Обзор Samyang 14mm f/2.8 IF ED UMC

Apr 17, 2012 15:45



В последние два года я как-то перебивался вовсе без ширика (продал 17-40, который на втором пятаке оказался совсем не годным). И  уже научился всё снимать на полтос. Но ехать без ширика в Прагу, в прекрасный город с тесными улочками и прекрасной архитектурой - это как серпом по яйцам, согласитесь :)

В своем отечестве у Кэнона, увы, пророка не наблюдается. 17-40 на 21 мгпкс не кроет, углы мыло, 16-35 2.8 II - много денег, но сомнительный рисунок, тянутые края и резкость в углах тоже не идеал. Про 14 2.8 обеих версий вообще говорить смешно - резкость в углах приходит на диафрагмах 11 и выше, за такую-то цену... 17 мм тилт-шифт - я столько денег не украду :)

В общем подумал-подумал - и купил мануальный Samyang 14mm f/2.8 IF ED UMC. Его рыночная цена по Москве - в районе 14 тыср. К концу обзора вы поймете, насколько это смешные деньги для такой линзы.


   Кстати, этот объектив еще может называться rokinon, polar, bower, vivitar, opteka, falcon, walimex :) Оптическая схема одна и та же, делает их один и тот же завод. В Москве я в продаже видел как минимум три разновидности - собственно Samyang, Bower и Polar.

При покупке важно брать именно ВТОРУЮ версию объектива, с индексом UMC. Она значительно резче.

Объектив полностью мануальный, причем в версии для Кэнона нет чипа, соответственно, нет управления диафрагмой и подтверждения фокусировки. Говорят, что есть версия с чипом, но под кэнон никто никогда такой не видел, судя по форумам :)
   Впрочем, всегда можно купить чип отдельно и приклеить.

Комплектация:

Объектив упакован в простую коробку, в комплекте дают синий бархатный мешочек, инструкцию (фото спизжено на просторах Интернета):



Конструктив:

Первое впечатление от линзы вполне положительное. Никаких люфтов нет, длинный и плавный ход фокусировочного кольца, четкое переключение удобного кольца диафрагм.
   Сам объектив небольшой, примерно размером с 17-40 и немножко тяжелее (550 грамм против 470). Передняя линза не выпирает как аквариум у никкора 14-24 например.
   Поразила удобством передняя крышка. Она сделана очень по уму, не сваливается сама, но очень удобно надевается и снимается.
   При ближайшем рассмотрении оказывается, что объектив сделан хоть и из очень солидного, но все же пластика. И хотя внутри присутствуют металлические детали, расстроило, что байонет прикручивается тремя мелкими шурупами к ПЛАСТИКУ! То есть место, которое испытывает самую большую нагрузку на стыке камеры и объектива, держится за счет саморезов, вкрученных в пластмассу. Не гуд. Но будем надеяться, что не подведет.

Игры с бесконечностью:

Судя по отзывам покупателей, у всех без исключения экзмпляров не только 14 мм, но и фишая 8 мм под Кэнон, неправильно настроена бесконечность. Это выражается в том, что реальная бесконечность наступает в районе 1-1.5 метров по шкале.
   Понятно, что для мануальной линзы это серьезный недостаток, поскольку было бы удобно и привычно крутить фокусировку до упора и снимать, не заморачиваясь. В принципе можно снимать как есть, если запомнить, на каком положении шкалы бесконечность. Но лучше сделать так, чтоб кольцо стопилось в этом месте. Тем более что неправильное положение стопа кольца фокусировки теоретически может "отъедать" у нас минимальную дистанцию ближней фокусировки, что совсем не комильфо.
   Все это исправляют в сервис-центре, но мне было дорого время на дорогу, и я поправил бесконечность сам. Вся процедура занимает пять минут.

Инструкция по юстировке бесконечности для Samyang 14mm f/2.8 IF ED UMC:

Берем деревянную или пластиковую лопаточку или плоский пинцет. Поддеваем резиновое кольцо фокусировки и терпеливо стаскиваем его в сторону байонета - сначала на кольцо диафрагм, потом совсем долой.

