Как говорил Макиавелли, войны избежать невозможно, её можно оттянуть -- чем непременно воспользуется противник, чтобы укрепиться и довооружиться.
Корни нынешнего конфликта в Киеве следует искать в незавершённой Оранжевой революции. Лозунги лозунгами, но любая революция, так или иначе, связана с вопросами собственности, и тут пути Тимошенко и Ющенко радикально разошлись. Ющенко был изначально за малый передел, и как только он завершился -- сразу исчез его конфликт с Януковичем, сразу они стали союзниками, хотя на словах формально и переругивались периодически. Тимошенко же малый передел не устраивал -- только большой. Именно из-за этого она оказалась в тюрьме, именно поэтому она стала сближаться с радикалами вроде Тягнибока. Пока лилась кровь -- Тимошенко, очень кстати для неё, находилась в тюрьме, вся в белом, как Ленин в Швейцарии. Сейчас же, когда наступило затишье, она вполне может и выйти на волю.
Если сравнивать "титушек" с отрядами правых радикалов ("Свобода" Тягнибока и "Правый сектор"), то у последних есть одно большое преимущество. "Титушки" - это всего лишь временное ополчение. Возникла заварушка -- собрали молодцов, те поработали кулаками и палками, потом им говорят "Вольно, разойдись", и те расходятся по своим спортклубам. Правые же боевые отряды -- это хорошо организованная карьерная лестница. В организациях поддерживается агрессивно-соревновательный дух, и машут они кулаками не просто, чтобы выпустить пар, а чтобы после победы занять хорошие должности. Стимул очень действенный. То, что правые так же часто дерутся с милицией, как и
выясняют отношения между собой, выбивая друг друга из захваченных зданий -- для них невелика беда. Большевики и левые эсеры тоже махались между собой одно время, пока не выяснилось, кто главней.
Поэтому нынешнее затишье -- это, по сути, поражение Януковича. У правых нет никаких стимулов останавливаться, даже наоборот -- самое время закрепить достижения. Захваченные здания областных и местных администраций никто освобождать не собирается, и даже напротив -- "народ" требует продолжения банкета. Кроме того, пройдёт день-два после мирных соглашений, и демонстранты на Майдане начнут роптать: как так, семьдесят наших положили, и теперь с ними мириться? Уходить с Майдана? Если экономика страны медленно, но верно идёт на дно, самыми яркими событиями в серой жизни большинства людей становятся бунты и революции, и они продолжаются бесконечно долго, пока пассионарии не перебьют друг друга.
Экономическая позиция Януковича тоже слаба. России он нельзя сказать чтобы друг -- скорее, меньшее зло. Украинскую экономику российские кредиты, которые пока попридержал Путин, не спасут -- она в глубоком затяжном кризисе, рано или поздно споры за газ возобновятся, понадобятся новые миллиардные безвозвратные кредиты. Российские кредиты, тем не менее, для Януковича на порядок удобнее европейских -- за них не надо подробно отчитываться. Европейские же кредиты являются целевыми, просто так их не дают. Но и европейские кредиты могли бы оказаться полезными только и исключительно при наличии далеко идущего плана реформы украинской экономики. Пока такой план есть только у Тимошенко, и большой передел собственности -- часть этого плана, так что против действий правых она вряд ли что-то имеет против в принципе -- вопрос лишь в том, в какой карман пойдёт выгода. Судя по слаженному голосованию в Раде, принципиального конфликта между Тимошенко и радикалами нет, и она даже из тюрьмы вполне контролирует ситуацию, а в ближайшие дни может выйти и на волю.
Самый крайний вариант, на который могут пойти сторонники "Партии регионов", и то, если у них найдётся пассионарий, например, Геннадий "Гепа" Кернес -- отделить восточные области по образцу Приднестровья, где ситуация 20 лет назад во многом напоминала нынешнюю украинскую. На всю Украину и даже на центральную часть сил заведомо не хватит, даже Киев ими уже потерян. Но даже в этих отделённых -- если получится -- областях рулить будет уже точно не Янукович. Опять же, правые с отделением востока никогда не смирятся, для них единая и неделимая Украина -- символ веры. Всё равно что русскому предложить продать Владивосток китайцам по сходной цене.
Силовые действия со стороны Януковича принципиально отличаются от силовых действий его противников, и демонстрируют его слабость. Увеличение насилия с его стороны ничем ему не поможет, просто потому, что не получится. Тут весьма характерна реакция высших руководителей силовых ведомств во время конфликта: усиленное открещивание, мол, не знаем, кто бьёт, и "Беркут" тоже как бы не совсем наш. Система, символом которой является Янукович, глубоко интровертна, она принципиально не готова к активной "движухе", и в этом его беда. Люди на востоке Украины, как бы их ни раздражали "западенцы", всё же слишком пассивны в отстаивании своих политических интересов. Да и будешь ли тут активен, если даже в случае победы тебе особо ничего не светит, никаких карьерных продвижений или материального роста -- ничего этого им даже не обещают, максимум -- сохранение статус-кво. Промышленные боссы Донбасса вовсе не заинтересованы в том, чтобы на Востоке Украины росла политическая активность, хотя бы даже под лозунгами защиты русскоязычных -- этак ведь, чего доброго, и до сильных профсоюзов недалеко, ну а на фига они, к примеру, тому же Ахметову? Исключение в плане политической активности -- разве что Крым, и то, мне кажется, здешние русские столь активны даже не столько из-за высокого процента в местном населении и напряжённых отношений с татарами, сколько из-за слабой индустриальности и специфического экономического профиля этого региона.
Так что если вдруг боевым отрядам "западенцев" удастся прорваться на Восток, закрепиться там на короткое время и потом под это дело организовать выборы -- россияне удивятся, как много местных проголосуют за "стабильность", то есть за ещё недавно ненавистных "западенцев". Привычка к конформизму вырабатывается поколениями.
Мораль сей басни такова...
впервые в своей жизни почувствовал, как далека от меня Украина -- примерно как Новосибирск и Иркутск, где я никогда не бывал и вряд ли побываю. Я могу рассуждать о мотивах сторон конфликта, но в данном случае из них любая для меня -- не "наши" и не "враги", а "они там".