Взято отсюда:
http://www.benzol.ru/news/?id=358820 Часть 1
Экстренное развитие рынка СПГ - это попытка навязать миру правила игры, которые позволят сохранить валютную монополию США
Обвал нефтяных цен в 2014 году поставил энергорынок на инвестиционную паузу.
Санкции США лишь легализовали "визовый режим" между ресурсным и финансовым сектором мировой экономики. Запертые на фондовом рынке деньги пузырятся, разгоняют капитализацию и блокируют промышленный рост Запада. Снять "визовый режим" и запустить мировой промышленный рост мешает политический конфликт США, Москвы и Пекина. Зоны неопределенности растут и множатся: Украина, Сирия, Катар, Иран, Афганистан, Корея...
Разбалансировка ресурсного сектора всегда предшествовала глобальному переделу. Перезапуск мировой экономики возможен только по завершении политического конфликта и выработки механизма легитимации применения силы на международном уровне. Без понятного всем режима безопасности инвестиции не сдвинутся ни на миллиметр.
И шиит с суннитом говорит...
Восемнадцатого июня под Ракой американцы сбили самолет сирийских ВВС. В ответ Минобороны России остановило действие совместного с Пентагоном меморандума о безопасности полетов в Сирии, заявив, что любые летательные аппараты коалиции, которые появятся в небе западнее реки Евфрат, будут сопровождаться российскими ПВО как потенциальные цели. Две ядерные сверхдержавы оказались на грани прямого военного столкновения.
В очередной раз стало понятно, что причина войны на Ближнем Востоке не теологические нюансы и национальные разногласия. События давно перестали укладываться в привычную национально религиозную матрицу. Пятого июня страны Персидского залива объявили о разрыве дипотношений с Катаром, закрыв свое воздушное пространство для поставок продовольствия и пассажиров в Доху. Позже они потребовали еще и возврата банковских депозитов на общую сумму 16 млрд долларов.
Катар населен арабами, исповедующими суннитское направление ислама. Объявившие Катару блокаду арабские страны тоже относятся к суннитским. А вот поддержку Катару выразила хоть и суннитская, но далеко не арабская Турция. Роль посредника между Дохой и Эр-Риядом пыталась взять на себя воюющая с суннитскими исламистами в Сирии Россия. А помощь в организации поставок продовольствия предложил шиитский Иран, населенный персами и азербайджанцами.
Официальной причиной блокады была названа поддержка Дохой международного терроризма. Однако когда спустя всего два дня в Тегеране произошло два теракта подряд, ни одна из стран - борцов с терроризмом, объявивших Катару блокаду, не выразила поддержку Ирану и публично не осудила теракты.
Ситуация запутывается еще сильнее, если вспомнить, что те же "неарабские" страны (шиитский Иран, суннитская Турция, христианская Россия) входят в число соучредителей астанинского формата, созданного с целью урегулирования ситуации в Сирии, где арабы составляют подавляющее большинство населения, исповедующего суннитское направление ислама, а правящая верхушка, в отличие от Катара, шиитская.
Можно было бы, конечно, признать все происходящее на Ближнем Востоке проявлением вселенского хаоса, если бы в ситуацию изначально не были вовлечены ведущие страны мира, упрекнуть которые в отсутствии логики невозможно. Значит, логику ближневосточных событий следует искать в другой, не религиозной, плоскости.
Для начала надо понять, что речь идет не о каменистой пустыне, населенной кочевыми племенами с тонкими различиями в вероисповедании. Речь идет об энергетическом сердце планеты. А гарантии доступа ведущих стран мира к энергоносителям - это не вопрос прибыли. Это вопрос безопасности.
Если ситуацию рассматривать в этой метрике, то ближневосточный хаос обретает стройную логику, а всех участников событий объединяет и разъединяет общий интерес. США занимают первое место в мире по уровню добычи и потребления газа. "Газовая тройка" (Россия, Иран и Катар) обладает самыми крупными запасами газа на планете. А Сирия и Турция являются транзитными перекрестками поставок газа в Европу.
Газопровод как линия фронта
Первый трубопроводный маршрут доставки газа на рынки Европы предусматривал строительство магистрали из Катара через Саудовскую Аравию, Иорданию, Сирию и Турцию. Проект появился в 2000 году, расходы на его строительство (10 млрд долларов) готова была взять на себя Доха.
Проект второго маршрута появился в 2007 году. До недавнего времени он назывался "Южный поток" и предусматривал поставки газа в Европу из России по дну Черного моря через Болгарию. Сейчас он называется "Турецкий поток" и транзитером в нем значится Анкара.
Третий маршрут должен был пройти из Ирана в Сирию через Ирак с перспективой прокладки трубы по морскому дну в Грецию.
