А что здесь неправильно? Посмотрите на Библиотеку им. Ленина, станцию Динамо - ярко выраженные черты ар-деко. Это просто вопрос названия, как в случае с модерном: во Франции - ар-нуво, в Германии югендстиль, в России - модерн, а стиль-то, по сути, один.
Насчет общих черт сталинской архитектуры с тем, что в Европе называлось "арт-деко", это еще большой вопрос. Но главное, что ар-нуво, югендстиль, модерн и т.п. - это локальные варианты одного общего художественного явления, там взимосвязи несомненны. И единая художественная эволюция налицо. А сталинская архитектура возникла за железным занавесом, в полной изоляции и в особых условиях, ничего общего с заграничными не имеющими. И по совершенно другим причинам. Очень поверхностное, притянутое за уши сходство отдельных декоративных элементов - не повод для того, чтобы абсолютно разные генетически явления подводить под одно название.
Ар-деко крайне разнообразен внешне даже в пределах той же Европы: это и здания с чертами неоклассицизма, и постройки с минимумом декора,внешне близкие нашему конструктивизму, и явившиеся предтечей модернизма. А железный занавес здесь ни при чем. Советская архитектура 60-70х тоже развивалась в условиях железного занавеса. Но тем не менее, вполне четко вписывается в определение "модернизм", распространенный в те годы повсеместно.
Железный занавес очень даже при чем, потому что в отличие 60-70-х, в 30-е годы он был абсолютный. Ни книг, ни журналов, ни личных связей. И даже заикнуться о том, что на Западе что-то такое архитектурно хорошее бывает (не древнее, а сейчас) нельзя было. Чистое самоубийство. То, что происходило тогда в советской архитектуре было полностью изолированным специфическим доморощенным явлением, совершенно непонятным извне. И жило оно по совершенно иным правилам и законам.
А в 1960-70 между западной и советской архитектурой вообще не было идейных расхождений, мы учились по западным книжкам и журналам.
Кстати, слово "модернизм" тоже совсем недавнего, советско-российского происхождения. За пределами СССР оно неизвестно - ни раньше, ни сейчас. Есть выражение "современная архитектура" - на разных языках.
В советской архитектуроведческой литературе эти здания были отнесены к неоклассике предвоениого периода. Вместе с тем, по своему художественному языку они являются оригинальной отечественной веткой международного стиля ар деко.
О Господи! Уже и дом на Карповке, оказывается "ар деко"!
Ведь ясно же, что изначально это нормальный современный дом, "конструктивистский", если угодно. Только очень роскошный по программе. Это очевидно по проектному макету и чертежам. Просто строительство затянулось на 1932 г., вышел приказ "возрождать наследие" и уже выстроенному вчерне (или строящемуся) зданию лихародочно начали придумывать декор. И весь ар-деко. Черт знает что.
Самое лучшее определение для такой архитектуры - дома-мутанты. Дому на Карповке еще повезло, мутировал в меру, а многим другим досталось по самое не могу. Отделали как Бог черпаху. Как театр в Новосибирске.
Comments 31
Reply
Reply
Но главное, что ар-нуво, югендстиль, модерн и т.п. - это локальные варианты одного общего художественного явления, там взимосвязи несомненны. И единая художественная эволюция налицо.
А сталинская архитектура возникла за железным занавесом, в полной изоляции и в особых условиях, ничего общего с заграничными не имеющими. И по совершенно другим причинам. Очень поверхностное, притянутое за уши сходство отдельных декоративных элементов - не повод для того, чтобы абсолютно разные генетически явления подводить под одно название.
Reply
Reply
То, что происходило тогда в советской архитектуре было полностью изолированным специфическим доморощенным явлением, совершенно непонятным извне. И жило оно по совершенно иным правилам и законам.
А в 1960-70 между западной и советской архитектурой вообще не было идейных расхождений, мы учились по западным книжкам и журналам.
Кстати, слово "модернизм" тоже совсем недавнего, советско-российского происхождения. За пределами СССР оно неизвестно - ни раньше, ни сейчас. Есть выражение "современная архитектура" - на разных языках.
Reply
http://www.forma.spb.ru/magazine/articles/ar-deco/ar-deco.shtml
Reply
Ведь ясно же, что изначально это нормальный современный дом, "конструктивистский", если угодно. Только очень роскошный по программе. Это очевидно по проектному макету и чертежам.
Просто строительство затянулось на 1932 г., вышел приказ "возрождать наследие" и уже выстроенному вчерне (или строящемуся) зданию лихародочно начали придумывать декор.
И весь ар-деко.
Черт знает что.
Reply
Reply
Leave a comment