Род баронов Гартингов в конце 19 - начале 20 в. владел многими усадьбами в окрестностях Несвижа, Пинска и Минска. В частности, этот род довольно долгое время был владельцем чудесной дворянской усадьбы в
Заушье , а также имел собственный дом в местечке
Снов тут же неподалёку.
Родословная Гартингов, живших в окрестностях Несвижа восходит к Марку Гартингу - настоящему морскому волку из нидерландского Амстердама, в далёком 17 столетии бороздившему просторы океанов от Лондона до Индонезии! В то время нынешнее Королевство Нидерланды было Республикой Соединённых Провинций Нидерландов. Морская торговля и освоение земель на других континентах было важнейшей основой благополучия этой страны, находящейся в окружении многих могущественных европейских монархий того времени. Свой вклад туда своим важным и престижным трудом вносил и Марк Гартинг. Именно у таких, как он в это самое время учился устройству флота российский государь Пётр I.
Сын Марка - Мартин Гартинг (1690 - 1737) - пошёл по стопам отца и также стал мореходом. Имел звание адмирала голландского флота! Мартин имел двух сыновей Николая (1714 - 1766) и Марка (1715 - 1793). Ветвь, которая пришла затем в несвижские края, продолжилась от первого из них.
Сыном Николая Гартинга был также Николай (1752 - 1795). Он, выражаясь фигурально, сошёл с моря на сушу, и стал известен не как мореплаватель, а как бургомистр одного из красивейших городов Голландии
Лейдена .
К сожалению, к концу 18 века от былого величия «владычицы морей» Голландии уже мало что осталось. В 1780-х годах она проиграла Великобритании войну за ряд своих заморских колоний. После этого многие политические силы в Республике Соединённых Провинций стали обвинять тогдашнего правителя Вильгельма V Оранского в политике уступок англичанам. В стране началась гражданская война. Вильгельм V обратился в ней за помощью к немцам, а его противники к французам, которые в итоге и одержали победу и постепенно сделали Голландию своей марионеточной страной.
Возможно, что всё более усиливающееся влияние наполеоновской Франции и привели к тому, что в 1803 году молодой поручик сын Николая Гартинга Мартин (1785 - 1824) покидает свою родину и отправляется на службу к императорскому двору Российской империи. Там он был принят подпоручиком в инженерный корпус. Вскоре Мартину Гартингу представилась первая возможность повоевать с очевидно ненавистным ему Наполеоном Бонапартом в рамках Войны Третьей коалиции. Он участвовал в боевых действиях на территории Северной Германии, в составе корпуса
Петра Толстого брал Ганновер. Успешная служба позволила Мартину Гартингу в 1808 году быть переведённым в свиту Его Императорского Величества. После участия в
Русско-Шведской войне 1808-1809 гг. он ещё больше продвинулся по военной лестнице став в 1809 г. капитаном, а в 1811 г. подполковником. Во время кампании 1812 года Мартин попадает на территорию бывшей Речи Посполитой в составе 1-й Западной армии под руководством генерала Михаэля Барклая де Толли. Мартин участвует в сражениях с наполеоновскими войсками под Островно, Смоленском, Валутиной горой. Участвовал в знаменитом Бородинском сражении, во время которого получил тяжёлое ранение в ногу. После этого Мартин Гартинг был переведён с полевой службы на службу при штабе Михаила Кутузова. По итогам кампании 1812 года Мартин получил звание полковника, орден святой Анны 2-й степени и золотую шпагу с надписью «За храбрость».
Примечательно, что большинство будущих соседей его потомков воевала в это время против него на стороне Наполеона. Чего стоит одна только судьба Доминика Радзивилла, отправившегося из Несвижа с отступающими французскими войсками, чтобы воевать вместе с ними в Европе!
Отправился в Европу и Мартин Гартинг - чтобы всё так же беззаветно сражаться с наполеоновской армией. В Европе в 1813 - 1815 годах он принял участие в самых крупных сражениях этих кампаний (битвах при Дрездене, Кульме, Лейпциге и мн. др.), дважды в составе российских войск входил в Париж. В этих сражениях он получил ещё несколько довольно серьёзных ранений, но оставался в армейском строю до самого конца заграничных походов российской армии. В итоге разгром Наполеона окончился триумфально и лично для Мартина Гартинга: в 1814 году он был награждён высшей военной наградой Российской империи - Орденом святого Георгия IV степени. А в 1815 году (в 30 лет!) он был произведён в звание генерал-майора! Так за 10 лет он прошёл путь от младших офицерских званий до генеральских.
После наполеоновских войн Мартин Гартинг служил в армии на территории Беларуси в должности генерал-квартирмейстера. Он умер от последствий своих боевых ранений ещё довольно молодым в 1824 году в Могилёве.