Первый маршрут называют суннитским, второй - российским, третий - шиитским. Все три невозможны без Турции. Камнем преткновения для суннитского маршрута стала Сирия, где правит шиитская верхушка. Российский маршрут уперся сначала в Третий энергопакет ЕС, потом в сбитый Анкарой самолет, а окончательно его мог похоронить военный переворот в Турции. Шиитский маршрут заморожен возникшим на его пути "Исламским государством" (запрещено в России).
Даже при столь поверхностной диспозиции достаточно взглянуть на карту, чтобы понять: Сирия была обречена на войну. Почему под давление попал Катар, где расположена крупнейшая американская военная база и чей трубопроводный проект США изначально поддержали, вопрос хоть и сложный, но тоже не бином Ньютона.
Катар занимает третье место в мире по экспорту газа (106,4 млрд кубометров), поставляя его на мировой рынок в сжиженном виде (СПГ). Преимущественно в Азию, где цены порой в шесть раз превосходили американские и в два-три раза - европейские. Разница в цене и фактическая монополия Катара на рынке АТР (более 50% поставок) позволяли Дохе игнорировать остальных членов "газовой тройки". До 2011 года Россия предложила Катару более 30 совместных инвестпроектов, все предложения остались без ответа.
Однако ситуация изменилась. Экспорт СПГ нарастила Австралия (40 млрд кубометров). На азиатский рынок с сахалинскими СПГ-проектами вышла Россия (14,5 млрд кубометров). Китай построил три газовые ветки из Средней Азии (55 млрд), на очереди еще одна (30 млрд). Из России в Китай строится газопровод "Сила Сибири" (38 млрд кубометров), планируется строительство "Алтая" (30 млрд) плюс совместный (франко-китайско-российский) проект "Ямал-СПГ" (22,6 млрд кубометров).
При этом настоящий удар ниже пояса Дохе нанес Иран с другой стороны залива. Весь газ Катар добывает на персидском шельфе (Северный купол), вторая половина месторождения находится в территориальных водах Ирана и называется Южный Парс (общие запасы - 10% мировых). После договоренности с США о снятии санкций Иран пообещал довести добычу газа на Южном Парсе до паритетного с Дохой уровня.
Рост конкуренции подтолкнул Катар навстречу России и Ирану. Активизировалась работа в рамках Форума стран - экспортеров газа (Gas Exporting Countries Forum, GECF, 73% мировых запасов), негласно именуемого "газовой ОПЕК". В начале прошлого года эмир Катара впервые прибыл с официальным визитом в Москву, а в конце Суверенный фонд Катара принял участие в покупке акций "Роснефти" (19,5%). На 4 октября этого года намечена встреча министров стран GECF в Москве для обсуждения повестки саммита на уровне глав государств, который должен пройти в конце ноября 2017 года в Боливии.
Среди членов "газовой тройки" Доха находится в самом географически неудобном положении. Россия наращивает трубопроводные поставки газа в Европу и Азию. У Ирана есть коридор для сухопутных поставок с Южного Парса в Европу через Турцию (мимо Сирии) или через Среднюю Азию и Россию (мимо и Турции, и Сирии). А также в АТР: в Китай через Среднюю Азию (мимо Афганистана) и в Индию через Пакистан.
Для участия Катара в этих проектах достаточно просто найти общий язык с другими их участниками, прежде всего с Ираном. Кстати, сближение Дохи с Тегераном объявят одной из причин блокады.
Разжижение рынка
Итак, все фигуры на "большой газовой доске" расставлены. Главный приз - рынки Европы и Азии. Неосознанными остаются пока только мотивы США.
Тут важно понимать, что глобального рынка газа не существует, он разбит на три самостоятельных сегмента: рынок США, Европы и Азии. Они отличаются между собой контрактным правом, внутренней структурой, логистикой поставок и главное - ценой.
США полностью самодостаточный и закрытый от внешнего влияния рынок. Там самая протяженная система газопроводов (2 млн миль) и самые большие резервы (110% годового потребления). Весь газ реализуется по краткосрочным контрактам (спот). Объемы поставок СПГ не превышают 1%. Импорт (без учета реэкспорта) - менее 4%.
Газовый рынок АТР на 80% зависит от импорта и формируется за счет СПГ. Япония, Южная Корея и Тайвань на 100% зависят от СПГ. Импорт газа по трубам (Туркмения - Китай) минимален. Объем резервов самый низкий в мире (КНР - 5% годового потребления). Риски самые высокие, поэтому трафик основан на долгосрочных контрактах с привязкой цен к "японскому нефтяному коктейлю".
