"Блогер не по-кубански" или если не ЖЖ, то кто?

Mar 31, 2013 16:27

В выходные меня мало кто читает, поэтому можно писать на острые темы.
:)

Итак, в прошлый четверг я в качестве спикера почувствовал в дискуссионном клубе "Почестноку", где обсуждение велось вокруг темы "Блогеры по-кубански". Не буду описывать бурную дискуссию с описании "блогеры - это закомплексованные люди, жаждущие славы", "доверять нужно не блогерам, а СМИ" и "популярный блогер - это обязательно состоявшийся в жизни человек". Так же не буду описывать холивар, последовавший за мероприятием в соц. сетях, чтобы не разводить срач здесь (кому надо - дам ссылки).

Мне бы хотелось коснуться тезисов озвученных мной, поскольку это напрямую касается перспектив Живого Журнала как площадки и направления развития блогосферы. Начну с банальности.

В последние годы Блогеры стали значимым явлением в общественной жизни: Блогеры приглашают на премьеры и выставки, блогеров цитируют СМИ, Блогеры разоблачают чиновников и встречаются с топ-чиновниками), блогеры. устраивают общественные компании, задают моду и просто привлекают наше внимание. При этом нет оставшегося определения термина Блогер, который бы четко описывал эту группу. Более того, каждый человек произнося это слово вкладывает тот смысл, который хочет вложить. Для одних это обязательно автор дневника в жж, с постами в несколько тысяч знаков, другие под Блогером разумеют любого создателя уникального клиентов на любой площадке, а для кого-то Блогеры - это бездельники из интернета (чего-то добился - уже не Блогер!)).

Отсутствие. четкого определения порождает путаницу и несущий в понимании явления. Долгое время Блогер в основном ассоциировался с автором дневника в ЖЖ, аудитория которого (lj)в определенный период выделялась своими качественного составляющими. Если среднестатистический Блогером была студентка-москвичка с Ли.ру, Я.ру или Дайри, то средним обитателем ЖЖ был мужчина москвич 26-28 лет работающий и уже достигший определенных результатов. К тому же с самого своего начала ЖЖ был площадкой интеллектуалов, которые если и не составляли большинство, то были значительной частью во многом определяя формат площадки. Русский сегмент ЛайвДжорнал с какого-то момента оказался местом, где формировались медицина повестка и тренды, на площадке которого шли значимые для общества дискуссии и авторы которого отчасти формировать наше представление о реальности. Став местом, где собираются многочисленные талантливые авторы ЖЖ превратился в мощную альтернативу СМИ, в то время как традиционные СМИ в массовом порядке переходили под контроль власти и "стухали", попадая под контроль власти. ЖЖ стал ассоциироваться с блогосферой в целом, оставаясь лишь одной ее частью.

И вот теперь мы снова подходим к вопросу, а кто-же такой блогер и что же такое блогинг? Классическое определение блога  - это дискуссионный или информационный сайт, состоящий из сообщений, формирующихся обычно в обратном хронологическом порядке (по крайне мере, так считает Википедия http://en.wikipedia.org/wiki/Blog). Т.е. до недавнего времени что-бы попасть в блогеры необходимо было обзавестись собственным сайтом, поддоменом на сайте (как в ЖЖ), или персональной страницей. Блог - был автономным пространством и подразумевал (как правило) авторство - т.е. опубликованные сообщения были текстом, ценность которого оставалась через время после появления, и имели аудиторию читателей.

Этим они отличались от социальных сетей и других соц. сервисов, где вместо авторства было общение, т.е. контент как правило утрачивал свою ценность сразу после завершения общения, а аудиторией контента являлись исключительно его адресаты.

Особенностью российской блогосферы благодаря общим площадкам было взаимодействие различных ее частей друг с другом. Например  на Западе, где с начала 2000-х маститые блогеры ушли с блог-хостингов на отдельные площадки и западная блогосфера представляет набор разрозненных сообществ и лакун, замкнутых в небольшие групки и не взаимодействующих друг с другом. В тоже время в России блогосфера до последнего момента - это одно общее поле, на котором происходит взаимодействие и где члены разных групп открыты для общения друг с другом, а сами группы как бы проникают в друг друга. собственно про Тёму Лебедева, Мицгола, Носика и Алексея Навального вы и так знаете без меня, поэтому эту часть пропускаю. Отмечу лишь, что зарождение отечественной блогосферы пришлось на эпоху диалап-связи, когда в силу естественных ограничений канала (вспоминаем интернет через стационарный телефон), блогосфера, как и интернет в целом были текстоцентричными. Даже с развитием IDSL-связи и значительным увеличением размера канала русская блогосфера сохраняла текстовый вектор.

