Всероссийская художественно-промышленная выставка 1882-го года

Feb 06, 2020 19:00

    В субботу сходил на экскурсию на завод МиГ. Думал, что напишу грустную статейку о развале отечественной промышленности, поищу производственные здания эпох царизма и конструктивизма и проиллюстрирую всё это 2-3 десятками фотографий. Но не тут-то было... Из-за своего традиционного любопытства на тему "а что здесь было раньше?" полез поискать. И влип! Как оказалось, 30 гектаров из 60-ти занимаемых ныне заводов были отведены под Всероссийскую художественно-промышленную выставку, которая состоялась в 1882-м году. Вот на этой карте наглядно видно где была территория выставки.
    Не побоюсь признаться, что об этой выставке я раньше не знал, не говоря уже о том, какие интересные были там павильоны. Из всей этой красоты до наших дней дожил только один павильон, причём не выставочный, а временный приют для царской семьи, о котором я уже рассказывал. А поскольку фотографировать в 1882-м году у меня возможности не было, все остальные фотографии взяты из интернета - из Википедии и с сайта Pastvu.com. Но вот такой подборки, где было бы всё в одной статье, я не нашёл, поэтому пришлось немного потрудиться.



2. На этой картине общий план выставки, но сколько я ни складывал пазл из имеющихся фотографий, в таком виде у меня не получилось. Не исключено, что это только проект, и был он реализован не полностью. В левом верхнем углу узнаётся ипподром.


3.


Во второй половине 19-го века в связи с бурным ростом промышленности возникла необходимость в проведении выставок. Надо и на других посмотреть, и себя показать. В России первая подобная выставка прошла в 1870-м году в Санкт-Петербурге. В Москве хотели провести в 1875-м, но
из-за предстоящих всемирных выставок в Филадельфии (1876) и в Париже (1878), в которых Россия приняла активное участие, её отложили. Потом отложили ещё, на этот раз из-за покушения на императора Александра II.

Главной достопримечательностью выставки стало центральное выставочное здание. Оно представляло собой восемь трёхнефных павильонов, расположенных звездообразно, то есть в радиальных направлениях, и соединенных между собой двумя концентрическими галереями, образуя при этом большой центральный и восемь маленьких дворов (диаметр 298 м, площадь 35 000 м²). С двух сторон к главному зданию примыкали почти одинаковые павильоны, в одном из которых размещался машинный отдел (9600 м²), а в другом - художественный и учебный отделы (9980 м²). Все три здания были собраны из однотипных трёхпролётных металлических рам общей шириной более 31 м. Все средние, более высокие, пролёты имели верхний свет. Металлический каркас для главного здания был изготовлен на Санкт-Петербургском металлическом заводе, а павильоны машинного и художественного отделов - на московском заводе Бромлея и Брянском заводе. Общий план павильонов и проекты фасадов вырабатывались при участии А. И. Резанова, Г.Е. Паукера и И.А. Вышнеградского. Окончательный проект и рабочие чертежи были выполнены архитекторами А.Е. Вебером и А.С. Каминским, которые и осуществляли строительство всех главных павильонов. Кроме этого, выставочным комитетом было построено ещё девять главных («казённых») павильонов, среди них - павильон садоводства, дополнительный павильон кустарного отдела и два павильона для выставки животных
    На выставке также было сооружено 36 частных павильонов. К их проектированию привлекались известные российские зодчие; богатством отделки выделялись павильоны заведения искусственных вод Ланина, владельца фарфоровых заводов М. С. Кузнецова, известного сахарозаводчика Абрикосова. Водочный фабрикант, поставщик Двора Его Императорского Величества Штритер построил свой стенд в виде триумфальных ворот, составленных из бутылок с выпускаемой им продукцией. Большим успехом пользовалась экспозиция московской фабрики благовонных товаров «Брокар и Ко» - фонтан с одеколоном (фирма «Брокар и Ко» была награждена золотой медалью выставки). Главным украшением стенда Златоустовского оружейного завода стал огромный государственный герб России: «…Громадный гербовый орел, сделанный из ножей, вилок, клинков, кокард и других металлических военных уборов, и за этим орлом - ваза, тоже из всевозможных клинков военного оружия» (завод был отмечен двумя наградами: золотой медалью за высокое качество и отделку холодного оружия, ножевого товара и инструментов, и серебряной медалью - за применение мартеновской стали для выделки ружейных стволов и введение металлических ванн для закалки клинков). Свои павильоны построили: газоосветительный завод «Светозар», мельница товарищества «С.А. Добров и Б.И. Набгольц»; группой около отдела садоводства расположились колокольные заводы (из Ярославля - фирма «П. И. Оловянишникова сыновья», из Харьковской губернии - Рыжов, два из Москвы - Финляндский и Самгин); пивоваренный и винокуренный завод Фельзера, Варшавское промышленное общество механических и горных заводов Лильпоп, Рау и Левенштейн и Варшавский сталелитейный завод и другие.
 Для удобства посетителей были сооружены концертный зал на 2 150 мест, ресторан, трактир, а также павильон администрации и экспертов, пожарное депо и другие вспомогательные постройки - в большинстве своём они отличались оригинальной архитектурой.
    Торжественное официальное открытие и освящение состоялись 20 мая 1882 года. На другой день её открыли для публики и затем ежедневно за исключением трёх дней высочайшего посещения. За четыре месяца работы выставки её посетило более миллиона человек. За 131 день проведения выставки её посетили 1 077 320 человек, в том числе с платою за вход 970 107, давших сбора 256 765 рублей 5 копеек, а также бесплатных посетителей (учащиеся, фабричные рабочие и низшие военные чины) 107 198 человек.
    Впервые к выставочным правилам был приложен генеральный план выставки с указанием тематического деления экспозиции. Общее количество участников достигло 5813. Уникальная экспозиция, насчитывавшая 6852 партии предметов, была тематически разбита на 14 отделов и 121 группу. Впервые выделили самостоятельный кустарный отдел (1105 предметов), который сформировали 4 губернских земства и 7 статистических комитета; он стал вторым по количеству экспонатов после отдела сельского хозяйства. Также впервые появились научно-учебный и военный отделы. Разнообразные экспонаты машинного отдела показали качественные изменения технологического развития отечественной промышленности.
    Выставка стала местом синтетического взаимодействия искусств - архитектуры, скульптуры, живописи, садово-паркового ландшафта, музыки, театра, балета. Впервые сформированный художественный отдел, насчитывавший около 950 произведений, стал значительным событием в художественной жизни России. Здесь экспонировались произведения таких замечательных русских художников, как Антокольский, Брюллов, Васнецов, Верещагин, Ге, Иванов, Крамской, Куинджи, Репин, Поленов, Прянишников, Савицкий и многие другие. Серию концертов дал симфонический оркестр под управлением А.Г. Рубинштейна.
    Парижская «Revue de Deux Mondes» в подробнейшем репортаже из Москвы отмечала: «Выставка 1882 года составляет истинное торжество для промышленной России; она служит выражением громадного прогресса во всех отраслях человеческого труда за последние двадцать лет». (Выдержка из Википедии)