Под резинкой видим следующее (фото спизжено с какого-то немецкого сайта):



Часовой отверткой (плоской) ослабляем, но не выкручиваем винтики, которые обозначены цифрой 1 - их три штуки по окружности.

Ставим объектив на камеру. Наводимся на бесконечность. Если есть Live View, то по нему. В силу некоторой кривизны объектива, наводиться надо по углам, при этом центр будет чуть-чуть в перелёте за бесконечность, но разрешающая способность стекла так высока, что это не важно и будет проявляться лишь как небольшой софт-эффект на открытой.
   Если Live View нет, то делаем просто пробные кадры.

Когда бесконечность достигнута, берем ту же маленькую отвертку, просовываем ее в окошко (на рисунке под цифрой 2), упираемся во внутреннее кольцо и аккуратно прокручиваем (толкаем) внутренность отверткой влево, пока не упрется.

Читал, что еще можно, открутив алюминиевое кольцо под цифрой 3, откорректировать и положение шкалы, чтобы она соответствовала реальности, но я этого не делал, мне шкала не нужна, вдаль я упираюсь в бесконечность, а вблизи фокусируюсь по ЛВ.

Теперь можно так же аккуратно, чтоб ничего не сбить, закрутить обратно три ранее открученных винтика и надеть резинку.

В сети есть инструкции, в которых рекомендуют открутить байонет и подложить под него прокладки небольшой толщины, и, мол, от этого бесконечность приходит в норму.
   Но не все так просто, мы меняем рабочий отрезок, а объектив рассчитан и настроен для другого рабочего отрезка.
Когда я попробовал небольшие прокладки, где-то 0.3 мм толщиной, бесконечность сдвинулась в нужную сторону, да, ближе к заводскому упору кольца, но углы стали нерезкие при резком центре и усилилась хроматика.
   Поэтому, как я изначально и предполагал, этот метод неправильный и использовать его для настройки бесконечности не нужно.

Оптические качества объектива:

Резкость

По резкости стекло выглядит превосходным - особенно при своей цене на фоне шириков Кэнона.
   Поскольку чаще всего такой объектив берут для съемки на бесконечности, я сделал несколько тестовых снимков на разных диафрагмах.

Два из них привожу целиком в уменьшенном виде, чтобы можно было оценить степень виньетирования на открытой.

f/2.8



f/5.6



Зоны кропа обведены красным.

Собственно кропы 100% (конвертация - RPP, шарп не применялся, вводилась экспокоррекция):



Видно, что по центру стекло с запасом покрывает 21 мегапиксель даже на открытой диафрагме, хотя углы не идеальны.
   На f/8 картинка становится резкой по всему полю (где ты, Canon 14 2.8 L II USM?). Далее резкость прибавляется, на f/16 еще можно получить резкое изображение, но на f/22 уже сказывается дифракция, и нужен шарп.

Хроматические аберрации

Говоря об этом объективе, многие прежде всего отмечают очень низкий уровень ХА, которые обычно свойственны широкоугольникам и часто портят впечатление от в общем-то резкой линзы.
   Samyang 14 2.8 таких проблем не имеет. Я бы не сказал, что хроматика там отсутствет совсем, но она пренебрежимо мала, и на 100% кропах выше ее почти не видно.

Виньетирование, цвет и контраст

Да, от f/2.8 до f/5.6 виньетка заметна (см. кадры выше), причем разница между краем и центром может составлять 1.5-2 стопа. Трудно сказать, насколько это может быть проблемно в реальной жизни - ведь архитектуру и пейзаж мы скорее всего будем снимать на закрытых, где виньетирования уже нет. А для всяких closeup на открытой, как мне кажется, виньетирование не только не страшно, но и даже полезно :)

По цвету и контрасту никакого криминала я пока что не заметил, хотя порой и кажется, что картинка серовата. Но объективу за 14 тыср это можно простить :)

Контровый свет даже на открытой диафрагме объектив держит неплохо, хотя и слегка теряется контраст в непосредственной близости от источника света:



Источники света на закрытых диафрагмах превращаются в шестиконечные "звездочки" (см. средний столбец кропов), хотя, на мой взгляд, на диафрагмах f/8-11 они недостаточно резкие, чтобы украсить например вечерний пейзаж с фонарями, то есть придется зажимать до 16, что удлинит выдержки.