Мартин был женат на знатной женщине - графине Амалии-Дорофее Ламздорф. Дочери члена Государственного совета Российской империи, генерала от инфантерии
Матвея Ламздорфа . Думается, что такой человек абы за кого свою дочь замуж не отдал! В браке у них родились три сына - Густав (1819 - 1879), Константин (1821 - 1891) и Николай (1823 - 1899). Судьбы первого и второго оказались связанными исключительно с белорусской землёй и дворянской культурой Речи Посполитой. Новое поколение Гартингов из потомства Константина и Николая по культуре и укладу стали неотличимы от «коренной» литовской шляхты.
Ну а младший - Николай - сделал себе блестящую карьеру на территории России. Был губернатором и почётным гражданином нескольких городов, попечителем больниц и гимназий, членом Правительствующего сената Российской империи. Обо всех его заслугах в подробностях повествует
статья в Википедии.
Но даже такой важный человек, как Николай Гартинг, по примеру своих старших братьев, приобрёл имения на Литве - Колодное и Цмень в Пинском уезде (нынешний Столинский район). Однако заниматься он ими так и не смог и в итоге продал в казну.
Остальные братья поступили следующим образом. Константин Гартинг в 1857 г. приобрёл имение Теляково недалеко от Узды, а позже Дукору между Минском и Игумном, а старший Густав в 1854 году покупает дворец в местечке Снов.
Ещё до покупки имений в Литве Густав Гартинг долго служил в гусарских полках Российской империи на территории Украины - в Елисаветграде и Мариуполе. В боевых действиях участия он не принимал, однако же дослужился до чина гусарского ротмистра. При его выходе в отставку в 1841 году царский наместник в Варшаве, генерал-фельдмаршал князь Иван Фёдорович Паскевич дал ему следующую характеристику:
"Отчёты, какие имел по службе, всегда предоставлял в срок; жалобам не подвергался; слабым в отправлении обязанностей службы и по званию начальника не замечен и вопреки должной взыскательности по службе, беспорядков и неисправностей между подчинёнными не допускал. В неприличном поведении оглашаем и изобличаем не был".
После ухода с военной службы главные усилия в своей жизни Густав Гартинг прилагал к обустройству имений в Снове (где был построен новый усадебный дом) и Заушье. Имение Заушье с начала 1870-х годов он держал в аренде, а окончательно оно перешло в родовую собственность уже после его смерти.
Барон Густав Мартинович Гартинг
Густав Гартинг был женат дважды и оба раза на представительницах местных литовских дворянских родов. Первой его женой была графиня Людвика Неселовская, в браке с которой родились дочь Амалия (1840 - 1900) и сын Константин (1843 - 1914).
Константин Гартинг был человеком удивительной судьбы. Родившись и проведя детство в Заушье, он учился в дворянской школе в Новогрудке, затем (по семейной традиции) был отправлен на учёбу в воиское училище в Петербург, а после и вовсе в земледельческую академию в бельгийский город
Жамблу . Последнее, очевидно, не без участия отца, который видел в нём наследника своих образцовых имений. К сожалению, не сложилось. В 1863 году Константин Гартинг прямо посреди учебного года узнаёт о начале восстания в Польше и уезжает из Бельгии, чтобы вступить в какой-нибудь повстанческий отряд. В итоге он оказывается в отряде
Мариана Лангевича и разделил с ним его печальную участь. После поражения в боях с российскими войсками он, раненый, бежит обратно в Бельгию, но уже без места в академии и без средств к существованию. Очевидно, в это время владения Гартингов в Литве спасли от конфискации только память о его деде, прославленном генерале, и добрая среди российских властей репутация его отца. Потрясающий поворот судьбы - потомок голландских дворян на службе у Российской империи (и на какой службе!) воевал теперь против этой империи за «польское дело»! Что творилось в это время в доме Гартингов, можно только предполагать. Конечно, добрая память отца-генерала и брат-губернатор уберегли имение Густава Гартинга от конфискации, но… Пришлось на деле демонстрировать, что «отец за сына не отвечает». Константин Гартинг лишился отцовского протежирования и пансиона. Чтобы добывать средства к существованию в далёких от родины краях, Константин был вынужден наняться рабочим на бельгийские угольные шахты! Так внук генерал-майора из свиты Его Императорского Величества, сын богатого землевладельца Минской губернии оказался простым шахтёром! Лишь спустя некоторое время его «вытащили» из шахт его боевые товарищи-земляки, и он стал работать в польских организациях в Париже. Там он счастливо дождался амнистии участникам восстания и вернулся в Польшу, где скончался в 1914 году. Никакого наследства от отца он не получил.
Кстати, сын Константина Гартинга Казимир (1870 - 1920) был женат на дочери знаменитого владельца имения
Наднёман Якова Наркевича-Иодко!
Однако вернёмся к Густаву Гартингу из Заушья. После смерти Людвики Неселовской в конце 1840-х годов он в 1851 г. женился на Эльфриде Друцкой-Любецкой - представительнице знатнейшего княжеского литовского дворянского рода. В этом счастливом браке родилось много детей.