ЕС - сложноорганизованный рынок. Внутренняя добыча покрывает 35% спроса. Импорт на 86% состоит из природного газа. Поставки СПГ покрывают пиковые колебания рынка, резервных мощностей (20% потребления) не хватает. Более 80% импорта - долгосрочные контракты с привязкой цен к нефти, но для внутреннего потребления цены привязаны к споту, поэтому поставщики под угрозой судебных исков постоянно дают скидки.
Рынок Европы занимает срединное положение между рынками США и АТР, что иллюстрирует ценовая разница. В 2014 году, накануне старта информационной кампании по выводу США на мировой рынок дешевого СПГ, цена газа в Азии вдвое превышала цену российского газа на границе с Германией и в четыре раза - цену на рынке США. Эта разница и создала иллюзию рентабельности потенциальных поставок американского СПГ.
Премиальные цены на рынках Европы и Азии по отношении к рынку США определяются не товарными характеристиками газа (себестоимостью), а уровнем импортной зависимости, рисками доставки и соотношением СПГ/природный газ. Единый рынок (диверсификация местных рынков) неизбежно устранит ценовые диспропорции, и СПГ из США не сможет конкурировать с природным газом из России или Ирана.
Газ еще в земле обладает стоимостью, сформировавшейся без участия человека. Ценообразование рынка энергоносителей не отражает трудозатраты. Цена здесь лишь способ перераспределения природной ренты от скважины до потребителя.
К примеру, в цене барреля очищенной нефти доля самой нефти составляет всего 16%, остальные 84% - это налоги стран импортеров. В начале 1970-х это соотношение было 9% к 91%. В случае с газом четырехкратная разница цены российского газа на границе с Германией и цены, которую платит за него средний европейский покупатель, говорит сама за себя.
Большая газовая игра идет не против российского или иранского экспорта в Европу или Азию. Противоречия возникают не на национальном или территориальном уровне. Конфликт развивается между трубой и СПГ, между долгосрочными поставками и спотом, между инвестиционным и биржевым механизмом ценообразования. В конечном счете это древний конфликт между морем и сушей. В море нет границ. Труба же, наоборот, требует политической и правовой интеграции пространства, что осложняет (делает невозможным без политических последствий) появление на рынке новых игроков.
Суть конфликта - в выборе модели формирования общего газового рынка. Объединятся ЕС и АТР континентальными трубопроводами или интеграция пойдет по пути морских поставок СПГ? От ответа на этот вопрос зависит, кто будет обеспечивать режим безопасности и в какой валюте будут страховаться риски. Здесь абстрактные понятия рынка облачаются в национальные мундиры.
Глобального рынка вне выгод и издержек глобальных игроков не существует.
Нефть в обмен на газ
Медиаверсия газовой стратегии США как стремления заполонить мир своим СПГ напоминает PR-прикрытие. За последние восемь лет США действительно увеличили добычу углеводородов почти вдвое, но они все еще на 45% зависят от импорта нефти.
Сегодня в США нефть дороже газа в четыре раза, на пике нефтяных цен разница достигала 12-кратных размеров. Поверить, что США начнут экспорт своего "дешевого" газа и увеличат импорт чужой "дорогой" нефти, чтобы перекрыть убывающие с внутреннего рынка объемы, значит переписать историю США, переодев Рокфеллера в Санта-Клауса.
О какой стратегии захвата внешнего рынка через наращивание экспорта дефицитного на внутреннем рынке ресурса может идти речь? Какой смысл продавать то, чего тебе самому не хватает? Тем не менее стратегия захвата газового рынка у Вашингтона есть, но основана она на иных методах.
Семнадцатого марта 2001 года Джордж Буш подписал документ, который так и называется: "Национальная энергетическая стратегия США". В ней США рассматривают газ не как экспортный товар, а как демпфер, призванный снизить внутреннее потребление нефти и уменьшить зависимость от ее импорта. За пятнадцать лет доля газа в энергобалансе США выросла почти в два с половиной раза (с 13,9 до 33%).
Последние пятьдесят лет темпы роста газовых запасов мира в два раза превышали рост нефтяных. В 1970 году запасы газа и нефти соотносились как 30:70, а в 2009-м уже 50:50. США всего лишь директивно оформили объективный тренд. В 1990-2005 годах потребление газа в Азии увеличилось в четыре раза, а в Европе на 84%. Мировой экспорт газа за последние десять лет вырос с 680 млрд до 1,42 трлн кубометров (нефтяной - на 21 млн тонн). На этот период пришлись "сланцевая революция" в США и взрывной (практически с нуля) рост СПГ-индустрии в Катаре.
Идет переход мировой экономики с одного вида топлива на другой. Исторически этот процесс всегда сопровождался скачком технологий и сменой глобальных лидеров и аутсайдеров. Переход с дров на уголь привел к английской промышленной революции и институциональному господству Сити (Pax Britannica), приход нефти индустриализировал аграрно-местечковые Североамериканские Штаты и установил Pax Americana.