4. Главное здание выставки


5. Другой "луч" главного здания занимал Финляндский отдел.


6. Скульптура "Слава России"


7. Один из нескольких колокольных павильонов


8. Павильон фирмы "Сименс и Гальске".


Вокруг павильона фирмой была построена электрическая железная дорога длинной 300 метров, которая пользовалась большой популярностью. Сапсан пассажирский мини-электропоезд перевозил за сутки до 800 пассажиров. Так что у Сименса очень давние традиции работы с РЖД.

9. Павильон Руссо-Балтийского вагонного завода. Стоит рядом с жд путями.


10. Павильон Санкт-Петербургского металлического завода, впоследствии ЛМЗ - Ленинградский металлический завод.


11. Павильон завода Лильпоп, Рау и Левенштейн в Варшаве.


12. Павильон пивоваренного завода Фельзер и Ко в Риге.


13. Вид павильонов в выставочном парке.


14. Павильон "Произведения кустарных промыслов"


15. Павильон С. Гуровича (не знаю кто такой, но павильончик очень миленький).


16. Музыкальный павильон


17. Музыкальная зала


18. Павильон цементного завода Порт-Кунд


19. Здание для выставки садоводства


20. Павильон Товарищества "Абрикосов и сыновья". Ныне Бабаевская фабрика.


21. Павильон Товарищества "Владимир Алексеев". Дедушка Станиславского. между прочим. Этот павильон простоял дольше других. В нём в советское время был дворец пионеров.


22. Выставочный экземпляр водокачки. На ней реклама паровых насосов производительностью 12300 вёдер в час. Рядом водонапорная башня завода Бромлей.


23. Павильон экспертов.


24.


25. Павильон М.С. Кузнецова - короля российского фарфора. И сам павильон выглядит как фарфоровый.


А теперь посмотрим, что было внутри павильонов.

26. Стенд пивоваренных заводов


27. Стенд императорского фарфорового завода


28. Общий вид 3-й группы


29. Горнозаводческий отдел


30. Общий вид 7-й группы


31. Невское стеариновое товарищество


32. Зал мехов и меховых изделий. Обратите внимание на металлические конструкции свода.


33. Стенд Никольской мануфактуры Саввы Морозова.


34. Павильон Общества спасения на водах.


35. Ресторан Лопашова


Ресторан и трактир Лопашова оказались одними из самых посещаемых мест на выставке. Постройка ресторана по проекту архитектора Д.И. Чичагова на средства владельца (около 205 000 рублей серебром) была начата ещё в 1880 году и окончена к открытию выставки. К обслуживанию посетителей в обычные дни привлекалось 140 официантов, в праздничные - до 200, поваров с мальчиками - до 70. Всего работало до 320 служащих. Трактир предназначался для «удовлетворения требований среднего и небогатого класса людей». Обозреватели жаловались на дороговизну, «вызывавшую всеобщее негодование», но признавали, что ресторан «оказался далеко не в состоянии поместить всех желающих внести свою посильную лепту за дорогие яства и пития». С тех пор на выставках покушать стоит дорого.

36. Водокачка. Она не была выставочным павильоном, но выставку, скорее всего, обслуживала. Она видна в верхней части заглавной картинки.


Выставка показала, что в России есть не только хорошие товары, но и красивая архитектура, опирающаяся на достижения инженерно-строительной мысли. Впоследствии павильоны разобрали и перенесли в разные другие места. А Ходынское поле потребовалось для проведения торжеств по случаю коронации Николая II. Очень жаль, что выставку не сделали постоянной, может быть тогда дошли бы до нас эти красивый павильоны. Нечто подобное повторили спустя 57 лет - это была уже ВСХВ - Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, ныне ВДНХ.
    После страшной трагедии, произошедшей во время торжеств поле не застраивали, а во время Первой мировой на нём началось строительство второй площадки завода Дукс по производству самолётов, переросшего в крупнейший авиазавод довоенного СССР.

Динамо, Беговой район, Москва

Previous post Next post
Up