Предметная фотосъемка для начинающих. Введение. Часть 1: Принимаем заказ в работу

Jun 08, 2011 10:13




В офисе компании MAYSAKU
   Пару лет назад я составил FAQ  для тех, кто только начинает заниматься предметной съемкой. Тогда у меня еще не было блога, и материал был опубликован на одном из сайтов в разделе статей по фототематике.

На днях я вспомнил, что этот ценнейший для новичков материал отсутствует в моем ЖЖ, решил немного подправить и актуализировать статью - и перевыложить ее в блоге, в расширенном и дополненном варианте, в нескольких частях.

Набравшись терпения и внимательно следя за обновлениями, вы узнаете о том, как правильно принять заказ в работу, как организовать съемочное место, как выбрать камеру, объектив и студийный свет, научитесь крепить изделия на фон, узнаете нюансы работы с ГРИП и еще многое и многое другое.

А сегодня представляю вашему вниманию первую часть серии.


Работа над любым проектом начинается со встречи с клиентом и приема заказа в работу. Итоги этой встречи определяют ход всего дальнейшего сотрудничества и его эффективности.

1. Иногда встреча с заказчиком происходит на нейтральной территории, иногда он приезжает в студию. Но я по своему опыту советую самому приехать для первой встречи в офис заказчика.

Если вас пригласили в магазин или шоурум, то обязательно посмотрите, как изделия выставлены на витринах.
  Оформление витрин и стендов может очень многое рассказать о вкусах заказчика, о его общем развитии, о подходе к демонстрации изделий - а это важная информация для фотографа.



Не стесняйтесь попросить заказчика снабдить вас фирменными подставками, ложементами для продукции. Оригинальная упаковка также может содержать всякого рода держатели, которые можно использовать при съемке или при составлении композиций.



Когда я работал с компанией «Золотое время», они снабдили меня очень удобными подставками для часов с прозрачным держателем, на которой я потом снимал и для других заказчиков:



2. Всегда требуйте от заказчика предсъемочную подготовку изделий. Если это ювелирная продукция - она должна быть абсолютно чистой. У ювелирщиков есть свои средства для чистки и полировки и свои мастера, которые могут избавить изделия от мелких царапин и дефектов, и вам не придется потом возиться в фотошопе. Надо помнить, что царапина толщиной в волос на макрофотографии будет выглядеть как глубокая борозда.



Эту грязную работу заказчик должен делать сам
   Попросите упаковать изделия в индивидуальные пакетики на застежке. Проследите, чтобы циферблаты, экраны, полированные поверхности были укрыты защитной пленкой.

Если изделия выдаются россыпью, то будьте готовы часами фотошопить царапины. Чтобы понять объем такой работы, можно почитать мои туториалы по обработке ювелирки или посмотреть ролик об этом.
   Следует известить заказчика о том, что такая обработка будет стоить дороже. И, уверяю, тут же из ящика стола появится фетровая тряпочка и пакетики для упаковки :)

3. Каждое изделие заказчик должен снабдить ярлыком или наклейкой с артикулом или названием, причем этикетка должна легко сниматься, не оставляя следов клея на изделии (иначе см п. 2).
   Выданные артикулы по этим ярлыкам заносятся в договор, в накладную, и расписку. Вам же они помогут легче идентифицировать изделия при съемке и при общении с заказчиком.

4. Принимая на съемку часы, попросите заказчика выставить стрелки всех циферблатов и индикаторов так, как они хотят их видеть. Потребуйте четкую письменную инструкцию по положению стрелок и попросите проинструктировать вас, как устанавливать время на каждой конкретной модели часов. На «навороченных» хронометрах этот процесс может быть весьма нетривиальным. Часы не должны быть заведены, поскольку снимать придется при утопленной заводной головке.



Инструкция по выставлению стрелок от компании Золотое Время

Если не учесть этот момент, можно легко залететь на пересъемку или фотошопную перестановку стрелок.

В принципе это касается любых изделий, у которых есть двигающиеся части, ручки управления или крышки, положение которых может быть важно для заказчика.

