.
5.
6.
7. Кое-где дома всё-таки подросли на один-два этажа, что, впрочем, не сильно изменило их облик.
8. Начало жизни в посёлке. Переезжали на телегах, товары в магазины тоже доставлял гужевой транспорт.
9. Строительство велось в 1926-33 годах. Над проектами работала целая группа архитекторов: Б. Блохин, В. Бибиков, Н. Волков, П. Грушин, И. Звездин, А. Куровский, Н. Малинин, О. Стапран, Б. Улинич, поэтому кварталы отличаются друг от друга.
10. Большинство домов было кооперативными, по крайней мере те, которые строились первыми. Государство всё равно потом собственность на жильё отменило.
11. Мало кто мог позволить себе отдельную квартиру, в основном люди получали комнаты в коммуналках.
12. Чтобы по максимуму использовать площадь участков, дома причудливо изгибались, в результате получались, например, треугольные туалеты или пятиугольные комнаты.
13. Но за основу были взяты типовые секции Моссовета.
14.
15.
16.
17.
Из воспоминаний главного архитектора посёлка А.В.Куровского "Архитектура и мы", Стройиздат, 1984 год "В 1920-е годы напротив Трехгорного сквера в Шмитовском проезде был возведен образцовый рабочий поселок, состоящий из пяти десятков жилых и общественных зданий, окруженных садами и скверами. Дома плотно занимали участки, но возвели их с учетом солнечного освещения и «розы ветров». К тому же со стороны Москвы-реки на кварталы дул свежий ветер, а с нагорья - теплый. В районе Шмитовского проезда потоки сталкивались и создавался особый микроклимат всего района. Многие дома был предусмотрены для людей разных возрастов: с общим коммунальным бытом для молодежи дома-коммуны; для людей 30-ти летних - дома с отдельными комнатами, но общими кухнями и ванной; и для людей старше сорока отдельные квартиры. Внешне здания выполнены в рациональной манере конструктивизма. Часть зданий были оригинально раскрашены в несколько цветов" (Некоторым из них окраску фасадов ныне восстановили). Но некоторые цветовые эксперименты вряд ли восстановишь.
Вот выдержка из "Вечерней Москвы" 1931-го года: «В поселке Студенец, что стоит на Шмитовском проезде Красной Пресни, рабочие Трехгорки, организовали новый почин. По случаю 25-й годовщины восстания 1905 года жилые дома-коммуны на уровне предпоследнего этажа рабочими были окрашены в черно-красный цвет, как цвет повязок дружинников».
18.
19.
20.
21. Несмотря на довольно плотную застройку, в кварталах есть полноценные дворы, много зелени.
22. Дворы отгорожены от улиц с автомобильным движением.
23. Мне не попалось ни одного обшарпанного дома, все они выглядят вполне опрятно, ветхостью здесь не пахнет.
24.
25. Когда-то в одном из дворов даже стоял памятник Ленину. Лет 20 назад он за ветхостью был снят.
26.
27.
28.
29. Единственное попавшееся мне ободранное здание. Думаю, что в ближайшее время оно тоже будет отремонтировано.
30. Немного особняком стоит дом 1 по Шмитовскому проезду. Первые 4 этажа были построены в 1929-м году, а пятый и шестой уже похожи на послевоенную сталинку.
31. Вместо угловых балконов руст.
32. И совершенно неуместная в таком контексте лепнина.
33. Параллельно жилищному строительству шла и телефонизация. Миусский телефонный узел на улице Заморёнова построен в 1928-м году. По своей сути это конструктивистское здание: объемно-планировочное решение продиктовано функцией, ярко выражен геометризм, присутствуют характерные ленточные окна - все это лишь слегка закамуфлировано рустом и наличниками. В результате смены архитектурных веяний в стране конструктивизм без особого труда превратился в постконструктивизм.
34. Думаю, многие помнят ещё, что на дисковых телефонах раньше кроме цифр были ещё и буквы. В телефонных номерах абонентов Миусского узла имелась литера "Д".
На этом конструктивизм в Пресненском районе не заканчивается, будет ещё одна подборка. Ну а первой частью можно считать
Дом Наркомфина.
Путеводитель по конструктивизму в моём журнале