Но ничто не вечно под луной и в вечно меняющемся мире одни изменения приходят на смену других, заставляя трансформироваться саму среду. Еще в период золотого века блогосферы, на арене популярных интернет ресурсов появились Сочиальные сети, которым суждено было отнять пальму первенства в качестве популярной интернет площадки и Блог-хостингов. Первоначально соц. сети являлись альтернативой блог-хостингам, став прибежищем школьников, домохозяек, студентов, людей кому за сорок и т.д. - т.е. всех тех, кто хотел именно общаться в интернете и кому блог-площадки для этого были слишком громосткими. При этом рост аудитории социалок шел нога в ногу с общим ростом аудитории Рунета. Те люди, которые раньше появлялись здесь эпизодически теперь прочно обосновались в таких милых Одноклассинках, Вконтакте, Моем Мире  и т.д.

К концу нулевых до отечественного юзера дошли западные социалочки вроде Facebook и Twitter. И если на сомом Западе они были таким-же прибежищем "школоты", домохозяек и людей старшего среднего возраста, то в России туда начала перетекать "качественная аудитория". Причин было несколько. Во-первых аккаунтами в Fb и Tw обзаводились те, у кого были друзья иностранцы. Плюсы социальных сетей мы все знаем и общаться через них легче чем через почтовы ящик. Во-вторых отечественный бомонд потянулся к западным социалкам, за западными звездами (заводящими там аккаунты) и западными трендами. В-третьих на новой территории (прежде всего в Fb) сформировалась комфортная для бомонда полузакрытая среда, где людей было не много, а главное все свои.  В-четвертых, Twitter изначально запустил новое явление микроблогинга (синтеза блогосферы и социальных сетей), когда блогин значительно упрощался и нивелирвался до 140 символ в сообщение, при этом продолжая выполнять все основные функции блогосферы  (самопрезентации, развлечения, сплочения и удержания социальных связей, мемуароврефлексии психотерапевтической, и продвижение товаров и услуг). Дальше подобную систему микроблогинга на своих площадках установили Facebook и Вконтакте, создав хоть и криво-косую, но тем не менее альтернативу традиционному блогингу.

В тоже время ЖЖ как флагман отечественной блогосферы вместе со значительным ростом популярности начал переживать сопутствующие ему перегрузки. Во-первых "нашествие школоты" как окрестили это сами сторожилы ЖЖ, т.е. профанов, плохо разбирающихся в устоявшихся нормах сообщества. Во-вторых при серьезном росте аудитории Живой Журнал долгое время сохранял функционал начал 2000-х, т.е. хоть и заточенный под блогинг, но обладающий множеством недостатков  в третьих блогосферу распугали эксперименты с рекламой и нововведениями (красная звездочка, как ужас блогера) от SUP-а (компании, управляющей ЖЖ). Не зная, как монетизировать ресурс, люди пускались в эксперименты, которые не приносили денег, но отпугивали аудиторию. В-четвертых   став одной из главных медийных площадок ЖЖ ощутил пристальное внимание власти и различных бизнес-групп, а вместе с этим стал ареной пиар-игр. Сначала на жителей уютненького обрушились тысячи спамеров, троллей, ботов и просто накрутчиков. А потом, Живой Журнал стали нарывать цунами DDos-атак. Именно последние стали причиной массового оттока аудитории. Люди, подсевшие на крючок виртуальной зависимости и нуждавшиеся в постоянном потребление и транслирование информации с трудом переживали литургический сон уютненькой днявки. Плюс к этому перманентное хамство менеджмента ЖЖ (речь идет о коне нулевых).

Именно со времени DDos-а начался массовый и ощутимы исход той самой качественной аудитории. При этом рост аудитории ЖЖ все равно продолжался и продолжается сейчас. Вот только темпы роста его значительно уступают конкурентам социалкам, а качество аудитории потихоньку движется к  "среднему по по больнице", хотя конечно до сих пор находится на очень высоком уровне.