5. Всегда просите у заказчика примеры, на которые следует ориентироваться при съемке. Их можно найти и в журналах, и в интернет-каталогах. Даже если заказчик собирается присутствовать на съемке, всегда полезно иметь перед глазами ранее утвержденный визуальный образец. Хорошо, если заказчик сможет прислать примеры на почту или выдать твердой копией.

6. Обязательным условием приема изделий на съемку являются расписка и накладная. Именно для этого учёта изделия снабжаются ярлыками. Проверьте список изделий и то, что вам на самом деле выдали в работу - подставят вряд ли, а вот ошибиться могут легко.
   Каким бы ни был уровень доверия между вами и заказчиком, расписка и накладная - это святая святых. Например, в дороге всегда надо иметь с собой накладную. Это единственный документ, который доказывает, что вы не украли дорогие изделия и что они вам переданы на съемку.
   Ездить к заказчику лучше вдвоем с надежным человеком, представив его как ассистента. Это будет и страховкой от криминала по дороге домой.

7. Обсуждая сроки исполнения заказа, увеличивайте предполагаемое время исполнения на 1-2 дня. Нельзя идти на уступки по срокам, уплотняя свой график - всех денег не заработаешь, а здоровье попортить можно. В жизни бывает всякое, и лучше обрадовать заказчика сдачей работы раньше оговоренного срока, чем задержать заказ. Пусть совесть вас не тревожит. Вы всегда придумаете, как провести с пользой свободное время. При этом вы абсолютно честны с заказчиком, если в итоге работа сдается в срок. Никаких проблем.

8. Не демпингуйте. Демпинг всегда рано или поздно оборачивается против вас и ваших коллег. Даже если квалификация невысока, вы всегда сможете перепоручить все задание или особенно сложную его часть более опытному фотографу, взяв себе разницу в цене. А вот если продешевите, то при последующих заказах наращивать цену будет уже очень сложно. Пусть заказчик торгуется с вами, а не наоборот. Знайте себе цену - если не как фотографу, то в конце концов как агенту. Если вас вынуждают снизить цену, а от заказа не хочется отказываться, афишируйте это как скидку или «особые условия». Это не позволит заказчику «сесть вам на шею» и обеспечит в будущем возможность люфта по цене в обе стороны.

- Что может быть поводом для увеличения цены?
- Например плохое состояние изделий (время на обработку), сложность монтажа на фон или необходимость ретуши подставок и держателей.

- Что может быть поводом для скидок?
- Например, большое количество однотипных изделий, не требующих индивидуальной постановки света.

Вообще демпингу и ценообразованию частично посвящен мой отдельный материал «О конкуренции».

9. Даже на выполнение тестовой съемки нужно обязательно составлять договор, причем заниматься этим должен юрист заказчика.
   На что в договоре следует обратить особое внимание?
   В первую очередь, это цифры: количество изделий, сроки исполнения, порядок оплаты. Всегда полностью и внимательно читайте договор. Всегда требуйте внесения в него всех устных договоренностей и уточнений. Не бойтесь в этом смысле нагрузить канцелярию заказчика - она за это получает зарплату.
   В договоре не может быть формулировок «несколько», «как можно быстрее», «качественно», предполагающих неоднозначную трактовку. Сроки должны прописываться календарными датами. А если речь идет о качестве исполнения работы, то к договору нужно приложить и скрепить утвержденный образец из тестовой съемки, который удовлетворил заказчика.
   К вопросу о нюансах в договоре. Когда я работал с компанией «Мир жемчуга», помимо общего крайне некорректного поведения заказчика, я и сам допустил оплошность, не потребовав отдельно внести в договор порядок оплаты композиций из нескольких изделий. В результате заказчик настаивал на оплате ювелирного гарнитура, снятого в 1 кадр как 1 изделия, хотя времени на съемку и обработку уходило в три раза больше.
*  *  *

В следующей части мы поговорим об организации съемочного места для предметки дома, в студии и на выезде.

коммерческая фотография, предметная съемка, студийная съемка, ювелирка, статьи

Previous post Next post
Up