Лузитаны как "заблудшие италики"

Jun 20, 2010 22:31

Серия моих эссе о докельтском населении Европы последний раз обновлялась 15 февраля: тогда я писал о многозначности термина «кельты», что порождает проблему отнесения тех или иных археологических культур к «кельтским» или «некельтским».

Мой тайм-аут длился 4 месяца: тема ещё далеко не выдохлась, напротив, она необъятна и состоит из многих частных вопросов, о каждом из которых можно рассказать довольно много.

В этот раз я хотел бы написать о лузитанах. От них происходит латинское название Португалии - Лузитания. Вот что пишет о них русская Википедия:

Лузитаны - древнее племя, обитавшее на юго-западе Пиренейского полуострова, предположительно с 6 в. до н. э. В 61 г. до н. э. были захвачены Римской империей. Около 15 г. до н. э. территория их обитания получила название провинции Лузитания. Современные португальцы считают лузитан своими предками.
Их язык - лузитанский - относится к индоевропейским языкам, однако не входит в кельтскую ветвь, в отличие от соседствовавшего с ним языка кельтиберов.
Предположительно лузитаны пришли с Альп, однако среди историков и археологов ведутся споры об их этническом происхождении. Некоторые современные ученые полагают, что они были коренным народом этой области и первоначально были подчинены кельтам (мнение основано на свидетельстве Страбона, который выводил лузитанов от кантабров).
Существует мнение, что лузитаны являются группой племен кельтского происхождения, связанной с лузонами, населявшими восток Пиренейского полуострова. Многие рассматривают лузитан как коренное иберийское племя, появившееся в результате межплеменных браков.
Первой занятой лузитанами областью была, по всей видимости, долина реки Дуэро и провинция Бейра Алта. После победы над кельтами и прочими окрестными племенами ареал их обитания вплоть до прибытия римлян доходила до территории Эстремадуры.

На мой взгляд, эта краткая статья достаточно объективна, хотя встречаются и иные точки зрения. Так, Большая Советская Энциклопедия (М., «Советская Энциклопедия», 1974 г. Изд-е 3-е, Т. 15) пишет о них как о «племени иберов». На деле, «настоящие» иберы (т.е. племена, которых таковыми называли римляне, и которые говорили на иберском языке) обитали лишь на крайнем востоке Испании - там, где сейчас Каталония. Название "Иберия" распространилось на всю Испанию лишь в римский период, поскольку именно с иберами римляне столкнулись первыми -из всех жителей Испании те обитали к ним ближе всего. Вряд ли в бывшем СССР было много знатоков таких тонкостей: археологией Испании интересовались считанные единицы, да и небезопасно это было: интерес к стране победившего франкизма мог вызвать встречный интерес «органов».

Помимо «иберов», о лузитанах приходилось встречать и домыслы, вроде причисления их к «этрусским колонистам». Что же достоверно известно о лузитанах, их языке и культуре? Позволяют ли известные факты судить с определённостью: кельты это или «докельты»?

Начнём с их культуры и быта. Лузитаны жили в небольших одноэтажных каменных домах. Они носили металлические украшения, в том числе и золотые (искусство металлообработки было известно также кельтам, иберам и тартессийцам, поэтому этот факт ни о чём не говорит). Характерным лузитанским украшением была лунула (шейное украшение в виде полумесяца, распространённое также среди кельтов). Обычно они пили воду, молоко или пиво; вино использовалось только на празднествах.
Также лузитаны практиковали боевые искусства, в частности, кулачный бой, и отважно проявили себя в сражениях с римлянами, которые покорили их лишь к 61 г. до н.э. (подробный отчёт о лузитанской войне оставил Аппиан в «Истории Рима»).

В доступных мне источниках нет чётких указаний на то, к какой археологической культуре могли относиться лузитаны. По-видимому, это культура Кастро, существовавшая с 9 в. до н.э. и до 1 в. до н.э. (время римского завоевания) на территории нынешних Португалии, а также испанских провинций Галисия и Астурия (т.е. практически на тех территориях, где в дальнейшем возникли различные диалекты португальского языка).

Быт лузитанов вполне характерен для многих народов Европы железного века, говоривших на индоевропейских языках. В то же время иберы и турдетаны, обитавшие на восточном и южном побережье Испании и говорившие на неиндоевропейских языках, значительно опережали в своей культуре лузитанов, и по многим культурным характеристикам отличались от них.

Известны имена лузитанских богов: Эндовелик, Атегина, Набия и Требаруна. Также среди почитаемых лузитанами богов римские источники упоминают ларов, нимф и гениев, почитавшихся также и самими римлянами, однако здесь может идти речь лишь об отождествлении чужого культа со знакомым римским - так же, как римляне отождествили своих богов с древнегреческими.

Что же касается лузитанского языка, то он, безусловно, индоевропейский, причём по устаревшей ныне классификации относится к «западной» (centum) ветви индоевропейских языков. Имя вождя лузитанов, возглавившего войну против римлян - Viriathus - содержит корень *vir (мужчина), имеющий параллели и в латинском, и в кельтских, и даже в литовском языке. Также язык представлен несколькими краткими надписями латинским алфавитом (надписи относятся к тому краткому периоду, когда лузитаны ещё существовали как народ под римским владычеством, пока не ассимилировались). Надписи относительно легко интерпретируются: это записи о жертвоприношениях.