Переход с нефти на газ мы наблюдаем в режиме реального времени, полевые работы в самом разгаре. Определенно можно сказать лишь то, что импортозамещение вряд ли входит в планы США. Своих ресурсов у США недостаточно, а уход с мирового рынка закупок (импорт) означит их уход из глобальной игры (отказ от стратегии).
Кому финансы поют романсы
Стратегическим (изменившим правила игры) шагом стал отказ США от золотого стандарта доллара в 1971 году. Экспорт моментально потерял для Штатов всякий смысл, а импорт превратился в супервыгодную сделку. Одно дело продавать свою нефть за золото, номинированное в долларах, и совсем другое - покупать чужую в кредит под "честное пионерское". К 1973 году США увеличили импорт нефти в шесть с лишним раз. Свою добычу сократили и законодательно запретили экспорт.
С тех пор ничего в этой конструкции не изменилось. Главным глобальным товаром остается нефть (СПГ недавно вышел на второе место, обогнав железную руду), а ее эквивалентом на мировом рынке по-прежнему служит "честное слово" ФРС США. Цена на природный газ привязана к цене нефти.
Последствием 1971 года стала не только смена энергетической ориентации США. Кардинальному переустройству подвергся весь мировой рынок нефти. На смену картельному механизму ценообразования пришел биржевой, долгосрочный контракт заменил спот (разовые продажи). В начале 1970-х спот составлял всего 1-2%, к концу 1970-х он достиг 10-15%, а к 1986 году - 50-55%.
Это была революция. Дело в том, что нефтяная отрасль не подчиняется законам рынка. Низкие цены не увеличивают спрос, высокие его не снижают, а дебет скважины не зависит от производительности труда буровика. Конкуренция в нефтяном (золотом, газовом) бизнесе - нонсенс.
Нефть - конечный ресурс. Цену нефти определяет не рынок, а владелец скважины. Нижний предел зависит от военно-политического потенциала покупателя. Верхний - от потенциала продавца. Чем больше разногласий среди продавцов (сунниты, шииты, тюрки, арабы), тем выгоднее покупателю, и наоборот. Равновесие рынка возможно только в форме картельного (политического) сговора, воплощенного в долгосрочном контракте.
До 1970-х годов все так и было. Цены на нефть сначала устанавливала Standard Oil, потом ее "дочки", а потом "сестры" (семь вертикально интегрированных англосаксонских ТНК). Цена на нефть, которую установил еще Рокфеллер, все это время держалась на уровне двух долларов за баррель. Стартовавшая после Второй мировой войны деколонизация привела к национализации нефтедобычи на Ближнем Востоке. На рынок вышли вертикально интегрированные компании из других стран (Eni, Total), которые предложили нефтеносным странам более выгодные, чем "сестры", закупочные цены. Глава Eni Энрико Маттеи и вовсе совершил крамолу: договорился о поставках нефти из СССР.
"Скважины" уходили из-под прямого контроля "сестер". Круг заинтересованных сторон ширился. Спот изменил модель нефтяного рынка, ввел на рынок посредника (биржевой маклер), обладающего компетенциями для покупки нефти без твердых гарантий со стороны покупателя. Производителя отрезали от покупателя, сформировав новый механизм ценообразования (учета рисков).
С момента запуска этого механизма объем биржевых торгов так называемой бумажной нефтью (деривативы и фьючерсы без обязательств поставки) постоянно рос, заняв в итоге 98-99% рынка. В 2013 году объем торгов нефтяными фьючерсами на биржах Нью-Йорка и Лондона доходил до 3 трлн долларов в месяц (без учета деривативов), при этом продажи физической нефти не превышали 100 млрд долларов.
В цепочке перераспределения нефтяной ренты стал доминировать посредник, который зарабатывает и на росте, и на падении цен. Нефтяной рынок превратился в один из сегментов рынка финансового. Вывод, на первый взгляд, напрочь разбивает все вышеизложенное о газовой дилемме.
Зачем перетряхивать газовый рынок, если ты контролируешь цены на нефть, а газовые привязаны к ним? Зачем переворачивать вверх дном Ближний Восток, создавать преграды на пути строительства магистральных газопроводов и формировать энергозатратную СПГ-индустрию? Кто от этого выигрывает?
Однако видимость не всегда соответствует реальности. Когда биржевые объемы торговли газом превысят нефтяные, сохранять зависимость газа от нефти не удастся. При этом газовые скважины находятся в политически "неблагонадежных" руках (в отличие от нефтяных), а долгосрочный контракт необязательно заключать в долларах.
Вторая часть