Первой была дочь Софья (1853 - 1928). Она стала женой Винсента Володковича - кстати говоря, сына Алины Друцкой-Любецкой - сестры своей матери (то есть, Софья вышла замуж за своего кузена). Потомки девятерых(!) детей от этого брака продолжают славный род Володковичей до сих пор.
Затем родился Николай Гартинг (1854 - ?). О нём несколько позже, так как именно он стал наследником своего отца вместо своего сводного брата-повстанца Константина.
Иосиф Гартинг (1856 - ?) в 1880-х годах женился на Софье Кобылинской, но потомства так и не оставил.
Мария Гартинг (1858 - 1891) в 1888 году вышла замуж за Станислава Выржиковского, но уже через три года умерла бездетной.
Ядвига Гартинг (1859 - ?) о её судьбе ничего неизвестно.
Эльфрида Гартинг (1861 - ?) стала женой щляхтича с Витебщины Казимира Селявы.
Алина Гартинг (1863 - 1945) стала женой последнего из знаменитого во всей бывшей Речи Посполитой рода Рейтанов - Юзефа Рейтана. Из за травмы, полученной при падении с лошади, она не могла иметь детей. Поэтому она брала на воспитание в своё имение крестьянских девочек-сирот, наделяла их приданным, когда они выходили замуж. Ранняя смерть мужа и бездетность, к сожалению, стали не последними бедами в судьбе этой замечательной женщины. В 1939 году, в возрасте 76 лет, её арестовывает НКВД и отправляет в ссылку в Казахстан, где Алина Гартинг и умирает в 1945 году.
Самый младший Густав Гартинг (1864 - ?), очевидно, по замыслу отца должен был продолжить традицию военного служения рода Гартингов Российской империи. С детства он был отдан на обучение в самое элитное учебное заведение Императорской России - в Пажеский корпус Его Императорского Величества. А затем произведён корнетом в Лейб-гвардии Уланский Его Величества полк.
Портрет Густава Густавовича Гартинга времён его службы в Уланском полку лейб-гвардии Его Величества в Варшаве в 1880-1890 -е годы, выполненный в популярной в ту пору технике силуэта.
Он был женат на француженке Жанин Моранди и зимой уезжал жить в её дом в Ницце. А летом семья возвращалась в родовое имение в Горний Снов.
Семья Гартингов в имении Горний Снов в 1930-е годы
У Густава и Жанин было четверо сыновей, которых звали больше на французский манер: Марсель (1904 - 1940), Рене (1907 - 1939), Мишель (род. 1910, умер маленьким) и Антоний (1919 - 2008).
Семья Гартингов в имении Горний Снов в 1930-е годы
Теперь чуть подробнее о Николае Густавовиче Гартинге, который стал владеть имениями отца в Заушье и Дольнем Снове после его смерти в 1879 году. После вступления во владение имением он женился на своей кузине (дочери своего дяди Константина из Дукоры) Филиберте Гартинг. Их детьми были Густав (род. в 1888 г.), Мария (род. в 1890 г.), Константин (род. в 1891 г.) и Генрих (род. в 1892 г.). Сыновья получали среднее образование в знаменитой
петербуржской школе Карла Мая .
Густав Николаевич Гартинг в гимназические годы
Уже в 1905 году Филиберта Гартинг упоминается в документах как единоличная владелица имения Заушье, что может свидетельствовать о том, что в это время Николая Густавовича уже не было в живых. Наследником отца стал самый младший из сыновей - Генрих. На нём (а также на его двоюродных братьях из Горнего Снова) в 1939 году и заканчивается история Гартингов на Литве…
К сожалению, открытым остаётся вопрос об обстоятельствах получения Гартингами баронского титула. Известен их родовой герб с девизом Semper linea recta in nomine semper («Всегда прямым путём во имя вечности»), однако кем и когда он был получен - неизвестно.
Герб рода Гартингов
Также интересен конфессиональный вопрос. Первые поколения Гартингов в Российской империи были лютеранами, однако постепенно все представители рода перешли в католицизм. Сначала переходили женщины, выходившие замуж за местных дворян-католиков, а вскоре католиками становятся и мужчины. Последний из рода Гартингов в Заушье Генрих Гартинг был католиком, хотя ещё его дед Густав был лютеранином.
Вот таким был этот замечательный род Гартингов, вошедший в историю многих стран и, пожалуй, всей Европы! Начавшись в Голландии, он прошёл через служение Российской империи и Речи Посполитой, а сегодня его потомки - это элита в Польше, Франции, Аргентине. А в Беларуси сегодня мало кто помнит и знает о том, какая интересная и знаменитая фамилия жила когда-то на её земле. Эта земля стала для многих из них родным домом, а для многих -
последним приютом. Однако Гартинги интересуют современных белорусов лишь с точки зрения того, сколько копеек можно выручить за вещи, снятые с их трупов.