Выношу из комментов, спасибо
9_jizney !
http://dmitrij-sergeev.livejournal.com/481094.html?thread=5527878#t5527878_______________________________________________________________
dmitrij_sergeev :
Есть ли в Израиле партии, выступающие за отмену деления населения на касты "евреев" и "нееввреев"? Если нет, то все остальное происходящее - фракционная борьба внутри единого расистского движения. "Левые и правые уклоны".
9_jizney :
Пока что, насколько мне известно, только партия Балад официально заявила в рамках своей предвыборной деятельности, что "равенство подразумевает отказ евреев от своих привилегий".
dmitrij_sergeev :
Хорошо, но не густо))
Звучит как демократическое требование уравнять в правах арийцев с инородцами в Германии. А кстати, Вы не могли бы коротко перечислить эти привилегии. А то тут на голубом глазу удивляются, где это я такое мог углядеть.
9_jizney :
Пожалуйста. Первая и главная привилегия евреев (и даже их нееврейских родственников) сформулирована в Законе о Возвращении. По этому закону, как известно, любой еврей в мире в любой момент может стать израильским гражданином, обладателем всех гражданских прав (и даже некоторых привилегий по сравнению с коренными израильтянами) - на основании того, что якобы его предки были изгнаны отсюда 2000 лет назад. Вместе с тем, ни один араб не может вернуться на территорию Израиля, если даже он сам лично убежал в 48 году из, скажем, обстреливаемой Таршихи за 10 километров в Ливан. Для него не предусмотрены никакие процедуры воссоединения с семьей, никакие правила возвращения. Впрочем, в Израиле вообще не предусмотрен процесс получения гражданства неевреями в силу натурализации. Также не разработана система приема беженцев, если они не евреи.
Понятно, что привилегия Закона о Возвращении связана с "демографией", понимаемой как сохранение любыми средствами абсолютного еврейского большинства. С ней же, родимой, связаны и другие дискриминационные законы - например, поправка 2003 года к Закону о гражданстве, которая отказывает в проживании на территории Израиля семьям, в которых один из супругов - житель Западного берега или Газы. Палестинец, разумеется - если это еврей, живущий там же в поселении, на него это не распространяется. Причем эта поправка имеет даже ретроактивную силу - то есть, живет себе семья, и вдруг один из супругов получает приказ о высылке за пределы Израиля. А хочешь остаться с семьей - бери ее с собой. Разумеется, под эту поправку подпадают почти исключительно арабские семьи - хотя, наверное, вздумай еврей жениться на палестинке и привезти ее в Израиль, ему (ей) тоже чинили бы препятствия.
Еще одна привилегия евреев - это Закон об оставленной собственности.
Еврей может претендовать на возвращение своей частной собственности (или даже чужой, но "еврейской" частной собственности), оставленной им (или вообще любым евреем) из-за военных действий или по любой другой причине, араб же - ни-ни. Если он не оказался дома на определенное число и месяц в первые дни существования Израиля - его собственность отошла государству, и это не может быть оспорено.
Все, что касается собственности на землю и долгосрочной аренды земли. В Израиле частных земель очень мало - процентов 7. Остальная земля - государственная либо принадлежит Еврейскому национальному фонду "Керен Кайемет". По Основному закону "государственная земля не может быть продана". Но может быть подарена - например, передана той же Керен Кайемет. Распоряжается вопросами земли Земельное управление Израиля, в котором половина членов - представители той же Керен Кайемет и вообще даже не израильтяне - но евреи, конечно, а вторая половина - израильтяне, и среди них, по-моему, сейчас уже есть "целых" два араба (на 28 человек). Там решается, кому передать землю или сдать ее в долгосрочную аренду (которая автоматически продлевается, поэтому практически равносильна покупке). Угадайте, кто в результате землю получает, а кто - нет.
Еще о привилегиях -
Все, что касается строительства/приобретения жилья, вступления в жилищные кооперативы, получения ипотечных ссуд. По закону, нельзя отказать в приобретении новой квартиры человеку, если он араб. Но можно официально заявить, что "этот район/дом/поселок предназначен для "новых репатриантов" и демобилизованных солдат". Как правило, евреи подпадают либо под ту, либо под другую категорию. Арабы же, таким образом, автоматически выбывают из претендентов на квартиры. Кроме того, "новые репатрианты" и люди, отслужившие в армии, могут получить ипотеку на льготных условиях (которые тоже грабительские, но все же лучше, чем не льготные). На арабов же это, само собой, не распространяется.
Ни один арабский населенный пункт не имеет статуса "района национального предпочтения" или "района развития", который позволяет еврейским населенным пунктам получать дополнительный бюджет и разные льготы, даже если они населены бедными людьми, не платящими сполна налоги. Долгосрочное планирование с отведением участков под жилищное строительство и под промышленные зоны тоже проводится почти исключительно для еврейских населенных пунтков или районов.
Таким образом, обычные гражданские права превращаются в привилегии для "титульной" группы населения.
Между прочим, что касается службы в армии. Служба в армии изначально считалась в Израиле тоже привилегией евреев. В первые годы существования государства правительство рассматривало вопрос, как преподавать военную подготовку в школах, где есть также ученики-арабы,- ведь арабы обижаются, что их отстраняют от этих занятий. Было решено в смешанных школах военную подготовку отменить. Арабский парламентарий Туфик Зияд пытался провести закон об обязательной военной службе для арабов тоже. Это понятно: в маскулинном арабском обществе все, что связано с военной службой, мундирами, чинами - престижно; кроме того, демобилизованные солдаты также получают от государства различные льготы. Но закон не прошел. Арабы перестали обижаться после 67 года, когда под контролем израильской армии оказались их родственники на оккупированных территориях. А с началом интифады, а затем и с прибытием большой волны иммигрантов из России, традиционно относящихся к военной службе как к вырванным годам, и местный дискурс стал меняться...
Достаточно пока?...
.................................
От себя добавлю, кроме юридических привилегий налицо еще и общественное одичание. В Израиле и среди политических сторонников Израиля мало кого смущает публичное обсуждение, так называемой «демографической угрозы» (то есть слишком успешного, на взгляд патриотов, размножения арабов) и способов борьбы с нею.
Точно так же популярны общественные дискуссии о перспективах так называемого «трансфера», то есть депортаций арабов с «еврейской земли».
Если бы в советское (или в постсоветское) время в России в СМИ открыто обсуждались бы способы избавления страны от евреев, мало кто сомневался бы в том, что это указывает на зашкаливающий уровень юдофобского расизма. Юдофильский и исламофобский расизм - это абсолютно то же самое явление. Хотя сами расисты понимать это решительно отказываются.