Проблема в том, что немногочисленная лексика кратких лузитанских надписей может быть сопоставлена с лексикой как кельтских, так и к италийских языков (последние включали себя, помимо латинского, также фалискский, оскский, умбрский), но именно это и создало проблему для лингвистов. От кельтских языков лузитанский отличается тем, что в нём сохранился начальный p-, утраченный ещё в дописьменный период в кельтских языках, по-видимому, по схеме p > f > h > 0, например, лузитанское porcom (свинья, винительный падеж) соответствует латинскому porca (винительный - porcam) и кельтскому *orc-.

Отсюда возникло несколько гипотез:
1) лузитанский язык - кельтский, но сохранивший архаичные явления, исчезнувшие в прочих кельтских языках. Эта гипотеза получила среди лингвистов довольно широкое распространение: в конце концов, легче все индоевропейские народы древней Испании отнести к единому кельтскому массиву, чем разбираться, кто пришёл после кого.
2) лузитанский язык относится к той же ветви, от которой отпочковались позднее кельтские и италийские языки, но не относится ни к тем, ни к другим, а представляет собой отдельную, ныне вымершую группу. Нелишне вспомнить, что ещё в 19 веке среди лингвистов была популярна идея о «кельто-италийской» ветви в составе индоевропейских языков, настолько близка лексика этих двух языковых групп;
3) наконец, испанские лингвисты Франсиско Вильяр и Роса Педреро отстаивают точку зрения, согласно которой нет смысла выделять лузитанский язык в отдельную группу, он является вполне законным представителем италийской группы языков. В пользу этого, по их мнению, свидетельствует не только лексика и фонетика, но и падежные окончания в лузитанских надписях. Они также интерпретируют с точки зрения италийской этимологии имена лузитанских богов.

По моему мнению, из представленных выше гипотез ближе всего к истине может быть «италийская» версия. Для этого рассмотрим путь, по которому лузитаны могли попасть в Иберию, и почему они оказались на самом крайнем её западе.

На первый взгляд, «италийская» гипотеза выглядит невероятной, если смотреть на неё с точки зрения ареала кельтов и италиков в период ранней истории Рима. В этот период италики с севера были окружены кельтами, на северо-востоке - ретами и иллирийцами-мессапами, на северо-западе - этрусками и лигурами. Казалось бы, лузитанам негде пройти, чтобы попасть в Португалию.

С другой стороны, если Моммзен в конце 19 века ещё мог писать, что следов каких-либо народов, живших в Италии до италиков, "не найдено", то уже в первой половине 20 века среди археологов сложились представления, близкие к современным. Согласно этим представлениям (подробно они изложены в классическом учебнике С.И.Ковалёва по истории древнего Рима), предки италиков пришли в Италию с северо-востока в эпоху бронзового века. До прихода италиков на территории Италии сменили друг друга множество культур, в которых прослеживается влияние Восточного Средиземноморья. Предки италиков обитали в регионе Альп и представляли собой культуры свайных построек на озёрах. Иными словами, ещё в раннем бронзовом веке Альпы были отнюдь не кельтскими.

Но только ли в Италию мигрировали из Альп предки италиков (возможно, как раз под натиском кельтов?). Чтобы понять это, предлагаю взглянуть на карты европейских археологических культур медного - раннего бронзового века (при щелчке по ссылке карты откроются в отдельном окне). В правом верхнем углу каждой карты указана двойная датировка в годах до новой эры: верхняя дата (av.j.c.) - некалиброванная радиоуглеродная датировка (эти даты встречаются в работах, опубликованных до 1980-х гг., а иногда и позже), нижняя дата (BC) - используемая в современных работах калиброванная (обычно в сторону удревнения) датировка.

Разумеется, границы археологических культур на картах - весьма приблизительны, а их соотнесение с народами исторической эпохи - неблагодарное занятие, особенно по мере удаления в глубь веков. И тем не менее общие закономерности видны. Тёмно-зелёным цветом отмечена группа культур, из которой, по мнению составителя карт, в дальнейшем выделились италики (а также, как видно по карте, иллирийцы и мессапы). Испания на картах закрашена серым цветом: по-видимому, их составитель предполагал, что кельты (на картах обозначены бледно-зелёным цветом) в Испанию пришли уже в исторический период. В любом случае, мы видим, что «тёмно-зелёные» начали движение в сторону Средиземноморья раньше «бледно-зелёных» и двигались перед ними. Таким образом, часть массива прото-италиков могла отколоться от них в районе Альп, наткнувшись на препятствие - племена лигуров, обитавших в районе Лазурного берега, где ныне встречаются границы Италии, Испании и Франции. Историческая Лигурия хорошо очерчена археологически - с юга её окружает море, а её северная (сухопутная) граница чётко совпадает с южной границей распространения культуры полей погребальных урн: Если основная часть италиков обогнула лигуров с востока и попала таким образом в Италию, то часть их могла, напротив, двинуться на запад и таким образом попасть в центральную часть Испании намного раньше кельтов, а потом, под давлением последних, дойти и до Лузитании (ныне Португалия).

С точки зрения этой гипотезы, хронологически прото-лузитаны отделились от прочих италиков в конце бронзового века, около 1200 г. до н.э., и в течение следующего тысячелетия их язык едва ли изменился настолько, чтобы его было более невозможно включать в состав италийских. С этой точки зрения версия о лузитанах как о «заблудших италиках» представляется мне имеющей право на существование.

лингвистика, Португалия, доисторическая Европа, кельты, лузитаны, археология, италики, индоевропейские языки

Previous post Next post
Up