К концу 1920-х был отработан набор объектов инфраструктуры, которым полагалось комплектовать новые жилые массивы. Это клуб, баня, фабрика-кухня, школа, детский сад, магазин. Эти объекты должны были обеспечить новый образ жизни, освободить от части бытовых забот, высвободить время для развития человека. Идея хорошая, но полностью реализована она была лишь в единичных случаях. Я знаю только один такой -
Болшевская трудовая коммуна. Без детского сада - жилмассив артиллерийского завода в Подлипках. В случае Усачёвки с прилегающими кварталами детские сады и ясли были встроены в жилые дома, а вот фабрики-кухни я не нашёл. Но зато есть всё остальное, причём сохранилась эта красота до наших дней в весьма приличном состоянии.
Самое яркое и известное здание из объектов инфраструктуры - это клуб завода "Каучук", спроектированный Константином Мельниковым. Это один из четырёх клубов, построенных им по заказу профсоюза химиков.
Клуб расположен на пересечении Плющихи и 2-го переулка Тружеников.
По трассе переулка должно было пройти Бульварное кольцо "Г", но проект так и не был реализован. Клуб строился с 1927-го по 1929-й год и в честь года начала строительства сначала носил имя "Клуб имени 10-летия Октября". Здесь в борьбе цилиндра с призмой явно победил цилиндр.
2.
3. Главный цилиндр занят зрительным залом на 720 мест.
4. Мельников был большим мастером трансформаций объёмов. Полукруглый в плане трёхъярусный зал клуба предлагалось делить по вертикали, используя горизонтальный щит, который из партера должен был подниматься на высоту первого или второго балкона, отделяя верхнюю часть зала от нижней. Это дало бы возможность использовать дополнительные аудитории, причем довольно внушительных, «зальных» размеров, в отличие от традиционных небольших комнат для клубной работы.
К сожалению, развитие техники не позволило реализовать интересную идею. Горизонтальный щит, который должен был трансформировать пространство, так и не был построен. Также, вопреки проекту, кружковый корпус выстроили двухэтажным.
5. Мельников применил оригинальную систему лестниц: центральная открытая, которая начинается с парадных лестниц вокруг круглого вестибюля, и две внутри здания. Это привело к автономному функционированию всех помещений, а также к возможности быстрой и безопасной эвакуации в случае пожара. Нечто подобное Мельников сделал в
клубе фабрики Свобода и клубе Коммунальников в Сокольниках.
6. Площадка над кассовым залом/вестибюлем.
7. С неё хорошо простреливается просматривается Плющиха. Можно и парады принимать.
8.
9. Наверху была площадка с лёгким ограждением.
10. В результате ремонтов 1990-2000-х годов оригинальное остекление было заменено стеклопакетами, сильно изменившими внешний вид здания.
11. Репетиционный зал. Спортивный зал выходил на Плющиху.
12. Судя по кучам прошлогодних листьев, клуб сейчас не работает. Хотя видел в окне горящую лампочку.
13. Кассовый зал совмещён с вестибюлем, из него по галерее можно попасть на первый этаж.
14. Это вход в кассовый зал. Не исключено, что двери оригинальные.
Клуб выполнял свои функции многие годы. Потом из клуба он был перепрофилирован в театр, а через некоторое время в нем расположились китайский ресторан и арт-центр.
В начале 1950-х годов в результате капитального ремонта были утрачены оригинальные интерьеры. Ремонт изменил первоначальный замысел архитектора, разрушив присущее конструктивизму единство функций и формы. Потолок зрительного зала был расписан, в интерьеры большинства помещений и коридоры клуба внесены элементы лепного декора, чуждые духу конструктивизма. Утрачена терраса на кровле. С западной стороны сооружены пристройки. Сейчас здание имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.
15. Ещё в одном здании района были клубные помещения. Это здание вообще много чем успело побывать. Были здесь клуб-столовая, школа, поликлиника, городская больница № 61. Сейчас оно относится к клинической больнице № 4 Сеченовского университета.
16. Детскую поликлинику (амбулаторию), ставшую одним из образцов общественных зданий Москвы 1920-х годов, проектировали архитекторы Алексей Мешков, Н. Щербаковым и инженер Г. Масленников. Поликлинику построили на улице 10-летия Октября (до 1928 года она наименовалась Вселенский переулок).
В настоящее время в здании находится городская детская поликлиника № 38. А в 1929 году в этом здании работала Детская консультация при Едином диспансере № 1 Фрунзенского райздравотдела. Через два года ее переименовали в Детскую Зубовскую амбулаторию, а затем в Детскую поликлинику № 8 Фрунзенского райздравотдела. Название менялось еще много раз, но функция и предназначение здания оставались прежними.
Диспансер, к которому относилась поликлиника, был первым в России единым медицинским диспансером. Он предназначался для рабочих расположенной неподалеку Хамовнической мануфактуры. Но обслуживал он, конечно, и жителей находящегося рядом поселка Усачёвка.
17. Поликлиника представляет собой небольшое кирпичное двухэтажное здание в стиле конструктивизм с лаконичным фасадом. Большие окна обеспечивают прекрасную освещенность внутренних помещений. Чтобы преодолеть впечатление монотонности фасада, архитектор акцентировал центр обращенного к улице корпуса здания своеобразным «эркером» между двух мощных пилонов.
