Продолжу публикацию отчётов об отпускных "радиальных" поездках из Мышкина. Возвращаясь из Бежецка, в Сонково увидел указатель "Комплекс зданий 18-го века, церкви 17-18 веков 25 км". Указатель был довольно выцветший, даже непонятно этого он века или предыдущего. Несмотря на потрёпанность, слюноотделение он вызвал обильное. Прикинув, что пара часов у меня есть, я решил заехать. Из этих 25-ти километров 23 были вполне приличного качества, что для Тверской области не совсем характерно. Что я ожидал увидеть в этой глуши? Во всяком случае, не то, что увидел на самом деле.
Итак, преодолев последние 2 км крепкой грунтовки, в село я приехал. Село расположено на реке Корожечне при впадении в неё речки Койка. Когда-то Корожечна была вполне судоходна, сейчас по ней можно пройти разве только на байдарке. Есть народная этимология названия села, согласно которой Коем звали одного из темников Батыя, имевшего ставку в этом селе во время битвы на реке Сить. Предполагается, что именно со стороны Коя продвигались полки хана Батыя, разгромившие 4 марта 1238 года на реке Сить войска владимирского князя Юрия Всеволодовича. Эта битва проходила в 20-25 км к северу от Коя.
Согласно легенде, выражение «на кой надо» родилось именно из-за села Кой. Дело в том, что, когда говорили: «на Кой», это означало: «на базар, в далёкое село». Расположенное на старинном водном пути от владимирских земель и Волги на север - в Бежецкий Верх, Новгород, Вологду и Архангельск, село, прежде всего, было торговым и славилось своими ярмарками. Их было пять: Благовещенская, Троицкая, Спасская, Покровская и Никольская. На них стекался торговый люд из Углича, Череповца, Твери, Устюжны и даже из Новгорода. Торговали птицей, рыбой, свиньями, мукой, дёгтем и другими товарами. Особенно Кой славился конными ярмарками. Кроме того, каждое воскресенье в селе проводились базары. До постройки железных дорог Калязин - Сонково и Сонково - Рыбинск, прошедших в 10 - 15 км от Коя, успешно функционировала прямая дорога до Углича, до которого около 50 км. Как рассказал местный мужичок, какие-то туристы из Иванова по навигатору по этой самой бывшей дороге забурились в болото, пришлось вытаскивать их трактором.
Конечно, главное, из-за чего стоит заехать в Кой - это Церковь Пресвятой Живоначальной Троицы. Она строилась с 1721 года на средства местного помещика Нелединского-Мелецкого и прихожан. 2 февраля 1731 г. она была освящена.
2.
Церковь кирпичная, оштукатуренная, двухэтажная, трёхпрестольная: в первом этаже престолы Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского, во втором - Пресвятой Живоначальной Троицы. Храм выстроен в традициях русского зодчества XVII века, колокольня - в формах классицизма. Объёмно-пространственная композиция построена по продольно-осевой схеме. Высокий двухэтажный четверик пятиглавого четырёхстолпного храма (второй этаж двухсветный) окружён двухэтажной галереей. Храм соединён двухэтажной папертью с пятиярусной столпообразной колокольней, состоящей из убывающих по объему четвериков.
3.
4. Завершается колокольня шатровой кровлей. Кровля сейчас выглядит так. Один скелет.
Крест, кстати, оригинальный.
5. Не знаю, каким металлом обшит четвёртый восьмерик. По всей видимости, какая-то сталь, но без следов ржавчины.
6. Из такого же металла сделан и верх часовни.
Детали наружного декора колокольни выполнены из белого камня, храм и паперть были украшены изящными лепными и резными деталями.
7. Некоторые фрагменты сохранились.
Колокольня и паперть с лестницей перестроены в 1815-1820 годы на средства помещика И.Л. Пономарёва. На первом этаже храма был колхозный склад удобрений, он сильно пострадал. Но вот зато на второй этаж ведёт потрясающая лестница.