И это все на фоне отмирания текстоцентричного формата блогинга, на смену которому приходит медиаформат: картинки и ведео, тобишь фотоблогинг и видеоблогинг. А большие тексты, как например вот этот с каждым годом читают все меньше людей

Зачем я написал так многа буков? Ответ очевиден чтобы подвести тех немногих читателей к казалось бы простому факту. К тому, что если блог - в обыденном сознание - это по прежнему онлайн страница  на личном сайте или поодомене блогхостинга с дневниковым типом записей, то сам блогинг значительно трансофрмировался и уже не является чем то строго определенным и в одних и тех же границах. Микроблоги могут вестись, а точнее ведутся на тех же самых площадках Twitter, Facebook и Вконтакте, выполняя все те же функции.  Причем у Facebook так вообще сообщения могут быть больше тысячи знаков, и выглядеть как полноценные посты. Правда сам дизайн Facebook довольно не удобен для чтения со стационарных компьютеров, зато он хорошо заточен под мобильные устройства, число которых постоянно увеличивается. А в скором времени у самой популярной социальной сети планеты должны появится древовидные комментарии, которые станут еще одним аргументом  в пользу ухода из ЖЖ.

Уточню еще раз, что если мы рассматриваем блогинг, не как написание постов в ЖЖ, а как явление создания и обсуждения текстов, то нам придется констатировать, что потихоньку социалки отъедают уту сферу в плане механизмов, авторов и аудитории у ЖЖ и других традиционных блог. платформ. И если в регионах, в частности блогерам по-кубански, это еще заметно не очень, то в Москве и мегаполисах этот процесс идет во всю.

Реагирует ли на это руководство Живого Журнала? Да, в конце 2011 г. у ЖЖ в очередной раз сменилось руководство и его возглавил энергичный и вменяемый Илья Дронов. Руководство Живого Журнала начало вести диалог с блогерами, в ЖЖ заработал нормальный инструмент монетизации (ЖЖ-промо),  был изменен алгоритм ЖЖ-шного рейтинга, позволившего попадать в топ реально актуальным записям. Важно, что идя проседание в столицах, руководство ЖЖ решил начать осваивать регионы, начав активно взаимодействовать с популярными региональными авторами и назначив послов в ЖЖ. За регионы отвечает неугомонный и креативный Олег Бармин. Но при продолжающемся росте аудитории ЖЖ, размывание ее качества продолжается. А главное продолжается исход  тех, кто олицетворял ЖЖ в нулевых.

Что же касается регионов, то администрация Livejournal не пошла на очень важный шаг - не создала звезд местной величины, заявив но так и не создав региональные рейтинги. Рейтинг - это очень важная вещь позволяющая  авторам и аудитории ориентироваться в важных местных темах и персонах. Его наличие привлекло бы к блог-хостингу новую аудиторию, но этого так и не произошло.

Еще одной немаловажной вещью для выживания Живого Журнала является приведение его в адекватный для сегодняшнего дня вид. Так с каждым годом у ЖЖ растет количество мобильной аудитории, лиim половина из которой пользуется Андроидом и iOs-ом, казалось бы, можно позаботится о своих перспективных читателях. Но руководство Живого журнала предпочитает не сильно обращать на них внимание. Стандартный интерфейс тоже меняется крайне редко. Так фильтры друзей в ЖЖ пришли к нам из эпохи начала нулевых и пользоваться ими, как и разбивать френдов на группы кране сложно. Еще хуже обстоит дело с внутренними сообщениями. Приводить их в божеский вид нужно было сразу, как только новая команда осознала необходимость перемен. Артемий Лебедев, разработавший новый дизайн даже четко это прорисовал. И что? Мы до сих пор ходим в Вконтакт или Facebook, чтобы отослать собрату блогеру личное письмо, каждый раз задумываясь, а не остаться ли там навсегда.

Интернет не стоит на месте и развивается день ото дня. Активное развитие технологий меняет привычный нам уклад. И если некоторые сервисы по каким-то причинам не успеваю за изменениями, то они рано или поздно потеряют свои лидерские позиции. Как не прискорбно, но все мы св вами наблюдаем это в ЖЖ (хотя бы взять заметно уменьшившееся количество комментариев в постах).

Сейчас совиновными трнедами развития интернета в целом является развитие мобильной связи, видеотехнологии, визуализация контента (например, иконаграфика)  и дальнейшее развитие социальных сетей. Думаю и блогосфера будет двигаться в этом направлении, а место блогеров в генерации контента будут занимать лидеры мнений с большим социальным капиталом офф-лайн. А геометрическое возрастание количества источников и информации будет способствовать тому, что информация все чаще будет потребляться не системно, а хаотично.   При этом особый статус ЖЖ будет сохраняться еще долго даже при продолжении постепенного угасания.

В  этом посте я не раскрыл отличие микро- и макроблогеров, а также не достаточно описал " социальных лидеров мнений" . Если кому-то это интересно, тему продолжу.

Как-то так.

ИМХО

Социальные сети и Блоги, Мысли вслух, Блогеры

Previous post Next post
Up