Геометрия:

Дисторсия на этом объективе действительно есть, она довольно сложной формы (так называемые "усы"), и картинка с photozone.de это хорошо иллюстрирует:



В реальной жизни эффект можно и не заметить, хотя конечно бывают ситуации, когда он недопустим, если снимается архитектура или интерьеры.

Но на этот случай есть плагин и программа PTLens, а в ней имеется профиль под Samyang, который успешно исправляет дисторсию. Программа стоит 25 уе, что совсем немного, учитывая цену объектива. Причем, надо отметить, что после исправления дисторсии изображение обрезается совсем немного, а потерь резкости на глаз не происходит вовсе.

Вообще, на мой взгляд, даже хорошо, что дисторсия есть  - объектив не утягивает края, как это делает "выпрямленная" оптика, тот же 16-35, у которого в углах начинается совсем отвратная тянучка, т.е. можно даже человека ставить в трети кадра и будет нормально по пропорциям, не тянуто:



Рисунок и боке

Первые же кадры, снятые с фокусировкой вблизи, просто поразили меня. Очень приятное размытие, пластичная картинка. Фокусироваться немного сложновато, но Live View помогает, уже привычно. Возможно, если приклеить чип-"одуванчик", пользоваться будет удобнее, но пока некогда этим заниматься.



Боке безусловно нельзя назвать на 100%  идеальным, тут дело вкуса, но никаких конкретных замечаний у меня нет. Рисунок боке чистый, нет хроматики и биений - как в ближнем, так и в дальнем размытии.

Выводы:

Достоинства объектива:

1. Низкая цена. В среднем - 14 000 р.
2. Отличная резкость в центре на открытой диафрагме, равномерная резкость по всему полю начиная с f/5.6-8
3. Пренебрежимо малые хроматические аберрации
4. Прекрасный рисунок, боке без недостатков
5. Удобная крышка, в целом довольно надежный конструктив
6. Малый размер и вес в сравнении с аналогами

Недостатки объектива:

1. Ручная фокусировка (на ближних дистанциях практически невозможна без Live View или чипа)
2. Отсутствие чипа-"одуванчика" для подтверждения фокусировки (но можно купить и приклеить)
3. Положение бесконечности требует юстировки (хотя процедура занимает 5 минут, это серьезная недоработка производителя)
4. Значительное виньетирование на f/2.8-4 (хотя там, где это может помешать - в архитектуре и интерьерах - диафрагма скорее всего будет закрыта до значений, на которых виньетки уже нет)
5. Недостаточно резкие "звездочки" вокруг источников света на закрытых диафрагмах до f11-16
6. Байонет прикручен к пластмассовому корпусу тремя саморезами, что снижает надежность конструкции
7. Отсутствие электронной связи с камерой по части установленных диафрагм часто приводит к ошибкам экспозамера камеры.

Мнение автора:

Не смотря на все недостатки объектива, альтернатив у него за эти деньги нет. При этом даже дорогие объективы типа Canon 14 2.8 II на диафрагмах 5.6-8 показывают худшую резкость на краю кадра и в углах. Адекватно сравнивать по резкости Samyang 14mm f/2.8 IF ED UMC можно только с Nikkor 14-24 2.8, но при этом никкор проигрывает корейцу по части веса и обладает менее приятным рисунком боке.
   Дисторсия и виньетирование легко исправляются софтварно, а отсутствие автофокуса при юстированной бесконечности не является проблемой в большинстве типовых съемок архитектуры, пейзажа, интерьеров, где можно выставить объектив на бесконечность или на гиперфокал для соответствующей диафрагмы.

технодроч, обзор, samyang 14 2.8, статьи

Previous post Next post
Up