Любовь (Учить/Учиться)
Многие думают, что любовь - это чувства. Но как мы знаем, чувства - всего лишь эхо внутренних процессов, критерий того, что они протекают. Без понимания самих процессов рассмотрение лишь их следствий, по сути, ничего не дает.
Что такое любовь? В книге «Чайка по имени Джонотон Ливингстон» ее автор Ричард Бах дает точное определение любви: любить означает видеть истинно добрую чайку, живущую за ее золотистыми зрачками. Другими словами, в каждом человеке есть нечто ценное, глубокое, настоящее, какое он даже сам о себе не знает.
Это тот самый особенный взгляд, который присущ далеко не всем. Но под взглядом этим люди расцветают и становятся лучше. То, что делает людей лучше одним своим присутствием, - не будет ли это любовью? Само развитие человека - не будет ли ученичеством? И тот, кто, так глядя, так развивая, - не будет ли он учителем? Истинная любовь действенна. Она не дает советов, но дает понимания. Она не вмешивается, но она направляет. Наполняет паруса развития ветром и протягивает руку упавшему. Вот образ настоящего учителя - такого, который развивает своих подопечных. Значит, то, что их связывает, - это настоящая любовь.
Психология знает о существовании эффекта Пигмалиона, когда человек существенным образом зависит от мнения людей о нем. Взгляд учителя есть то, что меняет человека. Потому что учитель видит в человеке лучшее.
Учительство и ученичество - это одно явление. Мы непрестанно транслируем самих себя на свое окружение. Люди учатся у нас не тому, что мы говорим, но тому, во что мы верим, и все учатся друг у друга.
Почему же признают учителя? Учитель есть тот, кто сам жадно учится у всех явлений окружающей жизни и заражает этой жаждой учиться окружающих его людей. И люди начинают жадно учиться - в первую очередь у него, как у источника этой жажды. Потому лучший ученик становится лучшем учителем. Чтобы учителю совершенствоваться, ему нужно становиться лучшим учеником.
Этот принцип хорошо выражен в коучинге: у каждого коуча должен быть свой коуч. Но, как мы знаем, эффективность - это всегда балансирование между двумя противоположными качествами, и совмещение их - это всегда взрыв эффективности. Самое эффективное отношение с точки зрения развития - это всегда отношения ученик - учитель. И то, что характеризует их отношения, есть преданность, без которой обучение в принципе не возможно.
продолжение следует...
12 канв:
Канва первая. Надежда (харизматичность/скромность) Канва вторая. Служение (Индивидуальность/единство) Канва третья. Мудрость (Мудрость/Смирение) Канва четвертая. Любовь (Учить/Учиться)