Кекушев, особняк Миндовского на Поварской

Feb 16, 2021 20:00

    Особняк Миндовского на углу Скарятинского переулка и Поварской улицы - одна из лучших работ Кекушева и вообще один из самых красивых домов Москвы.  Красота дома во многом обусловлена историей его создания. Особняк строился не для конкретного заказчика, а для свободной продажи. Поэтому Лев Николаевич не был связан указаниями заказчика где построить камин, где будут стоять его тапки и в какой цвет красить стены. Поэтому он смог дать волю своей фантазии, воплотить свои идеи и применить любимые уже отработанные приёмы. Кекушев к тому времени уже построил два особняка для себя - в Глазовском переулке и на Остоженке, но этот от них отличается достаточно сильно. Гармоничность и изящность - вот слова, которые приходят на ум при виде этого дома.
    Говоря современным языком, это был девелоперский проект. Предприниматель, финансист, выходец из семьи потомков немецких переселенцев Яков Андреевич Рекк учредил в 1899-м году Московское торгово-строительное общество с уставным капиталом в 1 млн рублей. Предприятие создавалось «для приобретения, постройки, перестройки и эксплуатации преимущественно в Москве и ее окрестностях домов с целью предоставления больших жизненных удобств, а также для производства всякого рода строительных материалов и торговли ими».
    Кекушева пригласили возглавить архитектурную мастерскую Общества. Компания скупала пустующие участки, ветшающие усадьбы и строила на их месте элегантные особняки и доходные дома в соответствии с веяниями архитектурной моды. И только уже построенному зданию искали потенциального хозяина.
    В нашем случае Яков Рекк купил в 1903-м году дворянскую усадьбу действительного статского советника Данилы Волчкова и поделил участок надвое. Освобождая землю под новый объект,  разобрали каменное классицистическое здание, в свое время включенное в сборник образцовых партикулярных строений допожарной Москвы, известный как «Архитектурные альбомы» Матвея Казакова. В 1904-м году Кекушев построил на освободившемся участке два особняка.



    Богатого покупателя, желающего приобрести двухэтажное жилище в аристократическом центре Москвы, пришлось еще поискать. Таковой нашёлся почти через пять лет. Это был один из владельцев «Товарищества на паях Волжской мануфактуры бумажных и льняных изделий» Иван Александрович Миндовский, старообрядец, потомственный купец.
    Вот что писал об Иване Александровиче его родственник: "Был очень богатым человеком, имел несколько фабрик, много лесов, домов и имений. Отличался большой скупостью, граничащей скорее из душевного ненормальностью. Сыновья И.А. Миндовского по скупости превзошли своего папу … в селе Вичуге ему также принадлежало не менее десятка зданий, большинство из которых он сдавал в аренду под торговые лавки, питейные заведения и трактиры ".
    Женился Миндовский на представительнице другого богатого вичугского купеческого семейства Александре Александровне Коноваловой, тем самым приумножив свой капитал. О Миндовском сохранились и такие воспоминания: «Все свои грузы он отдавал обществу “Самолет”, выговорив себе бесплатный проезд на их пароходах, чем всегда и пользовался. Ни разу никто не заметил, чтобы он брал что-нибудь из буфета парохода, разве только кипяток, подаваемый задаром, имел всегда при себе мешочек с провизией».
    Такая бережливость позволила ему купить кроме дома на Поварской ещё два дома в Москве - на Большой Ордынке и в Леонтьевском переулке. Но основной доход, конечно, приносило семейное предприятие в Вичуге. Наслаждаться обладание шедевром Миндовскому пришлось, увы, недолго, в 1912-м году купец умер, оставив дом в наследство детям - Николаю, Ивану, Ираиде и Ольге. После революции особняк конечно же национализировали.
    Особняки вообще, а в стиле модерн в особенности, вызывали классовую ненависть у победившего класса, поэтому с ними особо не церемонились. Спасла заграница. После переноса столицы в Москву понадобились здания для дипломатических миссий. И такие здания подошли в самый раз. В 1924-м году в нашем особняке обосновалась шведская дипмиссия, ставшая посольством Швеции в СССР. А с 1973 года и в здании разместилась официальная резиденция посольства Новой Зеландии в России. В 2017-м здание ушло на реставрацию, которая вроде как закончилась в 2019м, но новозеландского флага я на доме не обнаружил.