Здание поликлиники решением Правительства Москвы в 2008 году поставлено под государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения.
18. Кроме магазинов, встроенных в первые этажи жилых домов, были и отдельно стоящие. Этот уже тянет на местный ЦУМ. Здание построено в 1927 году по типовому проекту архитектора В. Ильяшева и инженера Р. Соловьёва
19. Такая же история и с постирушками. Были прачечные, пристроенные непосредственно к жилым домам.
20. А были и "центральные", совмещённые с банями. Усачёвские бани (ранее Баня № 4) - здание и находящееся в нем учреждение в районе Хамовники Центрального административного округа города Москвы, расположенное по адресу Усачёвой улице, д. 10 с. 1.
Усачёвские бани были спроектированы в составе жилого массива. В значительной части квартир не было предусмотрено ванной комнаты, поэтому наличие общественных бань имело существенное значение. Строительство бань началось в 1931-м году, а функционировать они начали в 1934-м. На момент постройки эти бани были одними из самых мощных в Москве. Помимо собственно банного отделения, в здании осуществлялось и прачечное обслуживание. Бани работали в течение длительного времени, однако в 2000-х годах были закрыты на реконструкцию. В настоящее время, бани используются по прямому назначению, однако интерьеры при реконструкции были существенно изменены .
Авторы проекта - архитекторы А.И. Мешков, Н.М. Молоков, Н.А. Щербаков, А.Н. Волков и инженер Г.П. Масленников, те же самые, которые проектировали и весь жилой массив. Здание Усачёвских бань решено в общей стилистике с окружающими зданиями, является образцом авангардной архитектуры с приёмами конструктивизма. Это симметричное двухэтажное здание с доминирующей вертикалью посередине.
21. Вертикальный фасад раздроблен узкими 4-ми полосами ленточного остекления. Как раз буквы над полосами и образуют слово "БАНИ".
22. На Усачёвой улице стоит уникальное школьное здание. По внешнему виду оно немного напоминает производственное здание, и это неспроста. Школу проектировали в расчете на популярный в 1930-е годы «лабораторно-бригадный метод обучения», который подразумевал самостоятельные занятия «бригад» школьников и выполнение ими лабораторных заданий вместо «старорежимных» уроков в классе с учителем. Учебные классы занимали здесь лишь около 30 процентов площади здания.
Московские школы эпохи конструктивизма - редкий в столице архитектурный жанр. В отличие от более поздних школьных зданий, построенных по типовым проектам, они представляют собой образцы экспериментальной, авторской архитектуры, и каждая интересна по своему.
Школа, в которую должны были ходить дети счастливых обитателей квартир в новых домах поселка, должна была соответствовать высоким требованиям «нового быта».
К ее проектированию привлекли одного из видных архитекторов конструктивистской Москвы - Михаила Мотылева. Он работал над этим проектом в соавторстве с Б. Малышевым. Школьное здание - каркасного типа, с характерными для конструктивизма горизонтальными лентами остекления - было построено в 1929-1930 годах.
23. В советские годы школа носила имя маршала Ворошилова, отчего возле здания стоял памятник военачальнику. Первоначально школа называлась 2-й образцовой, впоследствии носила № 23. В 1942-1945-е годы в здании размещался госпиталь для раненых Великой Отечественной войны. Впоследствии здесь был интернат № 14 с изучением китайского языка. Сегодня в здании располагается столичный лицей № 1535.
Школа была рассчитана на 1500 учеников, в ней были помещения различного назначения - учебные классы, физкультурные, рекреационные и актовые залы, пищеблок, мастерские и др. Это разнообразие, в свою очередь, диктовало асимметричность планов и фасадов, не подчинявшихся уже законам классической композиции. На фасадах здания архитекторами был применен излюбленный конструктивистами мотив контраста остекленных и глухих поверхностей.
Новая школа была сразу по достоинству оценена педагогами: они отмечали удобную планировку помещений, рациональную ориентацию здания по сторонам света. Огромные окна непрерывного остекления позволили создать внутри просторные светлые учебные классы и коридоры. В 2005-м году здание школы было реконструировано с сохранением исторических фасадов и интерьеров лестничных помещений. Является выявленным объектом культурного наследия.
24. Ещё одна школа на той же улице, но построенная уже в 1935-м году. Архитектор Константин Джус. Была № 41, сейчас - 171.
25. По школам можно судить о том. как динамично менялась архитектура в то время. Эта построена на улице Савельева в 1936-м. Правда, это не совсем школа, а скорее детский клуб, потом что-то типа ПТУ, а сейчас предуниверсарий Сеченовского университета.
26. Школа № 54 построена на Кооперативной в 1938-м, и от конструктивизма уже достаточно далека. Из-за школы выглядывает бывшая конструктивистская пятиэтажка, бывшее офицерское общежитие, надстроенное в 2002-м году ещё тремя этажами.
Получается, что менее, чем за 10 лет вокруг трёх кварталов построили 5 детских образовательных учреждения. Хорошая рождаемость была в районе!
Путеводитель по конструктивизму в моём журнале