8. Около 50-ти широких каменных ступеней.
9.
Второй этаж очень высокий, там никаких складов, никаких мастерских устроено не было.
10. Благодаря этому сохранились фрагменты росписей
11.
От иконостаса осталась только нижняя часть каркаса. А был он семиярусный, выполненный в стиле классицизма.
Пол состоял из чугунных плит, положенных на деревянные балки. Плиты растащило местное население на хозяйственные нужды. Балки пола пока крепкие.
12. Крест церкви. Согнулся, но не сломался.
Что касается обещанной жилой застройки 18-го века... За церковью есть две развалины. Одна деревянная, вторая кирпичная двухэтажная. Они совершенно непрезентабельные, к тому же находятся в густых зарослях, я даже не стал их фотографировать. На центральной площади сейчас типовое здание сельпо и разворот автобуса, который ходит в Сонково.
А ведь Кой был одним из богатейших сёл губернии. Владельцы села помещики Пономарёвы построили в 1829 году духовное училище - самое первое учебное заведение в Кашинском крае. К середине XIX века Койская волость по уровню грамотности населения считалась одной из передовых в Тверской губернии. Пономарёвы построили также больницу, два дома причта, торговые лавки. За Корожечной располагался посад села, примыкавший к усадьбе владельцев Коя Пономарёвых. Деревянный главный дом не сохранился, но пишут, что уцелело каменное здание людской, которое сейчас заброшено. Там же находится и усадебный парк. Добраться до них мне уже не хватило времени, ибо из того часа, который был у меня на Кой, полчаса я проболтал с местным мужичком. Ему интересно было поговорить со "свежим" человеком, я же пытался выудить у него какие-нибудь интересные подробности. Чего-то интересного по истории села вытащить из него не удалось, но про храм он немного рассказал. Как мальчишки лазили и лазят там по отвесным стенам, гнилым деревянным лестницам и никто из них не пострадал. На мои слова "Бог бережёт", он совершенно безаппеляционно заявил "Бога нет". Сказал - как отрезал.
По поводу восстановления церкви перспективы тухлые - нет прихода, а значит коммерчески невыгодно. Наполовину население состоит из дачников, которые приезжают на лето, остальные почти все неверующие. Крепко прокатилось красное колесо по Тверской области...
Из известных людей в Кое родился и вырос Александр Петрович Куницын (1783-1840), выдающийся ученый, педагог, профессор Царскосельского Лицея, любимый учитель и воспитатель Пушкина. О нем писал поэт: "И встретил нас Куницын приветствием меж царственных гостей".
13. К северу, на кладбище, находится построенная в стиле ампир внушительная трёхпрестольная церковь апостола Иоанна Богослова (1828-1833) главный престол - апостола Иоанна Богослова, придельные престолы - святителя Николая Чудотворца и мученицы Ирины.
14. Церковь тоже в плачевном состоянии, кровля поросла деревьями.
На обратном пути завернул в село Перетерье. В этих краях обычно в названиях сёл доминирует буква "О" (Кононово, Поносово, Родионово), а тут им в пику сразу четыре "Е".
15. Село на берегу Корожечны, и в нём тоже есть умирающая церковь с характерным для этой части Тверской области шпилем.
Селение впервые упомянуто как село Перетержское в документах 15-го века как владение Троице-Сергиева монастыря. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы освящена в 1830-м году. Храм трёхпрестольный: в холодной церкви - престол Покрова Пресвятой Богородицы, в приделах - Вознесения Господня и святителя Николая Чудотворца. Здание типа восьмерик на четверике, завершённое декоративным пятиглавием, с небольшой трапезной и колокольней. Храм окружала ограда, в ней были ворота с часовней. И то, и другое разрушено в 1970-е годы.
16.
Ну вот, хотел сделать коротенькое сообщение, чтобы не утомлять читателя, но "Остапа понесло". И на Кой оно надо...
В сообщении использована информация с сайта
http://welcometver.ru