2. Дом оформляет угол переулка и улицы. И фасады его решены в разных художественных приемах, близких по стилю. Фасад на Поварской.


Дом, безусловно, "чистейшей прелести чистейший образец". Образец модерна. В нем представлены все черты изысканного стиля: сложная и весьма живописная композиция объема, формирующего угол Поварской и Скарятинского переулка, щедрое использование скульптурной декорации, овальные эркеры, зимний сад, на окна которого методом кислотного травления был нанесен орнамент, волнистые линии, лепные аллегории и символы, женские головки - лорелеи, листья и коробочки мака, решетки прихотливой ковки, ворота, повторяющие форму крыльев бабочки, фигурные решётки ограды, уличные светильники в виде жуков. Во внутреннем убранстве новаторство и роскошь также дополняли друг друга. Интерьер украшали витражи, в том числе трехметровые с жар-птицей и с богом Паном, отделка ониксом, мрамором, карельской березой.

3. Композиционным центром фасада на Поварской является большое трехчастное окно с балконом, увитым, как волной, цветами и листьями мака.


4. Над окном полукруглое панно, изображающее фигурки детей-путти, занятых разнообразными занятиями в сфере искусства, накрытое крупной волной арочного аттика.


5. Аттик венчает статуя богини Авроры, рассыпающей цветы, у ног которой играли путти. Она утрачена во время Великой Отечественной войны. Статуя воссоздана при последней реставрации, но, к сожалению, скульптор Владимир Усов не смог определить её истинный размер и слепил раза в полтора меньше.


6. Справа полукруглым объемом выделен зимний сад, с почти сплошным остеклением, выполненным из стекол с травленым кислотой модерновым орнаментом. К сожалению, большинство стекол было утрачено в войну.


7. Со стороны Скарятинского переулка фасад дома с ровным ритмом окон имеет по бокам два эркера.


8. Эркеры венчают женские головки - лорелеи.


9.


10.


11. Найти автограф автора - маску льва задача не из простых.


12. Масок две, расположены они с двух сторон одной из башенок. К сожалению качество реставрации такое, что покрытие уже частично облезло.


13. Со вкусом оформлен и задний хозяйственный двор. На него ведут красивые ворота, створки которых - крылья бабочки. Освещают ворота установленные на вереях светильники - жуки-светлячки.


14. Само хозяйственное здание, по всей видимости конюшня, стилистически хорошо перекликается с главным домом.


15. На фронтоне конюшни размещена изящная голова лошади.


16.


17. Фасад, обращённый во двор ничем не уступает парадному, обращённому на Поварскую.


18. На этот фасад выходит витражное окно большой лестницы. Сверху - стилизованный рыцарский герб с пышным плюмажем над лорелеей с опущенными глазами.


19. Окно над дверью во двор.


Теперь прогуляемся по внутренним помещениям. Попасть внутрь мне не удалось, поэтому фотографии надёрганы из сети.

20. Если снаружи Лев Николаевич скромно оставил всего пару автографов, то внутри уж он развернулся, украсив ограждения парадной лестницы масками львов.


21. Лестница одна и та же, а вот стены разного цвета. Видимо в разное время фотографии сделаны.


22. Серьёзный товарищ.


23.


24. Все внутренние помещения решены в разных стилях, чтобы удовлетворять все возможные вкусы будущего покупателя.


25. До реставрации полы были застелены ковролином. Теперь же послу и его гостям придётся ходить по наборному паркету в тапочках на войлочной подошве.


26. Зимний сад.


27.


28.


29.


А по Поварской ещё погуляем, там много всего интересного.

Источник 1, Источник 2

Поварская, Кекушев, Пресненский район, модерн, посольство, Москва

Previous post Next post
Up